Из года в год количество медалистов-школьников просто-напросто зашкаливает. Даже сельские заведения исправно выдают на-гора металл самой высшей пробы почти в промышленных масштабах. Так, одна только Чупинская школа Лоухского района Республики Карелия поставила стране в этом году аж пять золотых медалистов единовременно! Пять из 104 республиканских медалистов против прошлогодних 75.
Россия благополучно барахтается в болотце мирового кризиса, выдувая из носа оптимистические пузырики. Миф о рыночной экономике трещит по всем швам, какие ещё остались. Одна только пикалёвская история чего стоит, когда премьер банально выкрутил руки олигарху Дерипаске и заставил того ради политического пиара кремлёвской власти запустить заведомо убыточные (в рыночном смысле этого слова!) предприятия. «Срок погашения долгов – сегодня» - это вся страна слышала чуть ли в режиме он-лайн!
И на этом фоне тотальной экономической стагнации и тотального идейного краха так называемой постсоветской демократии, пожалуй, только по числу медалистов и школьных медалей мы продолжаем в полном соответствии с песенкой Леонида Утёсова держать фасон. По данным «ФедералПресс» один только Нижневартовск дал сейчас рост по золотым медалям в 7 раз и по серебряным – в 4 раза! Всего же за 37 лет существования славного города Нижневартовска тот подарил стране целых 1700 медалистов.
Даже при сокращении количества выпускников процент медалистов, как правило, остается или прежним, или продолжает увеличиваться. По некоторым регионам показатели выглядят просто фантастическими. Так, «Учительская газета» рассказала, что в Лианозово среди выпускников школ 9,8 процента юношей и девушек являются медалистами, в Ростонино – 9,4 процента, в Бабушкинском районе Москвы – 8,4 процента. Фактически каждый десятый ученик получается сейчас и не ученик вовсе, а готовый Коперник, Менделеев и Жорес Алфёров вместе взятые.
Вполне в общероссийских берегах плещется и псковское образование со своими 376 медалями, из которых 99 приходится на Псков и 62 – на Великие Луки. При этом отношение к данному факту тоже типичное. Вот как, например, высказалась директор Псковского педагогического комплекса Любовь Николаева на pskovgorod.ru: «Такое количество золотых и серебряных медалистов – несомненный успех системы образования Пскова». Ни больше, ни меньше!
Однако, если уста применять не для питья мёда или расточения дежурных реверансов вышестоящим начальникам, то ситуация выглядит не только анекдотично, но уже и уродливо. Не секрет, что советское образование было одним из лучших в мире. И это не из сказки про «Россию – родину слонов», а из экспертной оценки журнала «US News and World Report». СССР был на втором месте «по качеству преподавания математики и естественных наук, отставая только от Японии» и на втором месте «по качеству изучения родного языка. И только по качеству изучения общественных наук мы занимали 4-е место, опережая при этом Японию и Францию» («Патриот», № 10,
Сейчас по самым разным оценкам, от лестной до уничижительной, Россия по качеству образования плетётся то ли на сороковом, то ли на семидесятом месте, во всяком случае, не выше! Сейчас уже никого не удивляет, когда «Российская газета» по случаю 210-летия со дня рождения Пушкина обращается к московскому (!) выпускнику, а тот на просьбу что-то процитировать, может выковырять из своего сознания лишь пару строчек с откровенной ремаркой в конце: «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог… Больше ничего не помню».
Да тут, батенька, не «Онегина», тут впору «Пир во время чумы» цитировать! Какой уж тут, прости Господи, «несомненный успех системы образования»! Если советская система образования обходилась единичными медалями при подлинно передовых позициях в мире, то сейчас весь этот медальный бум больше напоминает дымовую завесу, отвлекающий маневр от действительно плачевного положения в образовательной системе страны.
Один из первых звоночков раздался еще в 2000 году. «Регион-Информ» тогда сообщал, что уже по итогам первого вступительного экзамена в вузы Перми почти половина разного рода медалистов «не подтвердила свои «красные» аттестаты». С тех пор скандалы в этой сфере давно уже перестали быть сенсациями. В 2007 году о провальной (в буквальном смысле слова) истории рассказали «Новые известия». Из 102 медалистов, пытавшихся поступить в Дальневосточный государственный университет на факультет менеджмента и бизнеса, проверочные тесты прошли только 16 человек. Из 48 претендентов на обучение на факультете международных отношений свои знания подтвердили лишь 9. На юридическом факультете испытание выдержали лишь 10 медалистов из 42.
От половины до двух третей так называемых медалистов при тщательной проверке оказываются несостоятельными. Руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер открытым текстом говорит: «В 80-х медали были показательными. А в 90-е уровень школы резко упал, и появилась коррупция. Сегодня медалями торгуют. Министерство образования внесло предложение их вовсе упразднить, чтобы не снижать и без того не самый высокой уровень образования в нашей стране».
Ну, конечно же, далеко не всегда медали покупают, словно на базарной толкучке, выкладывая за них сумму наличными. Иногда достаточно бывает помочь школе с ремонтом или самой школе такой медальный показатель нужен для более продуктивной борьбы за грант в очередном конкурсе.
В любом случае, суть остаётся прежней: к подлинному качеству образования наличие или отсутствие медалей никакого отношения не имеет. Также, впрочем, как и в случае с победами в различных олимпиадах. Количество школьников сокращается, а количество участников олимпиад по предметам неуклонно растёт. По официальным данным министерства образования и науки РФ (справка от 26.05.2009 г.) в 2009 году во Всероссийской олимпиаде школьников по 19 предметам приняло участие 7473354 учащихся, что на 1,3 млн. больше, чем год назад!
Скоро среди школьников трудно будет отыскать простого ребёнка, который бы в свои юные годы уже не являлся победителем чего-либо, обладателем какой-либо премии, дипломантом, призёром или на худой конец каким-нибудь лауреатом. Им вручают медали, их носят на руках, всячески захваливают, включившись в бесконечную гонку бесконечного тщеславия.
Где-то свои нереализованные мечты об идеальном образовании этак реализуют чиновники. Где-то норовят подсуетиться учителя, где-то родители. В итоге, глядишь, на иного выпускника: и нос у него в небо упёрт прочно, и учиться он хочет не иначе за границей и работать он хочет там же, только если сильно не повезёт – в Москве или Питере. Каждый год доводится видеть этих россиянских гомункулусов с медалями, которые как мухи на мёд летят в столичные города.
Помню, сказал как-то одной такой, гениально-великой девочке, конечно же, с золотой медалью и кучей разного рода грамот и детских побрякушек:
- А вдруг придётся в родной город вернуться?
Она посмотрела так, словно ей пожелали скорой смерти от проказы или бубонной чумы:
- Сомневаюсь.
При этом внутри себя девочка не сомневалась ни на секунду: сюда, в этот город, обвесивший её знаками отличия, она не вернётся даже в глубокой нужде. Она будет грызть камни, пойдёт на панель, укусит локоть и прыгнет выше головы, но никогда не вернётся! Она уже искренне убеждена, что является немалой величиной всероссийского значения, что «она этого достойна» и что с рождения отмечена печатью чего-то высшего и значительного.
Так постепенно начинает проявляться оборотная сторона всей этой медальной вакханалии. Иные взрослые просто ловят себя на крючок своей же собственной удочки. Искусственно повышая самооценку детей, используя их как инструмент своей карьерной игры, они забывают, что дети имеют свойство вырастать. Вчерашние мальчики и девочки с игрушечными медальками, они завтра неизбежно потребуют для себя новых наград и новых высот, вне зависимости от реальных своих достижений. Гениальная рекламная фраза – «ведь я этого достойна»!
Искусственные достижения моделируют людей совершенно иной генерации, с качественно иной психикой и целевыми установками. В конечном итоге и получается, что самые толковые однажды действительно уезжают на Запад, а другие – просто не работают по полученной ими специальности, положив красный диплом вуза в сервант, и торгуют наркотиками или подержанными автомобилями – это уже как карта ляжет!
Даже военные училища не являются чем-то отличным от общих тенденций. Почти «32 тысячи лейтенантов писали рапорта практически сразу после выпуска из училищ» («РГ», 18.06.2009 г.). Иначе говоря, дети, которым вскружили головы их «высшим призванием», и от родных мест отрываются, отрываются навсегда, не принося им никакой пользы, и для страны оказываются практически бесполезными.
Только чиновники от образования кайфуют: знай себе цифирки медалистов подсчитывают, проценты поступивших в вузы на калькуляторе определяют да врут начальству ради личных выгод о небывалом расцвете россиянского образования за последние три месяца. Конвейер тщеславия исправно работает и ежегодно собирает обильную жатву.
Жатву с обескровливанием провинции путём оттока лучших в столичные регионы. Жатву с постепенным развалом профессионального образования и разрушения системы подготовки рабочих кадров. Жатву с уничтожением престижа рабочей профессии и деградацией отечественной экономики.
Это миф, что за станком может работать любой неуч и бездарь! Это – наглое враньё, что качественную деталь изготовить легче, чем написать на доске математическую формулу! Отдавая же с лёгкостью экономику и производственную сферу заведомым «неучам» и «бездарям», тем, якобы, кому не хватило талантов для того, чтобы купить медальку и слинять в Москву учиться, мы обрекаем экономику страны на однозначное и убедительное поражение.
У России просто не станет будущего, если не озаботиться однажды именно планомерным и логичным освоением её территорий. Тем более это становится актуальным в условиях демографического коллапса. А мы же вместо здравого размышления и государственного взгляда на вещи, продолжаем благодушно потакать тщеславию недалёких чиновников и ошалевших от любви родителей, штампуя медалистов во всё более угрожающих национальной безопасности России количествах.
Что тут можно сделать? Многое. А для начала, может быть, ввести обязательное профессиональное образование? То есть запретить после школы поступать в вузы, в обязательном порядке направив всех выпускников в технические группы ПТУ. Потом ты можешь получить право окончить техникум и только уже затем, после положенной отработки по специальности – отправиться поступать в высшее учебное заведение.
Этот механизм довольно жёсток, но ему, во всяком случае, не откажешь в государственном подходе и сравнительно адекватном решении проблемы квалифицированных кадров на промышленных предприятиях. Чем играться в медальные бирюльки и в гениальных детсадовцев с интеллектом Иммануила Канта, не честнее ли и лучше отладить разноуровневую систему социальной адаптации гражданина в социуме через всеобщую трудовую обязанность. Своего рода социальный аналог службы в армии.
А то дико это и пошло, когда в нынешней Россиянии нет ни балов доярок, ни медалей для дворников, а вот на бал золотых и серебряных медалистов в Москве, сделавших для страны ещё меньше, чем пшик, приглашается аж 5280 человек. Фильтруйте хоть слегка свою речь и поступки, граждане «кантона Ури» (или как там у Достоевского?).
Андрей Канавщиков