Парадокс, но чем дальше человек отстоит от сохи и фрезерного станка, тем больше у него народнических иллюзий насчёт некоего простого (трудового) народа. Который якобы способен глобально раззудиться и размахнуться и который по причине своей незатейливости тем уже на порядок выше их, интеллектуалов. Якобы все эти «умности» и разные философические примочки – всё это вторично, а первично именно суконное и посконное «народное». С лаптями, особой генетической мудростью и самогоном.
Нечто в стиле недавно нашумевшей шутки доктора биологических наук из Курска М. Гельфанда. Из случайно подобранных компьютером научных терминов он составил аж целую статью «Корчеватель: алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности». И не просто составил, но и успешно опубликовал её в тамошнем научном журнале.
Вот, дескать, как далеки рафинированные мудрецы от Народа, от его незаёмной, глубинной истины. И как, дескать, велик Народ, что он даже такую «элиту» способен в себе переварить и не заметить. Короче, подтекст у курской шутки получился вполне в единоросско-марксистском стиле, подменяя знание набором случайно подобранных слов, а понимание – умением эти случайно подобранные слова ставить одно за другим.
Нетрудно заметить, что сей выкрутас ничего общего с истинной мудростью и истинной учёностью не имеет. Знание всегда избирательно. Ведь ещё ученик Сократа Аристипп замечал: «Когда некто много ест, то от этого он не станет здоровее, нежели тот, кто довольствуется только необходимым; вот так и учёный – не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользой».
Только вот, похоже, что читают у нас с пользой лишь потребители монографий про корчеватели. А вот о культуре, интеллекте в целом, говорить серьёзно не принято. Ну, разве не странно это, когда в кризисную пору на все лады склоняют возможности переподготовки, переобучения, оперируя завораживающими в иных аудиториях словами «сварщик», «токарь»…
Получается фактически, что из пучины мирового кризиса людей может вывести лишь мозолистая рука пролетария или зад, героически поднятый к небу на дачно-садовом участке. Почитать все наши антикризисные рецепты, так просто в нос там шибает от махрового антиинтеллектуализма, и якобы если был человек никудышным инженером, которого радостно уволили при первой возможности, то после суперскоростных месячных курсов он может стать якобы слесарем или другим рабочим специалистом.
Как человек, шесть лет отстоявший за самым настоящим фрезерным станком на самом настоящем заводе в инструментальном цехе, ответственно заявляю: никудышный инженер даже дворником будет таким же никудышным. Никакая его переподготовка при каком угодно финансировании не исправит. Поскольку если нет в нём, индивидууме, того самого внешне «вторичного» - души, культуры, понимание явлений, то и останется он всего лишь уныло-заурядной машиной, который, может, и будет знать, какими статьями Трудового кодекса припугнуть своего мастера после очередной выпивки, но толку от которого на грош.
Помните неумеху из романа Николая Островского «Как закалялась сталь», который за здорово живёшь сломал импортное сверло, купленное за валюту?! Дословно: «…член бюро ячейки среднего ремонта Костька Фидин, курносый, с исцарапанным оспой лицом, медлительный парнишка, сверля железную плиту, сломал дорогое американское сверло. Сломал по причине своей возмутительной халатности. Даже хуже - почти нарочно».
Вот и сейчас получится, что зачастую мы ратуем за антикризис в каком-то абсолютно механическом, статистическом варианте. Говорим о том, как бы Костьке Фидину выдать новое сверло взамен ранее им утраченного, а о готовности Костьки к новому сверлу не говорим. Так и норовим ему это злополучное сверло навязать, хотя он всё равно обречён в который уже раз его сломать.
При этом ни слова практически никогда не говорится об области культуры, об области интеллектуального развития как сферы, способной на антикризисный прорыв. Процитирую свое почему-то ставшее скандальным в определённых кругах вступление из заметки про губернаторский приём на День работника культуры: «Для сферы культуры, увы, привычно уже и финансирование по остаточному принципу, и отношение к ней соответствующее. Как к чему-то малозначительному, к тому, без чего с лёгкостью можно обойтись. В крайнем случае вспоминают выражение «хлеба и зрелищ», где культура рассматривается в утилитарно-прикладном варианте.
На самом деле, конечно же, даже в тяжелейшие дни Великой Отечественной музы ни день не молчали. Можно вспомнить и известный эпизод из древнегреческой истории, когда тамошняя армия, вдохновленная стихами поэта Тиртея, присланного на подмогу, разбила превосходящего по силам противника.
Так что пренебрежение пренебрежением, но всё это – внешнее, позёрское. Ведь фактически именно в культуре заключена душа нации, её внутренняя основа и существо. Лиши нацию, народ, семью, отдельного человека души – что получится?! Исчезни вдруг культура, тогда и сверхприбыльные заводы не понадобятся. Просто некому будет на них работать».
После таковых слов надо мной начали хихикать даже те люди, от которых я этого не ожидал. Добрался-таки проклятый кризис и до их сознания, приученного молиться на материальное и полного неизречённой тоски по якобы где-то существующему «другому», «пролетарскому», «настоящему» миру!
Увы, но такого мира попросту не существует. И пролетарии бывают разные, и интеллектуалы. Далеко не факт наличие сейчас чёткой классовой составляющей, а с развитием информационных технологий данная составляющая будет становиться еще менее очевидной.
Абсолютно нет никакого противоречия и в соотношениях понимания явлений и материальных средств, проще говоря – денег. Далеко не всегда умный прозябает в бедности и далеко не всегда всё решают блат да связи. Классический пример можно привести с философом Фалесом Милетским. Когда мужику надоело слушать насмешки по поводу своей нужды, он в долг скупил все маслобойни города и за один сезон сколотил целое состояние на богатом урожае маслин. Другое дело, что не стремился Фалес к богатству, не рвался к нему, но «тайны бизнеса» от него ничуть не были скрыты.
Или более поздний пример – с пушкинском лицеем. Когда всех подряд учили писать стихи и учили думать, образно мыслить, находить во всех явлениях аналогии - личности выходили на качественно новый уровень. Да, не все из них становились поэтами масштаба Пушкина, но напитанные силой изначального понимания явлений, люди с лёгкостью могли уже становиться хоть государственными деятелями, хоть хозяйственниками, да кем угодно.
Фалес может заработать миллиард, но может ли Прохоров мыслить, как Фалес?! Вопрос явно получается риторическим. И поэтому, когда мы сейчас полуснисходительно-полуравнодушно отмахиваемся от культуры в обсуждении проблемы преодоления кризиса, это может вызывать исключительно сожаление. Ведь в первую очередь нужно покончить с разрухами в головах, а на привести на заводы в массовом порядке новых Костек Фидиных.
А уж то, что Россия и в вопросе преодоления последствий кризиса пытается бежать далеко впереди паровоза – очевидно. По данным МВФ среди стран так называемой большой двадцатки (G20) Россия вышла в лидеры по выделению средств на поддержку экономики. В 2009 году на различные проекты по вливанию денег в разнокалиберные компании и фирмы планируется затратить ни много ни мало - 4,1 процента ВВП.
Для сравнения: Южная Корея остановились на цифре 3,9 процента, Китай – 3,1 процента, Япония – 2,4 процента, Германия – 1,6 процента, Великобритания – 1, 4 процента (ИА «Финмаркет»). Даже такие заоблачные наши кумиры как США ограничились 2 процентами, а мы из кожи вон лезем, чтобы, не дай Бог, российский бизнес был даже умозрительно обойдён вниманием.
И нигде, заметьте, нигде не звучат мотивы своего рода культурного антикризиса! Не говорится о том, скольких самоубийств и депрессий поможет избежать выпуск правильных, антикризисных, книг, просмотр правильных, антикризисных, спектаклей…
Чего далеко ходить. Мой вопрос губернатору Андрею Турчаку во время встречи того с прессой о роли Союза писателей России даже не был как следует понят присутствующими. Дескать, ну о чём он говорит?! Мы тут заготовили глобальные и очень умные вопросы о больших вещах, а он, чудик, о какой-то литературе вспомнил.
Могучий дух Костьки Фидина так и витает над страной. Выныривая в самых неожиданных местах и потрясая сломанным сверлом, словно мощами святого материалиста Людвига Фейербаха.
Хотя в этом деле не мифическая переподготовка нужна (путного станочника всё равно за месяц не подготовишь!), а пробуждение души, показ ей новых высот и глубин. И вот уже тогда пробужденная душа и переподготовкой займётся и поймёт в себе себя. Как некогда ответил Александр Васильевич Суворов на предложение начать режим экономии на культуре и перевести часть музыкантов в простые солдаты: «Музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет его шаг, под неё мы танцуем в самом сражении. Старик с бодростью бросается на смерть, молодой, утерев маменькино молоко, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армию! С музыкой я взял Измаил».
Андрей Канавщиков