Праздник, говорите? Да бросьте. У нас по году есть целая категория «праздников», которые таковыми никак не являются. Радоваться приказано, а радости — нуль.
Источник: memozg.ru
Название придумали в эпоху Черненко. КУЧ, который правил страной, не приходя в сознание, вряд ли вообще слышал про эту инициативу. Но эпоха славилась бессмысленной суетой: города и области зачем-то награждали орденами, отрасли реформировали «с целью углубить и расширить», заодно и школе прилепили новый праздник. Чтобы — цитирую — «выработать у молодежи высокие нравственные качества и готовность к защите Родины». Тогда же какой-то демиург из маразматического 1984-го придумал «День знаний». А чтобы, значит, коэффициент нравственности повышался, учебный год надо обязательно начинать с линейки и гладиолусов. Бред какой-то — как будто в остальные дни года можно спокойно обойтись без знаний.
Поскольку реформу проводили в классическом советском стиле «реформа нужна, но мыслей нет», тогда же, в рамках реализации, ввели профессиональное обучение. Ну, как ввели — вернули. Есть такая давняя укоренившаяся традиция в отечественном образовании — раз в 15-20 лет внезапно обнаруживать, что школьная реформа ведет «не туда» и возвращать ранее отмененное, чтобы потом снова было что отменить в ходе очередной реформы по устранению последствий предыдущей реформы. В этом смысле наша система образования напоминает колесо Сансары, где в основе всего лежит круговорот страданий ради отправки нового поколения в правильное будущее.
Но хорошо, пусть будет «День знаний». Другой памяти о Черненко все равно нет. Вопрос: зачем этот показушный карнавал?
Линейки люто ненавидят примерно все.
Дети — потому что каникулы кончились.
Учителя — потому что впереди год бюрократии и родительских истерик, вдобавок постоянно жди, что твои прекрасные ученики сегодня исполнят.
Родители — потому что нужно бегать за цветами и решать вечный вопрос традиционной цветочной повинности: «Гладиолусы или что-то приличнее?» А еще скинуться на подарок от класса. «Дорогой или символический? Чтобы не стыдно, не дорого и не осудили соседи по чату».
Учителя получают букеты не от любви, а по разнарядке. 1 сентября, День учителя, выпускной. Формальность и автоматизм, доведенные до гротеска.
Начальники раздражены, когда родители отпрашиваются с работы на 1 сентября. Вроде как надо отпустить, но можно и не отпускать — нет такого правила.
И главное — для чего это все? «День знаний» состоит из рутинизированного набора ритуальных действий: линейка, пафосные речи, избавление от гладиолусов. Кстати, знаний-то в «День знаний» нет вовсе — ни одного урока.
И праздника нет. 1 сентября — день коллективного стресса.
Школьники идут в класс как на каторгу.
Учителя возвращаются к ежедневному педагогическому мазохизму.
Родители садятся за уроки вместе с детьми.
А родители одиннадцатиклассников натурально идут в бой. У них впереди ЕГЭ, и каждый день — как маленькая война. С нервами, слезами, маленькими победами и поражениями, транквилизаторами и психотерапевтом, неиллюзорно маячащим на горизонте.
Называть вот это вот все «праздником» — нелепо и кощунственно.
Хотите праздник? Сделайте выходной. В чем проблема — одним больше, одним меньше.
А то получается как обычно: веселиться приказали, а веселиться, в сущности, некому.
P.S. Этот текст — мнение, не претендующее на универсальную оценку 1 сентября. Несогласный с автором имеет полное право быть несогласным. Автор своим оценочным суждением никого не желал бы обидеть — ни родителей, ни учителей, ни школьников, ни Константина Устиновича Черненко.
Константин Калиниченко