Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM). Автор и ведущий - Константин Калиниченко.
Совершенно не хочется говорить про коронавирус, но ничего не поделаешь. Буквально вся активная деятельность сегодня рассматривается через призму эпидемии, разного рода мер противодействия и недопущения. Вот буквально вчера вечером из недр Кремля просочилась информация о том, что принято решение все-таки переносить парад Победы. Представляю, как тяжело далось решение: ведь и в принципе переносить не хотелось, да и не понятно, на какой срок. Даже если принять версию, что парад можно провести 24 июня, в годовщину парада Победы 1945 года, то кто даст гарантию, что к тому времени эпидемиологическая обстановка будет лучше, чем сегодня? Впрочем, пока выбирать особо не приходится, и, думаю, с парадом в итоге все образуется.
Чего, к сожалению, нельзя сказать о системе школьного образования. Нужно честно признать факт того, то общеобразовательная школа оказалась совершенно не готова нормально работать в условиях мер недопущения распространения коронавируса. Когда стало понятно, что продолжать учебный год в обычном формате нет возможности, было принято решение перейти на так называемое дистанционное обучение. Полагаю, решение это является ошибочным. Чиновники, понятное дело, пытались выбрать из двух зол меньшее, но, как это у нас обычно и бывает, получилось ровным счетом наоборот.
Вообще весь процесс под названием «дистанционное обучение» - это какой-то сизифов труд. Я ради интереса посмотрел, что делается органами государственной власти в этом направлении. Делается на самом деле немало. Самые разные структуры бросились тут что-либо организовать, тужатся наладить процесс, пытаются на ходу решать возникающие неожиданно проблемы. Вот, пишут, что Сбербанк обеспечил возможность удаленного обучения школьников в 23 регионах России. Молодец, Сбербанк, правда, ничего не сказано, как в этом случае быть остальным 60 с лишним регионам. Или вот, например, активисты некоего Российского движения школьников из Псковской области «помогут учащимся справиться с трудностями дистанционного обучения, научиться правильно распределять нагрузку и время, сориентироваться в разнообразии образовательных ресурсов». «Единая Россия» даже намерена помочь обеспечению компьютерами и другими гаджетами учащихся из нуждающихся семей. Это здОрово, конечно. Вот только для дистанционного обучения необходим еще качественный интернет, который отсутствует как класс на доброй половине территории региона.
Я уже третью неделю наблюдаю со стороны эту имитацию бурной деятельности под названием «дистанционное обучение». Общаюсь с родителями детей разных школьных возрастов. Честно, я не слышал ни одного положительного отзыва. Недовольны чуть более, чем все поголовно. Впрочем, все же пара человек в фейсбуке мне написали, что их более-менее все устраивает. Но в итоге выяснилось, что в одном случае просто, видимо, повезло с учителями, а в другом - глава семьи, на счастье своих детей, сам оказался известным специалистом в сфере дистанционного образования. Так что это обычные исключения, которые подтверждают общее правило.
В чем главная проблема? Прежде всего, в том, что нет никакого смысла искать черную кошку в темной комнате. Основываясь на личном педагогическом образовании и опыте, осмелюсь утверждать, что дистанционное обучение в школе - это фикция. И, в общем, вся современная теория и методика преподавания это подтверждает.
Технологии дистанционного образования сегодня невероятно популярны. Существуют великолепные, просто потрясающие платформы, такие как Coursera, позволяющие получить образование практически в любом вузе по желаемой специальности, не выходя из дома. Или, например, магистратура отлично идет дистанционно, аспирантура и постдок. Повторюсь, все это круто и здОрово. Но категорически непригодно для школьного образования. Исключение, пожалуй, только одно - изучение иностранных языков. Именно поэтому дистанционные уроки английского или немецкого давно не являются чем-то особенным, хотя это скорее формат репетиторства на удаленке.
Дело в том, что дистанционное обучение подходит более-менее взрослым людям. Отличная штука, когда ты взрослый, у тебя уже в башке по полкам что-то лежит, и ты сам способен мух отделять от котлет. Притом не в случайном порядке, а на основе причинно-следственных связей. Но в условиях школы все попытки организовать образовательный процесс дистанционно - это прямое насилие над здравым смыслом.
Как результат, вместо нормального процесса обучения, мы получили жалкие, совершенно бессмысленные потуги превратить неповоротливую и закостеневшую постсоветскую школу в некое дистанционно-образовательное пространство - на все это довольно грустно смотреть.
Дело тут не в том даже, что родители мучаются, вынужденные сегодня имитировать домашних педагогов. Вся проблема - в полнейшей безрезультатности процесса. Школьник, даже в старших классах, крайне уязвим в вопросе получения знаний окружающего мира в силу того, что методология познания еще в зачаточной стадии. Понять, что и как делать/не делать, способны единицы. Родителей же, способных нормально помочь ребенку со школьной программой, очевидно, по пальцам руки можно пересчитать.
Учителя тоже стали заложниками положения. Я общаюсь с педагогами разных школ, и, в общем, они все прекрасно понимают, какой фигней вынуждены заниматься. Но их заставляют это делать, потому особого выбора у них нет. Хорошо, если учитель сам соображает в современных педагогических технологиях, ориентируется в образовательных платформах, умеет пользоваться гаджетами и способен настроить работу программы Zoom. Но многие, так уж вышло, к этому не способны. Поэтому суть «дистанционного обучения» свелась к массированному сбрасыванию «домашнего задания» с указанием «сделать, отсканировать и выслать учителю». Разумеется, вся тяжесть «обучения» при таких условиях легла на плечи родителей, которые, по вполне понятным причинам, не в состоянии заменить учителя.
10 апреля губернатор Псковской области Михаил Ведерников провел встречу с представителями педагогического сообщества региона. Стороны, как говорится в сообщении на Псковской Ленте Новостей, обсудили организацию дистанционного образовательного процесса, а также вопрос о сроках завершения 2019-20 учебного года. Что ж, давайте рассмотрим позиции сторон.
Председатель комитета по образованию Александр Седунов, как и положено чиновнику-руководителю, подводя предварительные итоги первых недель дистанционного обучения в регионе, пытался нокаутировать скептиков объемом проделанной работы.
Ну, оставим за скобками такой неудобный факт, что «случаи неустойчивого подключения к интернету» далеко не единичны, а за пределами Пскова носят скорее массовый характер. Но главное то, что чиновники наши давно научились отчитываться процессом, а не результат. Вот скажите, вам на самом деле интересно, сколько гигабайтов материалов опубликовано «в общем доступе»? Вообще говорить в 2020 году про «общий доступ» - ну это как-то даже несерьезно. Сегодня любые по сути знания общедоступны в сети интернет, начиная от таблицы умножения, заканчивая доказательством гипотезы Пуанкаре и формулы разгона вещества в Большом адронном коллайдере. Но без грамотного объяснения, как все это работает, знания отскочат от головы школьника, как мяч от бейсбольной биты.
На совещании присутствовали, конечно, не столько педагоги, сколько директора школ. Вот они в едином порыве выразили желание продолжать эту дистанционную эпопею до конца мая, потому что все у них хорошо: учителя работают, дети учатся, целевые показатели в норме. Все это напоминало подвиг мышей, которые «плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». Что ж, мазохизм всегда был чертой русского национального характера.
Результат мероприятия был вполне предсказуем, поэтому меня разве что позабавили некоторые откровения «педагогов». Директор одной из школ радостно сообщила, что дистанционное обучение - это вообще классная штука, потому что она позволила значительно сократить количество двоек. На фоне рекомендаций чиновников от образования вообще на этот период отказаться от неудовлетворительных оценок, подобные высказывания выглядели совершеннейшим паноптикумом.
А председатель Псковской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Наталья Горбачева заявила, что «система образования региона работает как единый организм. И когда дети дома - все спокойны, когда дети заняты - все спокойны еще больше». Прекрасный образец структурно-функционального мышления. Боюсь немного разочаровать руководителя профильного профсоюза: может система образования и работает как единый организм, только вот у этого организма наблюдается приличный цирроз печени, и почки, в общем, тоже отвалились. Ну и вот эта логика, что «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не забеременело» - это, простите, какой-то анахронизм.
Неужели истинная цель дистанционного обучения сегодня - усадить школьников дома в 4 стены, чтобы они на улицу носа не показывали? С точки зрения эпидемиологической ситуации, это кажется вполне обоснованным. На первый взгляд, даже такие уроки должны удержать учащихся школ от походов по городу и прочих развлечений. Но как часто у нас бывает: в теории - все хорошо, на практике - не работает. Притом не работает совершенно. Достаточно в любой день выбраться в город и убедиться, что так называемая «школота» неплохо проводит время на открытом пространстве. Как они это делают, я не знаю, но факт остается фактом.
Кстати, можно из первых уст послушать и мнение родителей. Масштабная дискуссия развернулась в одной из социальных сетей. Участники популярного псковского паблика отмечают в комментариях, что система по факту не работает. Родители объективно бессильны сегодня перед образовательной программой и мало чем могут помочь своим детям.
Родители недовольны категорически и бесповоротно. В трудной ситуации им приходится выполнять функцию педагога для собственных детей. Это изначально провальная идея – родители не могут и не должны быть учителями-предметниками.
Учителя тоже недовольны. Их нагрузка по факту возросла, им приходится осваивать самим совершенно новые для них технологии. И в этом неизведанном пространстве дистанционных образовательных платформ, программ видеоконференцсвязи и прочих чудес дигитального мира многие учителя напоминают слепого котенка, который, конечно, проявляет активность, но КПД при этом катастрофически низок.
Школьники, надо сказать, тоже не в восторге. Психуют из-за промышленных объемов «домашки», отсутствия нормального общения со сверстниками. Отмечают, что нормального диалога с учителями нет. Ну, не учатся они нифига, короче в таком формате.
А раз так, то ответьте на вопрос, зачем это все было затевать? Для чего эти гигантские трудозатраты с отрицательным выхлопом? Печально конечно, что руководители от образования, в общем, и не скрывают, что школа - это не образовательное пространство, а место дневной передержки детей, пока родители на работе. Поэтому цель дистанционного обучения - удержать детей в четырех стенах. Но вы вообще там думаете, как их летом будете удерживать? Или уже где-то известно, что коронавирус у нас только до 31 мая? А что потом?
По результатам встречи с педагогами глава региона попросил провести своего рода мониторинг перечня проблем в преподавании, которые стали очевидны на данный момент. Да тут и без мониторинга видна одна такая проблема – система не работает, от слова совсем. Дистанционное нечто есть, а вот обучения нет.
Константин Калиниченко