Черный пиар в 2022 году

08.09.2022 18:00|ПсковКомментариев: 8

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

 

«Тот, кто хочет влиять на толпу, нуждается в шарлатанской приправе.

Даже сам Господь Бог, издавая свои заповеди на горе Синай,

не упустил случая основательно посверкать молниями и погромыхать.

Господь знал свою публику»

Генрих Гейне


Предвыборная гонка подобралась к финишной ленточке, уже завтра откроются избирательные участки. Параллельно откроется портал… Нет, не в ад, а всего лишь Госуслуги (хотя, в отдельных случаях, это одно и то же), где наиболее продвинутая и цифровизированая часть электората будет пробовать голосовать дистанционно. И пока участники выборов пытаются наверстать упущенное в оставшиеся часы, давайте подведем итог избирательной кампании 2022 года, чем она нам запомнилась.

У меня от этой кампании двоякое чувство. С одной стороны, особых ожиданий не было — я бы сказал, что человек, который ждет чего-то острого, необычного, интересного от выборов в современной России, явно оторван от реальности. Выборы в России в плане интриги давно напоминают отечественный футбол — кладбищенская стабильность и полное отсутствие ожиданий. С другой, был все же, как минимум, один фактор, придавший псковской муниципальной кампании легкой остроты и налет тулуз-лотрековского разврата. В нашу унылую предвыборную повседневность вернулся черный пиар.

Источник: bash.news

Местами было даже интересно, особенно когда современные цифровые сервисы пытались интегрировать с богом забытыми технологиями лихих политических 90-х. Как будто вы в Париже конца XIX века, по традиции проводите вечер в «Мулен Руж», а на сцене, вместо Ла Гулю и Иветт Жильбер, канкан танцуют трансгендеры.

Впрочем, каждой эпохе — свои герои. Мы с налетом пафоса говорим о выборах, придаем этой теме масштаб события. Но, в то же время, отдаем себе отчет, что в классическом понимании термина выборов в современной России нет. В этом процессе есть партия власти, которая решает свои задачи по монополизации власти, и решает их успешно, нравится это кому-то или нет. Есть несколько партий, которые борются за второе место. Никто из оппонентов «Единой России» даже не помышляет о победе, не смеет, хотя бы из хулиганских побуждений, заявить о претензиях на победу. Вот, например, вчера в ходе дебатов на «ПЛН FM» был очень интересный и красноречиво характеризующий политическую жизнь страны и региона момент. Представлявший «Единую Россию» депутат Госдумы Александр Козловский призвал оппонентов выступать с партией власти единым фронтом, чтобы делать жизнь людей легче и лучше. На что лидер псковских либерал-демократов Антон Минаков ответил, что они давно так поступают, потому что иного выбора наша политическая система не оставляет — если ты хочешь продвигать свои инициативы, нужно «дружить» с «Единой Россией», иначе все ваши распрекрасные законопроекты будут отправляться в мусорную корзину.

Вот такая у нас ситуация, что на второе место в Псковской области всерьез нацелилась ЛДПР. Коммунисты отвечают — «хрен вам», и обещают сохранить это формальное лидерство в пелотоне преследователей. Где-то неподалеку отсиживаются «Новые люди», которые тоже не прочь запрыгнуть на вожделенное второе место. Полагаю, что и «Яблоко» имеет аналогичные амбиции. И даже номинальный аутсайдер «Партия пенсионеров» приободрилась, на фоне внутренних беспорядков в стане псковских коммунистов. Все замерли в предвкушении, у каждой партии есть какая-то своя социология, которая именно ей сулит успех.

Вот только мне кажется, что какие-то неправильные выборы, когда победитель известен заранее, причем задолго до старта. Сейчас, где-то в параллельной вселенной, из которой Россию выпилили, как неподходящую по образу мыслей и форме черепа, начнется Чемпионат мира по футболу. Представьте, что за три месяца до стартового матча вам сообщают, что чемпионом стала Германия, а за второе место поборются Бразилия, Италия, Франция и Хорватия. При такой интриге этот мундиаль даром бы никому не сдался.

К сожалению, у нас — именно такой случай. Победитель известен не просто заранее, а на годы вперед, остается наблюдать за суетой у нижних ступеней пьедестала. Да вот еще за технологической стороной процесса. Слава богу, тут было, на что посмотреть, особенно в последние пару недель.

Агитпроп партий и кандидатов, разумеется, ни масштабом, ни креативом не отличался — эта тенденция у нас не первый год. Дело тут не в бедности и исчерпанности фантазии политтехнологов, а в особенностях избирательного законодательства страны. Я уже более 10 лет являюсь членом Избирательной комиссии Псковской области, и все эти годы наблюдаю постоянное ужесточение законодательства о выборах и сужение поля возможностей для кандидатов, политтехнологов и СМИ. Кажется, запрещено чуть более, чем всё. Запретили контрагитацию, затем запретили использовать лица детей, а потом и лица взрослых. Можно использовать в политической рекламе только упоминание или прямую речь человека с его письменного согласия. Вот представьте, что любая встреча кандидата в округе — это один сплошной геморрой для прессы. Потому что лицо кандидата, при соблюдении ряда условий, вы сможете показать в итоговом материале, а присутствующих на встрече граждан — нет. Со спины можно, а лица — нельзя. Чиновник, если он куда-то избирается, вынужден уходить в отпуск, потому что в период выборов его обычная повседневная работа автоматически превращается в агитацию. Гротеск ситуации в том, что, например, сити-менеджер Пскова Борис Елкин, чтобы выполнять свои ежедневные рабочие обязанности и информировать жителей Пскова о том, как решаются те или иные городские вопросы, ушел в отпуск. Потому что, когда Борис Елкин весной подходит к Троицкому мосту — это его работа. А если ровно тот же самый Борис Елкин подходит к Троицкому мосту в начале сентября, то это уже агитация за одну из партий. Партии и кандидаты открывают избирательные счета, потому что только со специального счета может быть оплачена агитация. Все держат в уме тысячу нюансов нашего избирательного права, при этом глаз все равно дергается, потому что закон таков, что просто невозможно что-нибудь не нарушить.

И, как обычно, есть нюанс. Все это касается только тех, кто работает в пределах законодательного поля. Закон в нашей стране — это препятствие для законопослушных А для технологий черного пиара и тех, кто готов поставить его на вооружение, нет никаких преград.

Казалось бы, настоящий черный пиар давно канул в лету вместе с политическими технологиями прежних времен. О каких черных технологиях можно говорить, если сам агитпроп, по сути, умер, как вид. Политическая программа партий и кандидатов сегодня никого не интересует, потому что особых отличий там нет. Разве что коммунисты мечтают вернуться в СССР, а «Яблоко» — построить демократию по европейскому образцу. Остальные твердо выступают за все хорошее, против всего плохого. Однако же нашлось пространство для черного пиара в 2022 году.

Виной тому возможности соцсетей и мессенджеров, прежде всего Telegram, а также использование дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах Псковской городской думы. В итоге анонимность и способность мессенджера доставлять нужную информацию конечному потребителю, минуя публичные площадки, сподвигла как минимум одну из политических партий попытаться купить голоса избирателя. Понятно, о чем идет речь, тем более, что многие псковичи уже получили недвусмысленное предложение «заработать на гражданской активности». Гражданам предлагалось зарегистрироваться на ДЭГ, сообщить о себе необходимую информацию, после чего ждать указаний. А когда они поступят, проголосовать за нужного кандидата, отчитаться об исполнении поставленной задачи и получить заработанные таким образом деньги. Весьма, кстати, небольшие. Я искренне надеюсь, что граждане включат голову, проявят сознательность и не наделают глупостей. Потому что за обещанную тысячу рублей, которую, как вы понимаете, могут тупо не перечислить, можно поиметь совершенно неиллюзорные проблемы с уголовным кодексом.

Вот эта вера в наличие мозгов у электората — вещь, сама по себе, интересная. Но тут беда в том, что попытки скупить голоса избирателей продолжаются вторую неделю. Я, например, получил четыре таких предложения с разных телефонных номеров, вступил с одним из них в конструктивный диалог как «зарегистрировавшийся на ДЭГ». И вот до старта голосования меньше суток, но что-то не слышал, чтобы кого-то из инициативной группы скупщиков голосов выявили и накрыли. Есть у меня стойкое ощущение, что никто не пойман, и мы можем получить сильно искаженные результаты на отдельных участках.

А пока правоохранители молчат, появились борцы «невидимого фронта», которые, с их слов, вычислили тех, кто ответственен за скупку голосов на выборах. Этих граждан — по странному стечению обстоятельств все они являются кандидатами на выборах в Псковскую гордуму от оппозиционных партий — заставили «сбросить маски» анонимусов. Для чего кто-то опять же неизвестный не поленился изготовить «ростовые куклы» кандидатов с табличками о скупке голосов.

Имена «робингудов», решивших вывести на чистую воду якобы нечистоплотных участников выборов, разумеется, тоже остались неизвестны. Конечно, это такая же черная пиар-технология, призванная не агитировать за своего кандидата, а максимально облить дерьмом оппонента. Мы можем думать все, что угодно, однако нет никакой официальной информации, кто именно ведет скупку голосов через Telegram. Поэтому любые обвинения с переходом на личности полностью незаконны. Но и в данном случае никто не пойман.

В сухом остатке имеем следующее. Идут выборы без выбора — вопрос лишь в том, из какого конкретно количества депутатов будет состоять абсолютное большинство «Единой России» в Псковской городской думе. Идет агитация за кандидатов — настолько унылая, что хочется впасть в летаргический сон и проснуться, когда этот политический договорняк закончится раз и навсегда. А единственное, что придало красок жизни этому сонному политическому царству — это торжественный проезд Олега Брячака на броневике по Пскову да черный пиар и запрещенные законом политтехнологии. Которые оживили процесс и пробудили от сна непосредственных участников. Мне как юристу и члену избиркома нехорошо такое говорить, но как журналист я немного радуюсь, что в последние пару недель у нас случилось хоть что-то, отдаленно напоминающее конкуренцию на выборах.

И я так думаю, что никого не поймают за руку, а нам после выборов останется только догадываться, кто же стоял за всеми этими глубоко противозаконными попытками вмешательства в выборы. Может оно и к лучшему. А то совсем было бы, как на кладбище.

Константин Калиниченко

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 53 человека