Кризисный бизнес

03.02.2009 15:15|ПсковКомментариев: 8

Спрос на «Капитал» Карла Маркса в Германии разом вырос на 300 процентов. Английская «Гардиан» совсем в стиле товарища Берии начала искать персонально ответственных и опубликовала список из 25 проштафившихся финансистов и политиков, включая Клинтона, Буша, Гордона Брауна и главу федеральной резервной системы США Алана Гринспена. Уличные побоища в Греции, Литве, общенациональная забастовка во Франции. Назойливые сообщения о закрытии предприятий, сокращении работников и рабочей недели. Исландия, балансирующая на грани банкротства.

Самые отчаянные аналитики всерьез говорят о новой мировой войне, которая только и сможет через точечное кровопускание оздоровить зажравшийся спекулятивный мир монополистического капитализма. Как это удалось США через развязывание бойни в Европе, ленд-лиз и план Маршалла, на которых они сумели-таки заработать и вырваться из тупика Великой депрессии.

Так по планете шагает мировой финансово-экономический кризис, жёстко перемалывая всех, кто пытается объективным законам, открытым Марксом, противопоставить частную «политическую целесообразность». Кстати, когда товарищ Сталин в своей работе 1952 года «Экономические проблемы социализма в СССР» попытался сформулировать отличие социалистической и капиталистической экономик, он пришёл к выводу о «периодических экономических кризисах», в которые всё различие упирается.

Капитализм весь строится на кризисах, и если нет кризиса, значит, это не капитализм. Всего-навсего! Установка на получение сверхприбылей, в свою очередь, до абсурда способна довести любую даже самую идеальную экономическую схему. Как это получилось, например, с рынком недвижимости, на котором по всему миру выросли сотни откровенных финансовых пирамид. Доходило до того, что некоторые банки Англии выдавали кредит по 125 процентов от стоимости приобретаемого жилья, то есть заведомо рисковали!

Причем, делалось всё это вполне осмысленно, при здравом уме и твёрдой памяти. Lenta.ruсообщала о том, что 13 октября 2008 года в двадцатку лучших инвесторов Российской фондовой биржи вошли три торговых робота. Иначе говоря – вошли компьютерные программы, наделенные правом самостоятельного заключения сделок на основании биржевой информации.

Спрашивается, неужели люди, столь откровенно игравшие с огнем, не понимали, что они делают, бросаясь в омут биржевых спекуляций с маниакальным напором? Наконец, зачем России до последнего было отыгрывать карту «единой мировой экономики», просовывая голову в петлю, которая вот-вот затянется? Уж Россия-то как раз находилась в заведомо выигрышной ситуации в сравнении с США или Великобританией!

На первый взгляд, речь идет об огромной ошибке, об огромной катастрофе, которая затронула и затронет миллионы людей по всему миру. Читать свежие газеты иногда попросту невыносимо и больно. В них давно уже мелькают не наименования фирм и заводов, а живые (до недавнего времени!) люди. Вот только немного данных по сообщениям «Интерфакса», Европейско-Азиатских новостей и газеты «Патриот».

В Новосибирске из-за долгов застрелился 34-летний директор мехового ателье. В Новокузнецке 45-летнему мужчине сообщили о сокращении, он уехал на дачу и там выстрелил себе в голову из ружья. В Омске боксер вскрыл себе вены из-за невозможности отдать долг в 500 тысяч рублей. Из-за проблем с кредитом в Петербурге застрелился 39-летний директор фармацевтической компании. И прочее, и прочее.

Поверьте, перечислять можно долго, только очень тяжело это делать! И самое главное: акцент на потерях и страданиях, на сожженных в уличных беспорядках витринах магазинов не дает ответа на главный вопрос: почему? Почему даже зная о возможных рисках, о возможных последствиях финансисты, биржевики, промышленники ждали, грубо говоря, до последнего?

Почему, откуда это, чем вызвано? Ослепление сверхприбылями? Патологическая любовь к шампанскому, ради которого можно рискнуть?

На самом деле, однако, у кризиса есть и другая сторона. Читайте Карла Маркса! Финансово-экономический кризис в условиях капитализма – это всего-навсего очередная форма получения в особо крупных размерах прибыли. Да, кто-то стреляется, кто-то прыгает вниз головой с нью-йоркского небоскрёба, но многие, очень многие на кризисе, наоборот, зарабатывают!

Это в чем-то изощренно-извращенный, но тоже бизнес! Кто-то разорится, но кто-то, находившийся на самом лакомом участке пирамиды, успевает взять банк. Многие бизнесмены под маркой «преодоления последствий кризиса» добьются получения солидных государственных вливаний, списания своих долгов и кредитов. А тысячи предприятий, прикрываясь апокалиптическими публикациями в СМИ, практически на законном основании сократят своим работникам зарплату и проведут сокращения.

При этом, вновь принятым работникам хозяева смогут платить уже гораздо меньше, чем платили до кризиса. Многие смогут погреть руки и на приобретении активов ряда фирм. Обстановка мутной воды далеко не всегда противоречит интересам бизнеса!

Смотрите только по России. Сбербанк и ВТБ получили кредиты на 10 лет. «Российская газета» озвучила слова министра финансов Алексея Кудрина, что «государство разделит риски с предприятиями и банками на получение кредитов на более чем 300 млрд. рублей». Более 3 процентов «крупнейших аграриев» тоже смогут рассчитывать на свою долю финансового пирога и прямые бюджетные субсидии.

Причем, если в России ситуация выглядит более-менее прозрачной, то есть при желании можно хотя бы узнать, кто и когда сколько средств получит, то страны «развитого капитализма» подходят к вопросам кризисного бизнеса гораздо прагматичнее. Министр финансов США Генри Полсон на страницах «Нью-Йорк Таймс» признался в прошлом году, что 700 млрд. долларов, выделенных Конгрессом для оздоровления финансовой системы, расходуются по особому закрытому плану. Расходуются без внятного общественного контроля.

Иначе говоря, можно предположить, что кризис был организован и намеренно проведен в столь угрожающих масштабах для того, чтобы некие банки и фирмы сорвали своеобразный финансовый джек-пот. Нечто по закону сообщающихся сосудов: если в одном месте убыло, то в другом прибыло. Нечто в стиле российского дефолта 1998 года, организованного кружком местных финансовых спекулянтов, только выполненного гораздо более профессионально.

Невольно мы возвращаемся к списку «Гардиан» и к нашумевшей статье Джулии Финч, написанной в соавторстве с Эндрю Кларком и Дэвидом Титером. Кто звучит в том списке помимо Гринспена и политиков, к которым можно приплюсовать бывшего сенатора от Техаса Фила Грэмма?

В первую очередь, это разнокалиберные банкиры, представляющие страховую компанию «AmericanInternationalGroup» в лице Хэнка Гринберга, это Аби Коэн («GoldmanSachs»),  Дик Фулд («LehmanBrothers»), Стэн О`Нил («MerrillLynch»), Энди Хорнби («HalifaxBankofScotland»), сэр Фрэд Гудвин («RoyalBankofScotland»), Стив Крошау («Bradford& Bingley»), Адам Эпплгэт («NorthernRock»), Джимми Кэйн («BearStearns»),  Мервин Кинг («BankofEngland»)… Не обошлось в списке и без Джорджа Сороса, представленного «Гардиан» как «speculator» (не правда ли, слово понятно и без перевода!).

Перечисленные фамилии нужно знать хотя бы для того, чтобы потом увидеть, где всплывут эти персонажи, в каких структурах и какими средствами они будут тогда располагать. Кому война, а кому мать родна!

Не остается сомнений, что мировой финансово-экономический кризис однажды завершится. Через 20 лет, как обмолвился в интервью ЦДИ председатель торгово-промышленной платы Псковской области В. А. Зубов, или раньше, что непринципиально. Страшнее и циничнее, что все, кто хотел таким образом заработать себе капиталы, заработают их.

Что практика работы speculator-ов не только не осуждается, но в подавляющем большинстве случаев даже не является предметом разговора. Что кризис рисуется в виде некоего «восставшего из ада», а не анализируется его рукотворный и сугубо прикладной характер, где рядовые обыватели являются лишь мелкой разменной монетой большой экономической игры.

Пока еще вырос спрос только на «Капитал» Карла Маркса. Пока…

Как бы от всех этих безумных биржевых игр не вырос на 300 процентов спрос на «Манифест коммунистической партии» того же автора…

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 274 человека