Дивный новый мир

10.03.2022 19:37|Псков

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

«В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворенность совершенно лишена романтики сражений со злым роком, нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов... Ведь, как всем известно, если хочешь быть счастлив и добродетелен, не обобщай, а держись узких частностей; общие идеи являются неизбежным интеллектуальным злом. Не философы, а собиратели марок и выпиливатели рамочек составляют становой хребет общества».

Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Вот так бывает. Живешь себе, никого не трогаешь, примус починяешь. Принимаешь во внимание обстоятельства. Строишь какие-то планы. Краткосрочные — например, планы взять отпуск через месяц-полтора, когда уже прилично потеплеет и куда-нибудь съездить. На худой конец, в Калининград, а то и за границу, если снимут осточертевшие ковидные ограничения. Среднесрочные — например, купить новый айфон, ноутбук или машину. Долгосрочные — они, как правило, касаются стратегических планов на жизнь.

И тут наступает 24 февраля 2022 года. Все твои планы идут к такой-то матери. Ты не понимаешь, что вообще происходит. Пытаешься разобраться, но на тебя со всех сторон льется бесконечный поток новостей, в котором отличить правду от вымысла, истину от лжи, информацию от пропаганды почти невозможно. Ты мечешься по сторонам, ищешь ответы на вопросы у друзей, родственников. Смотришь федеральные телеканалы, читаешь оппозиционную прессу, анализируешь высказывания зарубежных политиков. В общем, запутываешься окончательно.

Фото: deviantart.com

Но время лечит. А может, не лечит, но раны затягиваются, ты привыкаешь. Понимаешь, что прошлое осталось в воспоминаниях — наступила новая реальность.

Новая реальность на данном этапе многих ужасает. Ничего подобного никогда не было на нашей памяти. А главное, мы и подумать не могли, что такое вообще возможно. Что уйдут из России вещи, которые стали для нас обыденностью, предметами обихода. Дело не в каком-нибудь отдельно взятом Макдоналдсе — массовый исход зарубежных компаний продолжается вторую неделю и кажется, что вообще все ушли. Что не осталось ничего, кроме сети магазинов райпо и бабушки с пирожками на рынке. Еще месяц назад скептики пугали россиян долларом по 100 рублей, но никто, разумеется, не верил, потому что этим нас пугают с 2014 года, но государство как-то справлялось. И вот сегодня доллар по 100 рублей уже кажется недостижимой мечтой.

Ну, вот такая реальность. Что же делать? Думаю, не ошибусь, что нам подкинут еще каких-то санкций, но в целом вектор понятен. Санкции сегодня, как дождь в ноябре — удовольствия они не приносят, но и нашего мнения никто не спрашивает. Можно долго и нудно рассуждать о несправедливости позиции Запада, который наказывает граждан России, которые ни в чем не виноваты, но это, как говорится, в пользу бедных. Очевидно, что наступившая реальность с нами на достаточно протяженное время — даже если случится чудо, на Украине все скоро устаканится, и мировой бизнес устремится обратно в Россию, прежняя жизнь быстро не восстановится.

Какие у нас теперь варианты? Думаю, что их три.

Первый вариант — посыпАть голову пеплом. Уйти в жесткий депр, в изоляцию, в отрицание. Вздрагивать от каждого бряцания телефона, будучи в полной уверенности, что это телеграм-канал Псковской Ленты Новостей сообщает об очередной санкции Запада или уходе из страны еще одного известного бренда одежды или фастфуда. Да, очень многие ушли, я тоже сильно огорчен, что уходит Макдоналдс, огорчен, что финский кофе Paulig покидает Россию и так далее. Но, повторюсь, они моего мнения не спрашивали, а на причины их решения я повлиять никак не могу. Этот вариант, совершенно очевидно, тупиковый.

Второй вариант — выдохнуть и жить дальше. Найти себя и свое место в новом мировом порядке. Можно, наверно, порефлексировать какое-то время, завернуться с головой в одеяло и попробовать абстрагироваться от внешнего мира, но затягивать с этим точно не стОит — делу не помогает, только психику собственную расшатывать. Можно тупо и банально ныть и сокрушаться, но это тоже никак не влияет на создавшуюся ситуацию. Реальность более-менее сформировалась, нытье ничего не меняет. Если люди начали массово рисовать букву Z где ни попадя, значит, на то у этих людей есть объективные причины, нравится нам это или не нравится. Федеральные каналы внезапно не станут нам рассказывать, что западная демократия есть единственно исторически верный путь развития. А Владимир Соловьев никуда не исчезнет с голубого экрана, даже если у него найдут и отберут еще с десяток вилл на озере Комо.

Это как с санкциями. Когда они появились в 2014 году после присоединения Крыма, казалось, что они нас додавят, что жизнь в изменившихся условиях станет совершенно невыносимой, и мы все умрем. Но прошли годы — жизнь продолжается. Так и в 2022 году — нравится-не нравится, нужно искать свое место в этом «дивном новом мире».

Практически на 100% это новое место в бытовом смысле будет хуже старого. Особенно это касается зоны комфорта, которая, в лучшем случае, сильно сузится, в худшем — сменит место дислокации. Приведу простой бытовой пример. Я — заядлый кофеман, кофе пью много. Меня, как я уже говорил, расстроил уход финского кофейного брэнда Paulig с российского рынка. Paulig – это кофе, что называется, не профессиональный, среднего уровня. Его можно встретить в кофемашинах на автомобильных заправках, в сети фастфуда. Это тот кофе, который вы пьете на ходу, вкусовые рецепторы им не удивите. Ну вот да, теперь его не будет, наверно. Но, во-первых, «плач Ярославны» никак не разжалобит финских кофейных гуру, а, во-вторых, чем быстрее я найду адекватную замену, тем меньше понесу ущерба для психики. Вот так я озадачился и выяснил, что в России пока еще остаются 4-5 кофейных брэндов в том же сегменте, что и беглые финны. Думаю, что без кофе на заправках мы не останемся, хотя цена, скорее всего, вырастет. Но она выросла бы в любом случае при таком курсе рубля.

Подобных примеров можно приводить до бесконечности, но нужно сделать небольшое пояснение. Я сейчас не оправдываю ситуацию — мне искренне жаль, что мы лишаемся привычных бытовых удобств. Но нас никто не спрашивает, поэтому самое лучшее, что можно сделать, — попытаться приспособиться к новым условиям с наименьшими для себя потерями. Выработать новые практики жизни, в том числе бытового поведения. А там, глядишь, ситуация снова изменится.

Опять же, нужно понимать, что сложившиеся модели поведения меняются крайне медленно и неохотно. Вот, сегодня многие потирают руки, дескать здорово, что Макдоналдс ушел из России, перестанет травить дорогих россиян вредной американской жратвой. Разочарую тех, кто уже сегодня видит на месте Макдаков сеть пирожковых «Теремок», пельменную или, на худой конец, «Крошку-картошку». Модель поведения сформирована и укоренилась. Для значительного числа людей т. н. стрит-фуд стал обязательным элементом повседневности. Бургеры, наггетсы, картошка фри и прочие кулинарные американизмы никуда не исчезнут. Просто появятся под какими-то новыми логотипами.

«ДонМак» — сеть фастфуда в ДНР (источник: тг-канал «КОРНИЛОВ»)

Отчасти эти практики уже в нашей жизни. Мы ведь за последние пару лет по известной причине много от чего отказались. Перестали ездить за сыром в эстонские Выру и Тарту. Вместо Мюнхена и Вены начали летать в солнечный Калининград. Песчаные пляжи Коста-Бланка сменили на тоже, в общем, песчаные в Феодосии. Это не повод для гордости — это наша объективная реальность.

А кому такая реальность не нравится, остается третий вариант. Как, думаю, все уже поняли, речь идет про «валить из страны». Вариант не хуже других — я лично далек от мысли осуждать тех, кто в этот сложный момент принял решение покинуть Россию. Жить нужно там, где тебе комфортно, — это, в общем, довольно прописная истина. Зачем себя мучить, если новые порядки человеку поперек горла? В этом варианте, собственно говоря, только одна проблема — он далеко не всем подходит. Уехать не сложно. Вопрос в том, что ты будешь делать в новой для себя стране, как будешь зарабатывать на жизнь?

Обсуждать уехавших не хочу — отчасти потому, что эта участь внезапно может постигнуть любого из нас. Ведь сегодня никто не знает, как дальше будут развиваться события.

Но пока мы в России, а это значит, что нужно выбирать второй вариант. Новая реальность уже наступила. Попереживали по этому поводу, и будет. Так или иначе, нужно адаптироваться и жить дальше. Иное в нашем случае просто лишено смысла.

Константин Калиниченко

опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 223 человека