Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.
«Только враги говорят нам правду. Друзья и влюбленные, запутавшись в паутине взаимной лжи, врут бесконечно».
Стивен Кинг
Закончились длинные выходные, отгремели победные реляции ортодоксальных чебурашкофилов о том, как мы уделали Голливуд. Сильные мира сего погрустили, что им теперь нельзя ездить в Дубай с эскортницами, а также любыми другими способами демонстрировать, что жизнь удалась. Страна понемногу возвращается к обычной жизни и ее привычному ритму.
В этом ритме всегда должно быть место ненависти. Для нашего культурного кода жизненно необходим образ врага как внешнего, так и внутреннего, нужно люто и искренне ненавидеть всех этих негодяев, которые разбивают нам дороги, выкручивают лампочки в подъездах и в целом не дают начать жить по-человечески. Долгое время такими врагами у нас был коллективный «Обама», проклятущий и не менее коллективный Запад, солдаты НАТО и т.д. Враг сменял друг друга, натиск на лампочки в подъездах и православное Отечество в целом не ослабевал.
Каррикатура «Обама выкручивает лампочку в подъезде» (источник: minskblog.livejournal.com)
Но уже несколько недель у этой бесконечной турнирной таблицы образов врага новый лидер. Это наши соотечественники, уехавшие из страны в 2022 году под влиянием событий, связанных с СВО на Украине, мобилизацией и санкциями Запада. История могла быть ничем не примечательна — подумаешь, где-то наверху изобрели очередных виноватых в наших проблемах и теперь по каналам госпропаганды проталкивают эту тему в широкие народные массы. Однако все пошло вопреки обычному сценарию. Чтобы понять всю «глубину наших глубин», обратимся к хронологии событий.
Когда началась спецоперация на Украине, случилась первая волна отъезжающих из России. Потом была и вторая — уже на фоне объявленной мобилизации. Отъезду, по большому счету, никто не препятствовал. Более того, в пропагандистских медиа по этому поводу царил угар и нескрываемая радость, мол скатертью дорога, валите на свой Запад, а в России от этого только чище станет воздух. Осенью шапкозакидательские настроения внезапно сменились смутно осознаваемой тревогой, а затем и вполне обоснованной паникой. Неожиданно выяснилось, что среди покинувших страну до безобразия много полезных и нужных людей. Пропагандисты нам из каждого утюга распинались, что из страны валит всякий ненужный сброд, а оказалось, что уезжали квалифицированные специалисты, притом редких и дефицитных профессий. И если отъезд оппозиционных блогеров мало на что влияет, то вот эмиграция специалистов IT-индустрии может, не сегодня-завтра, отправить нашу страну назад в век аналоговых технологий и прочих прелестей доцифровой эпохи.
Первым забил тревогу министр цифрового развития Максут Шадаев. Он, видимо, лучше других понимает, что цифрового развития без IT-специалистов может и не быть. Это примерно как играть в футбол на высоком уровне без профессиональных футболистов (хотя сборная России по футболу неоднократно этим занималась). Так вот ведомство г-на Шадаева разработало целый комплекс мер, направленных на возвращение уехавших из России айтишников. Со стороны выглядит довольно странно, когда сначала создали условия для отъезда из страны, а затем принялись неистово завлекать обратно, но 2022 год совсем отучил нас удивляться. Среди этих мер, помимо прочего, предлагается гарантированная бронь от призыва в армию и оплата перелета в Россию. Если бесплатный билет в один конец способен вызвать улыбку, то гарантированная бронь от мобилизации, вероятно, может стать для многих серьезным стимулом вернуться на родину.
Я почитал несколько IT-пабликов в Телеграме, где, в основном, потешались над инициативой цифрового министерства. Судя по всему, предложение Минцифры российскому эмигрантскому IT-сообществу показалось слабым и неинтересным. Что ж, значит нужно повышать ставки, искать варианты, которые будут реально привлекательны уехавшим специалистам. Я весьма далек от того, чтобы идеализировать работу ведомства Максута Шадаева, но оно, по крайней мере, сложа руки не сидит, понимает суть проблемы, пытается как-то тушить возникший пожар подручными средствами.
Вот только со всех сторон к этому пожару бегут разные личности с «ведрами керосина», думают, что пожар можно потушить, подливая масло в огонь. Более других усердствуют депутаты Государственной Думы. Один добрый такой народный избранник предлагает обложить покинувших страну и работающих из-за границы поистине драконовскими налогами, чтобы им там на Западе жить стало не на что. Другой, не менее народный, говорит, надо не только налогами обложить их по периметру, но и оставшееся в России имущество конфисковать. Дескать, так будет более доходчиво. Ну а третий предложил не ограничиваться этими полумерами, а сходу поставить на всех уехавших крест, назад уже не впускать, а для надежности еще и лишить гражданства. Правда, затем добавил, что не совсем таки всех, а лишь тех, кто неправильно понимает текущий политический момент.
Так бы и мерялись господа-депутаты длиной своих предложений, но тут включился голос разума. Случилось это, как всегда и бывает, в тот момент, когда уже, как говорится, никто и не ждал. Секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил следующее: «Наша задача — максимально сделать так, чтобы те, кто уехал, как можно быстрее вернулись, за исключением тех, кто позволил себе выпады в отношении страны. Это важно для экономики страны, для их семей и близких».
Вот тут важно, что это сказал не кто-то там, а Андрей Турчак, чей, как принято говорить, аппаратный вес позволяет относить его к политическим тяжеловесам страны. Надо сказать, в эти дни у многих натурально сносит голову, и наш бывший губернатор вынужден то тут, то там «тушить пожары», вызванные необдуманными и безответственными высказываниям чиновников и депутатов. Позже с аналогичным комментарием выступил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Есть надежда, что в этой схватке разум когда-нибудь победит.
Впрочем, пока это только надежда. Вчера ряд СМИ опубликовал информацию, что депутаты Госдумы в инициативном порядке ведут работу над законопроектом о конфискации имущества уехавших россиян. От переизбытка чувств, видимо, решили взять на себя повышенные обязательства. Я одного не могу понять: почему, вместо того, чтобы делать нашу жизнь лучше, некоторые господа депутаты озабочены тем, чтобы испортить ее уехавшим из страны? Разве в этом суть деятельности народного депутата?
Что еще неприятно удивляет в 2023 году, это ощущение, что машина времени отправила нас на сотню лет назад. Где только что закончилась гражданская война, идет активный поиск внутреннего и внешнего врага. И, конечно, у врага нужно прежде всего конфисковать имущество. Сто лет назад это были уехавшие из страны дворяне и помещики, в наши дни — условный креативный класс, квалифицированные специалисты. Тут очень сложно живо не представить картину, где появляется Швондер с коллективом таких же энтузиастов и начинает раскулачивать, уплотнять, выселять и конфисковывать. Вот так мы что-то сделали в нашей жизни, что хрестоматийная булгаковская сцена готова со страниц романа перекочевать в реальный 2023 год.
Кадр из фильма «Собачье сердце» (реж. В.Бортко, 1988 г.)
И совершенно непонятно, что будет дальше. По официальным данным, страну за год покинули порядка 1,1 млн человек. Разные люди, но абсолютное большинство из них — не какие-то разнорабочие, эксперты по размешиванию бетона, а высококвалифицированные специалисты востребованных профессий. Восполнить их отъезд нереально в принципе, тем более в краткосрочном периоде. Значит нужно с ними как-то договариваться, если мы, конечно, не хотим в технологическом смысле вернуться в прошлый век.
И это не проблема полярности взглядов на СВО и положение вещей в целом. Если отбросить к черту эмоции и включить голову, то станет понятно, что возвращение уехавших специалистов — это вопрос экономики и нормального развития страны. Чисто математический вопрос. То, собственно, о чем и говорил Андрей Турчак.
При каких обстоятельствах уехавший из страны может в нее вернуться? Только тогда, когда в родной стране будут созданы комфортные условия и человек обретет уверенность в завтрашнем дне. Что его, ценного специалиста, не отправят рыть окопы от забора до обеда. Что его не объявят врагом народа за наличие собственной точки зрения, отличной от единственно верной. Что ему можно строить планы, а не жить одним днем, потому что вектор страны в любой момент может измениться на противоположный.
Но пока ничего этого нет. А значит вопрос возвращения в Россию сегодня повисает в воздухе…
Константин Калиниченко