Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная передача, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по понедельникам в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове». Автор и ведущий – Константин Калиниченко.
Сначала это было выдумкой, потом суеверием,
а потом непоколебимой верой.
Это была... блуждающая фантазия.
Но кончилось все это плохо. Очень плохо...
Стивен Кинг «Баллада о гибкой пуле»
Думаю, ни для кого не секрет, что человеку свойственно жить иллюзиями. Трудности и жизненные проблемы мы склонны зачастую оправдывать тем, что они временные, а в будущем все наладится - надо только немножко подождать и потерпеть. Власть давно раскусила эту тонкую психологическую материю. Иллюзиями будущего счастья можно кормить не только отдельного человека, но и широкие народные массы в целом. Чем власть и пользуется совершенно неиллюзорно. Советские вожди обещали, что «дети и внуки будут жить при коммунизме». Постепенно обещания мельчали, но оттого не становились более выполнимыми. Последний советский генсек уже не бравировал наступления коммунизма, зато в своем стремлении стать ближе простому народу обещал всем и каждому отдельное благоустроенное жилье. Тоже не сбылось.
В Псковской области жизнь протекает по схожему сценарию. Поскольку в реальном времени власть не в силах качественно улучшить жизнь простых людей, традиционно уповали на грандиозные свершения в будущем. Область наша, как принято считать, глубоко и безнадежно дотационная. Это, прямо скажем, совсем не так. Сборы таможенных платежей сегодня составляют более 26 млрд. рублей в год, что по факту соответствует расходной части областного бюджета. Но все эти деньги до копейки забирает жадная, ненасытная, прожорливая Москва. Для того, чтобы потом со своего барского плеча сбрасывать сюда жалкие подачки, постоянно попрекая местную власть «дотационностью» региона.
Все без исключения региональные администрации вынуждены были что-то придумывать и как-то выкручиваться. Губернатор Михайлов планировал сделать из Псковщины «водочную Мекку», изо всех сил развивая этот не самый полезный для организма сектор экономики. Михаил Кузнецов стремился экономить и сокращать неэффективные расходы. Так или иначе, все это напоминало поиски завалявшегося сухаря на полке буфета.
В эпоху Андрея Турчака была предпринята попытка разорвать этот замкнутый круг. Область рискнула не только начать жить немного не по средствам, но и с головой окунулась в гигантские (по меркам Пскова, конечно же) проекты. Наиболее известный из таких проектов – особая экономическая зона «Моглино».
История «Моглино» началась в 2012 году. Проект, согласно обещаниям и прогнозам, должен был стать палочкой-выручалочкой для нищего региона. Новые высокотехнологичные предприятия, несколько тысяч рабочих мест, солидная региональная налогооблагаемая база. Проектировали «Моглино» не какие-нибудь сельские лапотники, а продвинутые дядьки из почти мифического Сингапура. Уж кому, как не сингапурцам, знать, как в кратчайшие сроки вылезать из полного дерьма в лидеры мировой экономики. В общем, на бумаге было все гладко.
Все эти годы мы жили где-то посередине, между традиционным псковским скепсисом, что все это прожектерство и «маниловщина» от начала и до конца, и надеждой на то, что «а вдруг получится». Полагаю, с каждым новым годом, видя, что в «Моглино» по сути ничего не происходит, скепсис усиливался. Однако власть продолжала источать уверенность в успехе, Публике демонстрировали закладные камни и каких-то людей, в целом похожих на инвесторов. Которые, со своей стороны, клялись в самое ближайшее время построить заводы, нанять рабочих и, засучив рукава, незамедлительно приступить к вытаскиванию региона из долговой ямы.
Сегодня на дворе неумолимо завершается 2018 год. «Моглино» уже 6 лет. На площадке в настоящий момент полноценно работает одно предприятие, на котором трудятся порядка 12 человек. Еще одно все никак не может начать работу, испытывая не вполне понятные трудности. Все остальное – это закладные камни, декларации о намерениях, инвестиционные меморандумы и прочие форматы имитации бурной деятельности.
Поэтому, когда Счетная палата России включила особую экономическую зону «Моглино» в список неэффективных, это мало кого удивило. До поры до времени Москва закрывала глаза на все эти «шаманские пляски». Но, видимо, и там устали ждать выхлопа. В тот момент, когда Счетная палата сформулировала свое решение, многие кинулись злорадно потирать руки: мол, мы же все эти годы вам говорили, что ни черта у них там не получится. Что ни говори, а приятно быть диванным Нострадамусом. Но давайте разберемся, откуда в этой истории ноги растут.
Оттолкнемся непосредственно от акта Счетной палаты, составленного по итогам мониторинга состояния российских особых экономических зон. Далее цитата:
Какие из этого следуют выводы? На мой взгляд, Счетная палата дала объективную оценку ситуации вокруг особых экономических зон. То, что сама идея совершенно не оправдывает ожидания, ни для кого не секрет. Но согласитесь, проще всего было бы всю ответственность за очередной провал в экономической политике государства переложить на плечи регионов - найти крайних в лице губернаторов и руководителей проектов.
Однако в акте Счетной палаты, по сути, речь идет о том, что как раз федеральная власть сделала недостаточно для того, чтобы модель особых экономических зон стала эффективной. Федералы могут сколько угодно надувать щеки, козыряя миллиардами, вложенными в создание «Моглино» и ему подобных. Но фактически следует признать, что вся концепция особых экономических зон терпит крах, исключительно благодаря «мудрой политике партии и правительства». На примере «Моглино» это видно невооруженным глазом.
Когда затевалось создание «псковского экономического чуда», на дворе стоял 2012 год. Крым и Донбасс благополучно существовали в составе Украины, как это и было записано в Будапештском меморандуме 1994 года. В Сирии тоже мало чего интересного происходило, на Асада всем было глубоко плевать. Россия активно дружила с Западом и всеми его проявлениями. Даже совет «Россия-НАТО» неплохо функционировал. Затем наступил 2014 год. Крым усилиями «вежливых людей» стал «наш», а на востоке Украины началась гражданская война, в результате чего образовались немного странные ДНР и ЛНР. На международное право и ранее подписанные договоренности Россия решила не обращать внимание. Наши западные партнеры такого юмора предсказуемо не оценили. Дальше начались санкции, контрсанкции. В эфире основных федеральных телеканалов призывают превратить западный мир в радиоактивный пепел. Буквально из каждого утюга, как из оруэлловского телекрана, генерируется истерия ненависти в отношении Запада.
фото: vesti.ru
И вот на этом фоне у нас должна была заработать ОЭЗ «Моглино». Напомню, когда все это только затевалось, речь шла о привлечении именно зарубежных инвесторов. Даже непосредственно место, где планировалось создавать площадки для будущих заводов и фабрик, было выбрано с учетом ориентации на западное направление. Сингапурская компания «JURONG Сonsultants Pte Ltd» спроектировала «Моглино» с учетом актуальных современных тенденций. Сегодня региональная власть пытается затащить на эту территорию хоть кого-то. Я очень сомневаюсь, что первоначальные планы предполагали среди резидентов компании вроде «Сибирского гостинца». Создавать особую экономическую зону, принимать отдельный федеральный закон, чтобы тут в муках и корчах открывалось небольшое предприятие по производству сухофруктов – согласитесь, это все совершенно несерьезно.
Государство в очередной раз «назло бабушке отморозило уши». Сегодня нет больших сомнений в том, что гора родила мышь. Могут ли теперь в «Моглино» прийти относительно крупные инвесторы? Теоретически еще не все потеряно. Всегда будут компании вроде «Титан-Полимер», которые предлагают, мягко скажем, не самое экологически чистое производство, поэтому готовы идти на компромисс. Но изначальная цель, заключавшаяся в привлечении в «Моглино» иностранных инвестиций, была успешно похоронена усилиями государства.
Вопрос, может ли быть интересна ОЭЗ «Моглино» иностранному инвестору, я задал достаточно крупному европейскому бизнесмену. Его ответ был следующий:
Вот такое компетентное мнение, на мой взгляд, очень тонко подмечающее особенности взаимоотношений с российским государством.
А какова дальнейшая судьба «Моглино»? Пока она, по всей видимости, покрыта туманом. Молчание по данному вопросу ответственных лиц мне кажется вполне красноречивым. По всему видать, «Моглино» может спасти только чудо.
Что ж, чудеса все же иногда случаются. С верой в чудо я с вами сегодня прощаюсь, и с чистой совестью «Резонер» уходит в двухнедельный отпуск. Чего и всем желаю.
Константин Калиниченко