Только ленивый нынче не пишет о псковском театре драмы. А я не самый ленивый из известных мне людей. Да и к театру теперь имею отношение.
Мой ровесник Василий Сенин, лично в течение года контролировавший ход работ по проекту реконструкции Народного дома, поставил свой первый спектакль и открыл им обновлённый театр, а заодно и двадцать первый Пушкинский фестиваль.
Оценить его режиссуру у местных театралов был шанс и раньше – к нам приезжал его «Заповедник» по Довлатову. Тогда многим он понравился, но у нас-то с критикой как? Понравилось? Значит, драматург – молодец. Не понравилось? Значит, режиссёр – бездарь.
Вот и тут, всё началось ещё с «тизера». Трёхминутный ролик на оригинальную музыку псковских исполнителей, с игрой псковских актёров снят на уровне совсем не псковском. В интернете его хвалят столичные критики и театралы, но в местной версии сетевого пространства его клеймят: «Как же так?! Это что же - они там у себя в театре совсем свихнулись?! Это они что же - на секс намекают?!» Это первое качество, высмеянное Пушкиным в поэме «Граф Нулин». Имя ему - ханжество.
«Причём тут Пушкин?!» - кричат иные. Ну, то есть в современном губернском обществе, как и в начале девятнадцатого века, важно только к месту кивать и соглашаться. Это качество номер два - безграмотность.
Третье качество - зашоренность. Когда, то ли с испугу, то ли из-за несварения, люди «от культуры» интересуются, на чей это текст песня в ролике, тут поможет только медикаментозное вмешательство.
Таких не самых смелых знатоков-моралис
А те, кто критикуют постановку?! Это же просто песня! «Пародии на тексты советских учебников», пишет известная журналистка в своём обзоре. Знаете, о чём она? Об официальном тексте Минобрнауки о Пушкине для школьников, готовящихся к ЕГЭ, которым открывается спектакль. Нет, я тоже невысокого мнения о деятельности Минобрнауки, но чтоб прямо вот так! Смело, мощно! «Это не спектакль, а демонстрация новых технических возможностей театра!» Ну да, они же сами себя демонстрируют, а не сотрудники театра за зарплаты по семь-восемь тысяч в месяц.
Знаете, почему молодёжь из труппы не уходит? Потому что это чертовски интересно - работать с опытным молодым режиссёром и учиться чему-то каждый день. Потому что они хотят играть, и не только разжёванные драмы. Потому что у них есть свой зритель. Этот зритель сменил того, который уже давно смотрит на собрание бронзовых скульптур, но по старой памяти называет это театром. Время этого зрителя ушло, хотя от бронзовых фигурок иногда, да и упадёт один-другой блик на проходящий мимо них театральный карнавал из улыбающихся и всё больше молодых людей. Добро пожаловать в двадцать первый век.
Денис Кугай