Партия «Единая Россия» все-таки прошла проверку на гражданскую зрелость и наличие ума. Речь об очередной попытке депутатов Госдумы инициировать вынос тела Ленина из Мавзолея.
Вначале, как и водится по весне, активизировался депутат от ЛДПР Иван Сухарев. Еще в марте он направил запрос председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко о возможности демонтажа Мавзолея. А в апреле история получила новый импульс. Теперь уже не один Сухарев, а целая группа депутатов объявила о намерении внести поправки в федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Отметились шестеро. Сухарев, Владимир Сысоев, Александр Курдюмов – от ЛДПР. И члены фракции «Единая Россия» Евгений Марченко, Николай Брыкин, Виталий Бахметьев.
Упор делался на целый букет традиционных аргументов. Сухарев и компания вспомнили про крещение Владимира Ульянова (Ленина), его венчание с Надеждой Крупской. Не обошлось без слов про «экономию бюджета», и, естественно, про «глас народа», когда по опросу «Левада- Центра» идею предания земле тела Ленина поддерживает 58 процентов «дорогих россиян» при 31 проценте за то, чтобы обставить все, как есть.
Впрочем, подписи единороссов продержались под документом лишь около трех часов. Вначале партия отказалась обсуждать вопрос, а затем последовал отзыв подписей. Заместитель секретаря генсовета Евгений Ревенко в достаточно жесткой форме поправил однопартийцев: «Единая Россия» стремится обсуждать законы, которые направлены на укрепление согласия в обществе, а не на раскол. Ни с фракцией, ни тем более с партией коллеги не советовались. Эту инициативу мы не обсуждали».
Нельзя не признать, что решение последовало мудрое и адекватное. Ведь даже если исходить из простой статистики, то счет 58:31 достаточно зыбкий и провокационный. Равно как и прошлогодний 60:32. Говорящий скорее о том, что «дорогие россияне» скорее против перезахоронения тела Ленина, чем «за» и с течением времени тех, кто «против», меньше не только не становится, но, наоборот, их число растет.
То есть обилие антиленинской пропаганды и целенаправленная агитация за вынос тела вождя из Мавзолея, которая ведется как минимум с первых же лет горбачевской перестройки, ни к чему существенному не привели. Государственная машина в этом вопросе работает явно вхолостую.
Еще в 2006 году политолог Станислав Белковский пророчествовал: «У меня есть информация, что Владимир Путин давно одержим идеей вынести тело Ленина из Мавзолея. Скорее всего, вынос тела будет финальным аккордом пребывания Путина в Кремле – тогда ему уже нечего будет терять, вероятно, это произойдёт в 90-ю годовщину Октябрьской революции».
Однако, ни в 90, ни в 95 лет Великого Октября ничего подобного не случилось. С некоторым успехом гробокопателям от политики удается поддерживать интерес к вопросу, но на выходе все сопровождает неизменный пшик.
Совсем свежий пример – компьютерная игра «Что было в Лениным в морге». Игрокам вот уже с января 2017-го предлагается заняться виртуальным бальзамированием тела Ленина, покопаться в его внутренних органах или сделать макияж.
Это напоминает истерику. Сложно, вообще, сказать, кто за последние 30 лет не отметился на теме тела Ленина. Дошло до того, что Кирсан Илюмжинов предлагал перевезти Мавзолей Ленина (объект № 545 Всемирного наследия ЮНЕСКО) со всем его содержимым в Элисту, если России своя история не интересна.
Но, по счастью, до таких радикальных решений дело все-таки не доходит. Плавно сошла на нет 21 апреля и скандальная инициатива Ивана Сухарева.
Путин остался верен себе. Достаточно критично отзываясь о Ленине и даже делая его виновным за распад СССР (на заседании президентского совета по науке и образованию было заявлено: «Управлять течением мысли – это правильно, нужно только, чтобы эта мысль привела к правильным результатам, а не как у Владимира Ильича. А то в конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была. Вот такая мысль там»), он мудро пытается не обострять обстановку, исходя хотя бы из достаточно скользкого баланса голосов «за» и «против».
В 2016 году на форуме ОНФ президент заметил: «Что касается перезахоронений и других вопросов подобного рода, вы знаете, мне кажется, к этому нужно подходить аккуратно, чтоб не предпринимать никаких шагов, которые разделяли бы наше общество. Нужно, наоборот, его сплачивать, вот это самое главное».
Ну, хотя бы так… Лучше уж такая половинчатость, чем размахивание топором по-сухаревски: «Большевистский переворот, по сути, был преступлением против государства. Теперь мы живем в совершенно иной стране, но символы, мертвецы продолжают находиться в центре столицы. Нужно раз и навсегда поставить точку в данном деле и примирить красных и белых, похоронив большевистских вождей по православному обряду».
Забавно, но человек отрицает и результаты Гражданской войны, где однозначно победили большевики, и всю победную историю СССР во имя некоего «примирения красных и белых». Так о «примирении» или об исторической капитуляции красных перед белыми говорит Сухарев вослед за Русской православной церковью за рубежом? С терминологией тут нужно бы хорошенько разобраться.
Впрочем, и это тоже – лирика, виньетки на полях. Проблему тела Ленина и Мавзолея невозможно понять без широкого мистического контекста. И начать следует с того, что вопрос о создании усыпальницы вождя Сталин, по многим источникам имевший жреческое посвящение, поднимал еще при жизни Ленина, как минимум в 1923 году.
То есть происходило элементарное оформление некоего религиозно-государственного культа. Создавались некие религиозные скрепы нового государственного образования, ставящего себе целью построение подобия христианского рая на Земле.
Не время сейчас и не место дискутировать о подобном религиозно-государственном культе. Дескать, в каком тут месте нужно смеяться. Но факт остаётся фактом. Сталин на Политбюро ставил вопрос о будущем бальзамировании тела Ленина, а все будущие фигуранты будущих репрессивных дел – Троцкий, Бухарин, Каменев – Сталина не поддержали, обозвав его идею с созданием «искусственных мощей» - «поповством».
В конечном итоге Мавзолей появился на свет. Действительно, став символом нового государства и местом поклонения советских людей. Именно символом и мистическим центром, а не каким-то банальным «зданием».
Делегат XXII съезда КПСС Дора Лазуркина именно об этом говорила с трибуны упомянутого съезда: «Вчера я советовалась с Ильичом, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принес партии».
Лазуркину тогда не обсмеяли, не освистали, а вполне даже прекрасно поняли. Равно как не смеялся никто и над Сталиным, который частенько наведывался в Мавзолей к Ленину по специальному ходу из Кремля.
Вряд ли сходство Мавзолея с вавилонским зиккуратом («труба Божественного духа») является простой случайностью. Конечно, команда Сталина не ставила своей целью создать точную копию древнего культового сооружения. Но и процесс культа «вечно живого» Ленина с определенной психоэмоциональной обработкой советских людей тоже никуда не денешь.
В 1934 году в тело Ленина, словно в живое, стрелял из нагана Митрофан Никитин. Потом в Ленина швыряли чернила, камни, били стекло молотком, хотели взорвать… То есть вели себя по отношению к телу, как ко вполне живому существу.
Вряд ли случайным был и факт прорыва канализации во время строительства Мавзолея, когда нечистоты залили мощи Ленина. Патриарх Тихон в то время обронил свою язвительную фразу «По мощам и елей». Два религиозных культа откровенно боролись друг с другом.
Наконец, Владимир Ильич Ульянов мог взять какой угодно псевдоним, да и имел их добрую сотню, однако, выбрал себе фамилию на букву «л», вольно или невольно превращая собственные инициалы в имя вавилонского божества Вил, о котором упоминается в ветхозаветной книге пророка Даниила. С трудом верится, что вечный отличник, энциклопедист и умнейшей человек своего времени – Ленин – об этом не знал и совсем ничего не понимал.
Наводит на определенные мысли и расположение рук вождя в саркофаге Мавзолея, которые при совмещении складываются в мудру (на санскрите – «знак») «Щит Шамбалы».
Интересно, что даже совсем отмороженный политик Борис Ельцин, который боялся, пожалуй, только отсутствия сорокаградусной жидкости под рукой, и тот, чуть только возникала тема Ленина, становился на удивление деликатным и политкорректным. Так, газете «Известия» в 1999 году Ельцин заявил, что «Ленин в Мавзолее – исторический символ нашего прошлого» и что «нам надо будет создать специальную общественно-государственную комиссию, чтобы детально проработать все вопросы».
Вот ведь когда СССР разрушается – как два пальца об асфальт. Собственный парламент расстреливается из танков – ни один мускул не дрогнул. А тут, понимаешь, «специальная общественно-государственная комиссия» понадобилась.
Думается, что Ельцин тоже был в курсе об истинном назначении Мавзолея и понимал, что на Красной площади находится не некая «мумия», а символ государства, выстроенного Сталиным.
То есть реально вопрос о сохранении ленинского зиккурата – это вопрос о дальнейшем существовании России. Поставили в СССР вопрос о предании тела Ленина земле и вот уже не стало СССР. Поставит Россия вопрос о ликвидации Мавзолея – не станет и России.
Если принять за основу утверждение, что семинарист и языческий жрец Сталин строил мистическое государство, то нужно четко понимать: уничтожение Мавзолея повлечет за собой и уничтожение всей системы, оформленной в государство Сталиным. Что имела Россия до большевиков? Если говорить очень коротко, то имела гниль, распад и разложение, импотентное Временное правительство, фактические безвластие и хаос.
Как угодно можно относиться к товарищу Сталину, но первичный бульон из парадов суверенитетов, экономической разрухи привел к государственному знаменателю именно он. И нынешняя России является ничем иным, как осколком того самого, сталинского, строения. Осколком жутко деформированным, уродливым, но с четко прослеживаемой родословной.
Мавзолей с отраженным на нем ГУМом
И от этого не уйти, даже глумясь над Мавзолеем. Даже сняв с него буквы «Ленин». Даже пытаясь визуально скрыть его, оттесняя на задворки Красной площади то нелепым катком, то отраженной подсветкой ГУМа, когда некогда гордое сооружение хотя бы на краткие мгновения, но становится слепым и жалким.
Расчёт здесь простой. Дескать, вытравим из памяти народной советское прошлое, лишим его корней в нынешней действительности, тогда и историю спокойно перепишем, как надо. Где в Гражданской войне победили белые. Где Керенский был государственником, где Колчак находился под покровительством Запада исключительно по соображениям родства всего «цивилизованного человечества», а большевики только и делали, что церкви разрушали (ну, не было у них других дел!).
Только вот не получится так. Поскольку не является Ленин «мумией», а Мавзолей – «зданием». И тут поправками в закон «О погребении и похоронном деле» не отделаешься.
Андрей Канавщиков