Одно дело

28.02.2017 15:05|ПсковКомментариев: 20

Меня тоже очень беспокоит некачественное школьное и высшее образование, бессмысленность, бездумность организации здравоохранения. Я тоже считаю, что таких жутких дорог, как после нынешней зимы (которая еще толком-то и не закончилась) в Пскове не было уже давно. Также полностью поддерживаю тезис, что у нас много осваивают, но мало усваивают, мало делают. И категорически не приемлю реформы ради реформ – главный способ существования современной системы управления (было б прекрасно, если только в России, но увы, это не так). И вряд ли сильно ошибусь, если скажу, что еще примерно шестьсот с лишним тысяч жителей Псковской области, да и остальные сто сорок миллионов человек в стране мысли имеют примерно те же.

Но почему же тогда у нас почти ничего не меняется? Почему асфальт из года в год сходит вместе со снегом? Почему образование и медицина не становятся лучше, а чиновники даже назначение поезда из Пскова в Петербург, отправлением оттуда в пятницу и отсюда в воскресенье не стесняются громогласно объявить великим своим достижением? Почему все словно на месте топчется, да еще и вверх ногами?

Если посмотреть самые прогрессивные СМИ и аккаунты соцсетей, ответ прост – люди выбирают не тех. Потому что всех, кроме избранных, придавило кого телевизором, а кого холодильником, потому и голосуют они, безнадежные, за одних и тех же. Вот если б у власти оказались люди свободных взглядов, а, значит, честные и правильные, тогда и исключительно тогда все стало бы совершенно иначе. Как говорил один киногерой: «вперед и только вперед, а потом наверх …»*

Если же обратиться к официальным источникам информации, то причин, вернее, виноватых, будет несколько: американцы (кроме Трампа), Горбачев, коммунисты и либералы. Кстати, коммунистов и либералов правильнее объединить под каким-то общим термином. Ведь в своей бурной молодости коммунисты делили людей на правильных и неправильных ничуть не хуже нынешних моральных авторитетов. Те и другие не признают своих противников или просто несогласных за людей, не говоря уже о наличии у них права на собственное мнение. Оба они называют себя умом, честью и совестью человечества. И всерьез мнят себя творцами истории, стремясь с корнем изъять из нее все, что не согласуется с их единственно правильной позицией. Причем делают это по живому, вместе с людьми, и не важно, живущими или ушедшими.

Впрочем, официальная позиция предпочитает глубоко не копать, а видеть принципиальные различия между коммунизмом и либерализмом. Оно понятно – толку от этого теоретизирования мало, а проблем как со стороны масс народных, так и всей прогрессивной общественности будет много. Понятно, но вряд ли верно. И не потому что нужно мазать черным коммунистов и либералов. Не нужно. Дело вообще не в тех и не в других, а в той внутренней позиции, которая распространилась в сознании людском одновременно с этими двумя идеологиями – неизменная, обязательная, всё замещающая борьба против.

Бороться против самодержавия, против аристократов, против буржуазии, против эксплуатации, против ущемления прав, против власти, против ограничений, против церкви, против лженауки, против прошлого, против тех, кто против… Теперь вот против лошадей и собак.

Для человеков это сюжет довольно новый. Несмотря на весьма кровавую свою историю, большая, по крайней мере конструктивная часть нашего прошлого, посвящена некоему «за». Даже казавшийся когда-то бунтарским Ренессанс не был против и вовсе ни с кем не боролся. На то Ренессанс и Возрождение, что главной темой было именно возрождение интереса к красоте – красоте духа и тела человека. Так же и Средневековье не боролось против, в том числе в крайне сложных, естественно противоречивых отношениях христианства и язычества, власти и церкви, обыденного и священного. Сейчас это кажется глупо и невозможно, но тогда правда, вернее – Правда, так как она не у каждого своя, а одна-единственная и потому не у кого-то в кармане, стала центральным фактом, вокруг которого формировалась вся жизнь. В действительности, конечно, было совсем по-разному, но именно из-за такого идеала Добра и Правды появились рассказы про благородных правителей, про святых, просто о добре и зле. А также о том, почему человек может быть (как может и не быть) свободен от обстоятельств.

Даже Новое время с его механицизмом не перешло полностью в плоскость борьбы против. Декарту, например, нужна была ясность, вернее – основание ясного знания о чем-либо. Критика прошлого возникла тогда из желания не ошибаться хотя бы в понимании мира. Именно открытие неточности знания и нежелание допускать сами ошибки, было причиной большой взвешенности и аккуратности в критике предшествующей традиции, даже той ее части, которая считалась полностью ошибочной.

Что же происходит у нас? Постоянная борьба кого-то с кем-то и чего-то с чем-то, обязательно оканчивается одним и тем же – забвением одних и других, и того, с чего все началось и чем все закончилось. При том, что никогда до конца ничего не доводится.

Люди разделены на тех, кто тварь дрожащая, и кто право имеет; у кого есть власть и тех, у кого ее нет; на тех, кто живет в квартирах и тех, кто живет в домах; кто ходит пешком, и кто ездит на машине; у кого есть собака и у кого нет собаки; кто платит налоги, и кто не платит; кто делит всех на одни категории, и кто на другие… Зачем все это?

Нет, я не считаю, что возможно равенство – пока стоит этот мир, будет и разделение. Разделение по взглядам, возможностям, по исполняемому делу. Но это совсем другая градация, она не уничтожает, не унижает, не презирает оппонента, не исключает его из порядка бытия, а потому позволяет людям делать одно дело.

Мы давно лишили себя этой возможности, и это надо исправлять. Именно делать одно дело, а не вместе. Малое и простое или большое и великое – здесь нет разницы. Тем более, если речь идет о настоящем и все вещи называются своими именами.

А против пусть зло борется. Это единственное, что оно умеет, это – его природа. Как давным-давно сказал Аврелий Августин, зло – это отсутствие добра.

Константин Шморага

* Из речи Спартака, к/ф «Игла», 1988 год.

 

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 275 человек