Убить дракона

28.05.2008 12:40|ПсковКомментариев: 60

Стоит ли бороться с коррупцией?

В стране объявили войну с коррупцией. Очередную. В то, что она принесёт настоящие результаты многие не верят, но почти все убеждены – бороться с коррупцией надо. Не стану выбиваться из общего строя и я, и полностью поддержу поддерживающих это праведное дело.

Только сперва вопрос: «почему не принесли успеха прежние попытки одержать верх над этим чудищем?». Самый распространенный ответ – «потому что не боролись, как следует». На первый взгляд всё верно. Ибо нелогично как-то, чтобы представители власти сами себя лишили того, от чего они имеют хороший доход. Но всё-таки, на мой необъективный и непрофессиональный взгляд одна из главных причин в другом. Наблюдая за происходящим, я никак не могу понять, с чем же всё-таки так долго и безуспешно пытаются воевать. Если речь идёт о неузаконенном обороте денежных средств, тогда кажется, что власть беспокоит больше всего как раз нерегулируемость, неподконтрольность таких отношений. Когда начинают говорить о вреде коррупции для развития страны, трудно отделаться от впечатления, что здесь волнует просто недополученная прибыль.

И всё больше терзают меня смутные сомнения: а кто-нибудь знает вообще, против чего боремся, что же надо понимать под словом «коррупция»? Латинское слово, хрустящее такое и яркое, видно хорошо, а что за ним скрывается – нет. Согласно Большому юридическом словарю, в переводе на русский «corruptio» означает разложение, подкуп. Следуя логике языка, первично именно «разложение». Как говаривал, правда по другому поводу, незабвенный профессор Преображенский в «Собачьем сердце»: «Что, такое – я спрашиваю, - эта ваша разруха?! Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла повсюду? Нет, разруха, она в головах». Может, так и с нынешним чудовищем? Может, нет никакой коррупции, есть гниль в головах и сердцах? И тогда, возможно, прав автор сценария к фильму «Убить дракона», сказав: «Чтобы убить дракона, сперва надо убить его внутри себя»?

Вопросы насколько очевидны и даже банальны, настолько же и неудобны. Потому, велик соблазн пойти путем более простым и заняться переделкой декораций: судебной, административной и т.п. систем, или наставлением на путь истинный своего соседа. Это, конечно, тот ещё труд, но всё-таки проще, чем тащить себя за волосы из болота. Достаточно выстроить такие отношения, которые силком, но очень нежно, заставят ходить всех строем. Помню рассказ моего преподавателя Олега Эрнестовича Душина. Лет десять-пятнадцать назад был он на стажировке в Германии и ехал со своим немецким знакомым в электричке. Напротив была веселая, немного подвыпившая компания. Всё говорило за то, что едут хорошие друзья. Поезд прибыл на конечную станцию, компания поднялась и направилась к выходу. Но один из них заснул задолго до прибытия и остался в вагоне. Удивлённый русский спросил у своего приятеля, мол, что это они не забрали с собой друга, ведь до дома его надо довести, да и попадет в полицию человек. «Нет, - ответил тот, - каждый должен знать свою меру. Он не рассчитал свои силы, когда пил пиво и визит в участок заставит его в следующий раз быть более внимательным». Слов нет, немцы – народ ответственный. Но ради чего?

Другая ситуация. Как-то императрице Екатерине II доложили, что один из её приближенных (если мне память не изменяет, был это граф Потёмкин) пользуется своим положением в личных целях. Коррупционер, то есть по-современному. На что Екатерина, как человек не сильно обременённый стереотипами, ответила: «Да я знаю. Пускай, для Отечества он делает гораздо больше!» Как по мне, так позиция этого русского дворянина более правдива и честна, чем действия добропорядочного бюргера, этого типичного представителя современных масс с чистой, как лист бумаги биографией. Бюргер ведёт себя примерно только потому, что знает о неизбежности наказания, да к тому же ему, как мелкому чиновнику Карандышеву, взяток просто никто и не даёт. Никому он не нужен. В глазах сильных мира сего, и не только их, он – пустое место, важное лишь как материал для политической и экономической лепки. Но стоит ему почувствовать власть, тут же материализуется десятилетиями и столетиями копивший силы невроз.

Хотя, увы, случай из екатерининской эпохи сейчас уже просто часть мифологии времен, которые для современного человека не имеют почти никакого отношения к реальности. Сегодня – самое то для Карадышевых. Они будут долго, нудно и правильно рассуждать о необходимости уважения к закону, реализации основ цивилизованного общества, о влиянии Луны на рост телеграфных столбов, а кто-то даже не брать взяток на своём никому не заметном и ненужном месте. И тем временем наклеивать на бутылки дешёвого вина дорогие этикетки. А всё для чего? Для того, чтобы убедить (первым делом окружающих) в своей значимости, приличности, нужности, добропорядочности и т.п. И ничегошеньки больше их не интересует.

В таком одномерном обществе борьба с коррупцией, как и любое другое большое и малое дело – очередной развлекательно-познавательный аттракцион. Ох, не зря пел Владимир Семенович Высоцкий «и не церковь, ни кабак, ничего не свято. Нет ребята, всё не так, всё не так ребята!»

Хотя я почему-то верю, что всё будет хорошо. Просто верю. И для того, чтобы «хорошо» осуществилось, по-моему, совершенно необязательны правильные законы – они всегда были и есть отражение существующего общества, причем отражение не первого плана. Тем более не поможет отрубание рук, даже по самые колена. Нужна очень простая вещь, о которой ещё в тридцатых годах XX века говорил русский социолог с мировым именем Питирим Сорокин – нравственно-религиозное возрождение. Только так человек не просто меняет свой гардероб, но переменяется внутренне. Только так можно убить дракона.

 

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 244 человека