Когда я слышу слово «культура»,
я снимаю с предохранителя свой браунинг
Г.Йост, «Шлагетер»
Есть такой хрестоматийный сюжет. Болезнь можно долго не лечить. Не обращать на нее внимание, всем говорить, что здоров. Можно и себя убедить в том, что все хорошо и идет по плану. Но вот беда – тем самым только загоняешь болезнь вглубь, усугубляешь возможные последствия. На ранней стадии еще возможно терапевтическое амбулаторное лечение. Когда ситуация запущена, пациенту может помочь только оперативное хирургическое вмешательство…
Тут нужно сделать ремарку. Лично я – далеко не фанат министра Мединского. К нему много вопросов. Однако в данной ситуации подпишусь под каждым его словом в адрес псковских чиновников от культуры. Все, что было сказано Владимиром Мединским про их неповоротливость и полнейшую безынициативность, носит, на мой взгляд, совершенно объективный характер. Да, собственно, об этом много раз писали псковские СМИ.
Маршруты по стенам Псковского кремля (т.н. «туристическая тропа») были широко анонсированы еще в 2013 году. Что сделано в этом направлении? Ничего не сделано. Покровскую башню отреставрировали – она так и стоит пустая, без какого-то внятного наполнения. Какой смысл говорить о включении нашего Кремля в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, если чиновники от культуры годами не в состоянии сделать полноценную музеефикацию? Те же вопросы касаются музеефикации Окольного города в целом. Это просто стыд и позор.
Давно ли вы были в Кремле? Если вы не состоите в рядах крайне малочисленной паствы Троицкого собора, то трудно найти сколько-нибудь разумное основание регулярно посещать Псковский Кремль. Там нет ничего интересного ни для туристов, ни для местных жителей. Территория Кремля сегодня, называя вещи своими именами, это пустырь.
Территория Псковского Кремля
Как такое вообще возможно? В любом цивилизованном городе эта территория была бы центром притяжения с собором в качестве доминанты. Мыслимое ли дело, чтобы в безлюдный пустырь был превращен, например, Пражский Град или Штефансплатц в Вене?
Штефансплатц. Фото Михаила Шварца
Отдельная история с приданием Псковскому музею-заповеднику федерального статуса. Статус федерального музея означает принципиально иные возможности для развития. Достаточно сказать, что финансирование таких музеев идет отдельной строкой федерального бюджета. Чтобы понять разницу, достаточно посмотреть, как выглядит аналогичный музей у наших соседей. Новгородский музей-заповедник давно уже имеет федеральный статус. Псковский же безнадежно застрял в далеком прошлом. Это просто какой-то реликт периода раннего Брежнева, по недоразумению существующий в эпоху Илона Маска.
Как должен выглядеть современный музей можно посмотреть у других наших соседей. В эстонском Тарту, численность населения которого ровно в два раза меньше Пскова, пару лет назад открылся Эстонский национальный музей. За столь непродолжительное время он стал объектом притяжения как местных жителей, так и туристов.
Эстонский национальный музей (г.Тарту)
Чиновникам комитета по культуре давно следовало бы понять одну простую истину. Современный музей – это «локомотив», тянущий за собой экономику города, а не бессмысленное хранилище каких-то, возможно ценных, фондов. Современный музей – это непрерывный динамичный процесс приобщения к культурным ценностям, а не статичная структура с экспозициями из папье-маше, лишенная даже намека на развитие. Тлен и запустение – вот основные «фонды» Псковского музея-заповедника. Пару дней я пытался выяснить у коллег, друзей и знакомых, кто и когда последний раз посещал Псковский музей? В ответ встречал удивление и недоумение – никто так и не вспомнил…
Денег-то министерство культуры выделяет немало. 800 миллионов рублей на Покровскую башню. Еще столько же на «музейный квартал». Отдельная статья расходов на Псковский Кремль. Но вот беда – у этих чиновников не получается. Чиновники комитета по культуре способны генерировать тонны отчетно-планирующей документации. Мастерски жалуются на нехватку денег. Эффективно противодействуют общественникам. Виртуозно «посылают» журналистов ведущего регионального СМИ. Предположу наличие еще многих талантов. Вот только с культурой у них как-то не срослось…
Современный чиновник от культуры – это не «баба в кокошнике», а менеджер и культуртрегер, в хорошем смысле слова. Тот, кто умеет не только сохранять/преумножать культурные ценности, но и зарабатывать на этом. Понимает, куда культура движется, и в чем нуждаются разные группы потребителей «культурного продукта».
Псковские чиновники страсть как любят поговорить о «туристическом потенциале». В незапамятную эпоху был в областной администрации даже комитет по туризму. Очень псковская история: туризма нет, а комитет по туризму в администрации есть. Нынче развитием туризма занимаются в том самом комитете по культуре, под руководством Жанны Малышевой. И результат, как легко догадаться, налицо. Много пафосных речей про «развитие туризма» и «огромный потенциал». В квартальных отчетах – графики и диаграммы, отражающие «позитивную динамику». Все хорошо. Вот только реальность удручает.
Так уж сложилось, что нет на Псковщине полезных ископаемых, зато культурных ценностей – сколько угодно. На них мы могли бы зарабатывать немалые деньги. Но для этого нужно очень много сделать. Псков должен стать единым историко-культурным пространством, объединенным общей инфраструктурой, интуитивно понятной маршрутной сетью. Всю эту уникальную старину для начала необходимо наполнить смыслом. После чего начать грамотно продвигать за пределами региона – иначе туристы сюда не поедут. Не хватает денег – сегодня существует великое множество грантов и программ Минкультуры. Только в рамках одной Программы приграничного сотрудничества EstLatRus можно половину Пскова привести в надлежащий вид.
Впрочем, о чем я говорю. Комитет по культуре не понимает, что сделать с Псковским Кремлем, чтобы он перестал быть унылым пустырем. Какой уж тут EstLatRus, ENI 2014-2020, Horizon 2020 и т. д…
В этом смысле у меня только один вопрос: почему псковской культурой руководят люди, совершенно не соответствующие требованиям времени?
Константин Калиниченко