Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую вер-сию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.
«Самый тупой депутат
умнее среднестатистического гражданина России»
Илья Костунов, депутат Госдумы РФ
Тексты про псковских политических фриков вызвали известный резонанс. Жаль, адресаты не смогли этого адекватно пережить, впали в истерику, из которой по сей день не в состоянии выйти. Что ж, предлагаю оставить их в покое наедине с собой, пусть продолжают заниматься самоудовлетворением в социальных сетях, и хоть где-то у них будет хорошо. А сегодня обратим взор на диаметрально противоположный фланг. Поговорим о современном чиновнике и его отличительных характеристиках.
Источник: expert.ru
Если задать вопрос, что вы думаете о современных чиновниках, ответ широких народных масс, очевидно, предсказуем. Чиновников как класс в России никогда не любили – это, своего рода, постоянный жупел, который принято склонять во всех направлениях. Беглый поиск по слову «чиновник» выдал недвусмысленный ассоциативный ряд: паразит, коррупционер, общественный тормоз и так далее. Назвал государственного человека последними словами – и вроде ты сразу молодец, с какой стороны не посмотри, неравнодушный человек и гражданский активист. Многолетний модный тренд, а значит, тут и обсуждать нечего. Но очень хочется «отпрепарировать» современного российского чиновника, заглянуть ему в голову, дабы лично удостовериться в наличии там не только скреп, но и жизненно важных для госслужбы органов и понять мотивы его поведения.
Сразу оговорюсь: этот текст – о некоем усредненном, типовом современном государственном служащем. Все возможные совпадения будут совершенно случайны и вызваны, разве что тем, что типаж современного чиновника сегодня окончательно сформировался. Давайте перейдем к детализации.
Когда готовил этот текст, набрал в Гугле словосочетание «современный чиновник». В ответ повалились ссылки в духе того, что «современный чиновник – тот, кто умеет принимать решения и быть за них ответственным». И прочее бла-бла-бла. Вот это наша совершенно обычная история, когда все говорят очень правильные вещи, но воплотить теорию в жизнь нет никакой возможности.
Чего вы практически никогда не встретите в классе современных чиновников – это способности принимать решения и нести за них ответственность. Все совершенно наоборот. Чиновник в наши дни принимает решение только в одном случае – когда у него просто не остается иного варианта. То есть он не придумал, как заволокитить проблему в джунглях бюрократических процедур или перебросить ее другому чиновнику.
Отлично помню 2002 год, когда я только закончил аспирантуру и молодым максималистом поступил на службу. Было много работы и минимум бумажной волокиты. Когда 15 лет спустя завязал с государевой службой, работа, как таковая, в целом уже не имела значения – важно было то, насколько ты убедителен в составлении отчетно-планирующей документации и своевременно ли ты генерируешь отписки во всевозможные инстанции.
Расскажу одну историю, которая на меня очень сильно повлияла. Являясь руководителем коллектива в 27 человек, сдавал ежегодную форму отчетности в Росстат. Через неделю звонок. Сотрудник ведомства говорит: «Понимаете, такое дело, ваша отчетность не проходит». – Как же так? – спрашиваю. «Видите ли, не совпадает с прошлогодними данными. У вас 2 лишних человека». – Так что же делать? – «Ну, есть только один вариант. Поскольку в прошлогоднем отчете мы уже ничего исправить не можем, вам нужно «убить» двух человек». Тут я немного опешил от такой непосредственности и говорю: что же мне их – натурально в расход пустить? Из дробовика расстрелять и прикопать по-тихому? «Да ну, что вы, – хохочет сотрудница Росстата. – Просто вычеркните двоих. Пусть у вас будет не 27, а 25 сотрудников…».
В общем что там у тебя по работе происходит, никому до этого нет никакого дела. Лишь бы на бумажке дебет с кредитом сходился.
Источник: yaplakal.com
Еще один характерный признак, по которому легко узнать чиновника – это «государственное выражение лица». Передвижение в пространстве с ощущением собственной значимости от выполнения великой миссии. Когда я в течение года работал в областной администрации, обратил внимание на ряд интересных закономерностей. В коридорах постоянно встречаются чиновники с невероятно озабоченным выражением на лице. Такое впечатление, будто им только что рассказали о грядущем конце света или поставили задачу выплатить государственный долг Псковской области до конца рабочего дня. Примерно с таким выражением лица Брюс Уиллис в фильме «Армагеддон» спасал мир ценой собственной жизни. Я еще удивлялся, думал, люди действительно глобальными вещами озадачены. Постепенно разобрался. Это «государственное выражение лица современного чиновника» на самом деле не означает ничего.
Стоны чиновников по поводу тягот службы есть не что иное, как защитная реакция и, в некотором смысле, аутотренинг, который помогает, с одной стороны, оправдывать бессмысленное существование, а с другой, попросту «надувать щеки». Основываясь на личном опыте государственной службы в течение 15 лет с уверенностью могу сказать: никаких трудностей, кроме искусственно созданных на ровном месте, на государственной службе нет. Чисто внешне чиновник работает много, но пользы от этого ровным счетом никакой. И если отменить вредный и бессмысленный круговорот бумаг, всех чиновников легко и без потери производительности можно перевести на однодневную рабочую неделю.
Пожалуй, квинтэссенцией этого бессмысленного времяпровождения является процедура согласования документов. В теории призванная оптимизировать и сделать интуитивно понятным процесс принятия решений, в реальности система согласования документа является воплощением идеальной бюрократии. Количество чиновников, которые должны согласовать самый рядовой документ, постоянно растет и достигает сегодня какой-то немыслимой величины.
Источник: pikabu.ru
Но все это, по большому счету, мелочи, которые меркнут на фоне современной кадровой политики. Систему рекрутирования чиновничьих кадров сегодня часто называют «отрицательным естественным отбором». На государственную службу в большинстве своем поступают люди, совершенно непригодные в реальном секторе экономики и социальных взаимодействий. Глядя на многих чиновников нашей областной администрации, нет никаких сомнений, что должность на государственной службе для них – единственный способ более-менее комфортного существования. Ведь кроме как тасовать бумажки на столе и с озабоченным видом фланировать по коридорам, какими-то полезными навыками они не наделены.
Как результат: если в цепочке ответственных за принятие решения совершенно случайно не находится редкий, почти уникальный, экземпляр толкового ответственного чиновника, то эту цепочку охватывает полный паралич. Выглядит это примерно так: какие-то невнятные личности суетятся, мечутся по коридорам, силясь понять, что вообще происходит и мечтая только об одном – как бы переложить необходимость принятия решения на кого-то другого. То есть максимум энергозатрат, и практически нулевой, а иногда отрицательный КПД.
Источник: advi.club
Некоторые кадровые решения и вовсе заставляют только лишь развести руками в недоумении. Действительно способные, опытные сотрудники постепенно покидают органы власти – либо под давлением «внешних обстоятельств», либо по собственной инициативе, не желая иметь отношения к происходящему. Им на смену приходит новая генерация чиновников, отличительной чертой которых является неспособность существовать за пределами государственной службы.
Следует также добавить, что распространенная в последние годы модель привлечения чиновников из других регионов пока не доказала своей эффективности. Эти люди «высаживаются на местность» и, даже не пытаясь разобраться в местной специфике, сходу отрицают весь предыдущий накопленный опыт. При этом их собственные проекты по уровню наивности напоминают строительство Вавилонской башни. Проекты, разумеется, проваливаются, чиновники по-тихому покидают регион, а на их место прибывают новые «геростраты». И все начинается заново. Как итог – на ряде позиций можно наблюдать совершенно некомпетентных управленцев, совершенно не готовых к работе и общению с населением.
Сегодня с самого верха декларируется всеобщая открытость чиновников, много говорится о том, что медиа сегодня – это прежде всего площадка для диалога власти и общества. На недавно завершившемся съезде партии «Единая Россия» только и разговоров было, что о необходимости быть открытыми, близкими и интуитивно понятными простому народу.
Но как тут быть близким и понятным, если чиновник зачастую просто некомпетентен, в связи с чем реально опасается выйти из своего уютного кабинета. Не секрет: ничто так не выдает профнепригодного управленца, как общение с независимыми СМИ. Довольно трудно отвечать на вопросы, когда ты совершенно не владеешь предметом…
В целом же картина совершенно неприглядная и, на мой взгляд (чуть ранее изнутри, а теперь – со стороны), совершенно бесперспективная. Тотальная деградация класса привела к тому, что соотношение грамотных чиновников и дармоедов-вредителей сегодня сильно в пользу последних. Это отнюдь не проблема псковского чиновничества – такая картина в целом по стране, такие у нас времена. Парадокс в том, что толковый чиновник в общем-то и не нужен власти. Востребованы же те, у кого в нужный момент «горят глаза», и наличествует «скрепа». И, мне кажется, что не делается ничего, чтобы это изменить положение вещей.…
Константин Калиниченко