Совсем неожиданно лошадиный скандал занял одну из верхних строк в рейтинге местных новостей. Вопрос вроде бы сугубо хозяйственный и немножко инфраструктурный, но реакция на него публики, и особенно властей, намного превзошла резонанс на письмо Елены о безобразии в псковском здравоохранении.
Кажется, вопрос элементарный: в Пскове должно быть место, куда можно прийти с ребенком, чтобы спокойно и с удовольствием провести время. Катание на лошадях, будучи занятием весьма популярным у горожан, непротивозаконным, а главное - у них, за границей, тоже имеющем место быть, - также должно остаться в древнем русском городе… На практике же мы имеем поправки к постановлению о гужевых повозках, ограничивающие, запрещающие и определяющие разрешенные и иные места, наряды полиции в Детском парке и всадниц, которые вроде бы никого не катают.
Местом в Пскове, куда можно сводить детей отдохнуть, многие по привычке считают Детский парк. По факту же он давно для этого не предназначен. Во-первых, после реконструкции и перепланировки он, без того маленький, как-то еще больше съежился. Даже ларек с мороженым занимает теперь много места. К тому же предназначен парк в первую очередь для всяких малопонятных массовых мероприятий и продвинутой молодежи, рассекающей там на трюковых великах, скейтах и прочем. Иначе говоря, детям делать тут особо нечего. Да и не парк это вовсе, так - сквер, не более. Но все же туда идут и ведут детей. И лошади для многих - лучший аттракцион.
Да, этот аттракцион плохо организован (а что у нас организовано хорошо?), да, все идет самотеком (а где не так?), но это вопрос не только к «лошадникам», но и к властям. К ним даже в первую очередь. Что вы, господа начальники, сделали, чтобы было иначе? Постановление издали? Полицию пригласили? Задокументировали лошадиный навоз? Вы считаете, это то, чем должна заниматься власть?
Кстати, сам документ, который породил эту бурю, замечателен. Нелепость названия «Об организации досуга граждан в связи с оказанием услуг по катанию на лошадях (пони) или иных вьючных или верховых животных, гужевых повозках (санях) на территории муниципального образования "город Псков"» оставим на совести юристов и их преподавателей русского языка. Обратимся к другому: в документе несколько раз провозглашается борьба с экскрементами животных, но нет ни одного вразумительного требования по технике безопасности или хотя бы ссылки на какие-нибудь правила, защищающие жизнь и здоровье как людей, так и животных. А ведь безопасность гораздо важнее какашек. Тем более конских, которые даже в центральном парке Нью-Йорка никого не шокируют.
В упомянутом постановлении администрация областного центра не берет на себя никаких обязательств при заключении договора с «лошадниками». Разве что «оказывать содействие Владельцам лошади (пони) в рамках настоящего Договора». То есть власти муниципалитета открыто признают, что ни с кем ни о чем договариваться они не желают. Какие дополнения к своему постановлению захотят принять, такие и примут. Спрашивать уж точно ни у кого не станут.
Очень созидательная, вдохновляющая позиция.
Конечно, для катания на лошадях нужно место, которого в центре города очень мало. Это до революции были сделаны Ботанический сад, Корытовский парк, где на немаленькой площади находилось много всего интересного, в том числе конные экипажи. В советское время создали ипподром. Но за минувшие десятилетия Ботанический сад безвозвратно поделен надвое и запущен, Корытовский парк запущен еще больше и коротко говоря, превращен в помойку. Ипподром разгромили.
В Пскове вообще плохо с пространством, с масштабом. Здесь все раздроблено и похоже на микроскопические отдельчики какого-нибудь торгового комплекса. Мест, где могли бы одновременно ужиться пешеходы, велосипедисты и катающиеся на лошадях, попросту нет. Нужен настоящий городской парк. Его и нужно создавать: заново из остатков Ботанического сада, Корытовского парка или еще как-то, - не столь важно.
А пока не создали, нужно договариваться, искать возможность вместе жить в том городе, который есть. И делать его жизнь разнообразной, а не типовой и оптимизированной.
Константин Шморага