Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию программы Дениса Кугая. Напомним, его авторский аудио-блог «Ржавчина» выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове».
Как твоё настроение? Как тебе едется в твоем кредитном «Соларисе»? Закрыл месячный платеж по ипотеке? А отпуск уже планируешь с семьей?
Возможно, с внеплановыми тратами придется немного потерпеть, если младшенькая хочет и дальше кататься на коньках и заниматься этим серьезно. Сто пятьдесят тысяч рублей в месяц за занятия дочери в школе самого Плющенко – не шутка. Но оно того, вероятно, стоит. Если, конечно, у ребенка – это серьезно. Если не передумает. Но, с другой стороны, неужели тебе для родного дитя денег жалко? Конечно же, нет.
В Москве начал работу новый проект великого фигуриста Евгения Плющенко, который получил сентиментальное название «Ангелы Плющенко». Заявленный ценник, мягко говоря, кусается: сто пятьдесят тысяч в месяц стоит интенсивный курс, где ребенок будет пропадать на катке сутками, а шестьдесят – тот, что попроще. Во втором случае, сам Чемпион с группой твоего чада будет заниматься только трижды в неделю. Ну, а если ты считаешь, что с твоим ребенком Плющенко должен заниматься индивидуально, изволь заплатить шестьдесят тысяч рублей в час.
Многим показалось, что это дороговато даже для Москвы, но жена и продюсер фигуриста Яна Рудковская говорит, мол, не-а, норм. Вполне логичным кажется ее риторика в той части, что не может же Евгений сам заниматься со всеми детьми страны, увлекающимися фигурным катанием. Для особенно талантливых детей у Евгения есть гранты, между прочим.
На возражения известного спортивного комментатора Конова о том, что платить даже по шестьдесят тысяч рублей за занятие ребёнка спортом в стране, где средняя ежемесячная заработная плата составляет только тридцать тысяч – это дорого, продюсер Билана и Плющенко Рудковская парирует, что, мол, да какие тридцать-то! Это ж крайность! Да-да, прямо так и парирует. Она считает, что у нас в стране на «тридцатник» в месяц живут только самые бедные. Ну, и очевидно, в этом случае, их ребенок не может претендовать на будущее в спорте – это же «межкастовый» переход, а у нас так не принято.
Здесь важно понимать контекст: сам Плющенко – мальчик из Хабаровского края, из семьи плотника, переехавшей в Волгоград. Там Женя и стал кататься и подавать нехилые надежды. Оттуда его уже отправили одного, как Ломоносова, правда, без обоза, в Петербург, где великий тренер Мишин три года снимал талантливому мальчику квартиру, чтобы тот мог продолжать бесплатно тренироваться. (Кстати, интересно еще, что другой великий тренер, Тарасова, сказала, что сто пятьдесят тысяч в месяц за ребенка – это больше чем она зарабатывает; но это тут не самое главное.)
Продюсер, супруга и любящая мать своих детей Рудковская, которая, очевидно, пока не понимает, что всех денег им все равно не заработать, тоже не из «башни слоновой кости» – в смысле, не из Москвы. Она из Кустаная. Оттуда с семьей она переехала в Барнаул, а далее и для нее начался «путь личных побед и достижений». Там она вышла замуж за бизнесмена, затем в Сочи познакомилась с миллиардером и вышла за него, стала продюсировать Билана, а потом уже и с ней случилась эпоха Плющенко.
Иногда меня мучит соблазн объяснить непреодолимое желание наживы, возникающее где-то глубоко, в самых темных недрах моего существа, близостью степи – самой безжалостной из всех стихий. Стихии, безжалостной в своем непостижимом масштабе, единообразии и безразличии. При первой попытке понять линию горизонта в степи ясно и четко приходит понимание и обоснование кочевого образа жизни. Человек, глядящий в глаза степи, уже не ищет оправдания орды: он либо сам орда, либо ее жертва. Либо бери все, что плохо лежит, таскай за собой по степи всю жизнь, собирай бесконечную, неподъемную дань с голи перекатной и неистово защищай от посягательств, либо сберегай на дымящихся руинах память для потомков.
Но это все лирика. А есть еще щемящие сердце сантименты: согласно расхожей городской легенде, Евгению Плющенко первые его коньки подарила соседка. И вот, теперь, покорив величайшие спортивные вершины при поддержке всей страны, Евгений уходит в бизнес. Он имеет на это полное право. Не стоит упрекать его в скаредности. Если твой ребенок талантлив, он, вероятно, пробьет себе дорогу в большой спорт и без великого фигуриста Плющенко и его индивидуальных занятий.
Задуматься тут стоит только о том, как бороться со степью внутри себя.
Если позволишь, я проведу одну параллель: есть такая известная американская певица Регина Спектор. Ты, вероятно, слышал ее песни в разных популярных кинолентах и телефильмах – «Хроники Нарнии», например, или «Оранжевый – хит сезона». Она, вообще говоря, Регина Ильинична. Из Москвы. Она, как и Плющенко, как и Рудковская, по-своему талантлива. Она тоже из небогатой семьи. Из тех, кого Рудковская нынче выносит за скобки пресловутой «крайности».
Семья Регины тоже переехала – из Москвы в Нью-Йорк. На пустое место, в какую-то конуру, без каких-либо перспектив, но с иллюзией свободы. Маленькой Регине, с раннего детства занимавшейся игрой на фортепьяно, как и Жене, катавшемуся с четырех, первый инвентарь подарили посторонние люди. Ее пустили заниматься в подвал местной синагоги, где был свой, позабытый-позаброшенный инструмент.
И дело тут не в том, что у Регины нет своей школы пения и музицирования в Нью-Йорке. И даже не в том, что она не дает частных уроков композиции за тысячу долларов в час. С месяц назад Регина Спектор была в эфире всемирно известной музыкальной радиостанции KEXP в Сиэтле. И, помимо прочего, говорила, как боролась с депрессией от необходимости постоянной работы на износ, постоянного преодоления, от ощущения того, что – в свете президентства Трампа – они убежали из СССР в СССР. Она сказала, что каждый раз, когда «раскисает», она вспоминает, через что прошли ради нее ее родители, оставившие в прошлом все самое дорогое и важное, приехавшие в чужую страну, не знающие языка, без копейки за душой.
Каждый из нас имеет свой шанс на какой-то успех. И свое право распорядиться «большим кушем» так, как нам заблагорассудится. Но каждое слово, каждое мелкое желание человека на вершине – это большой и яркий поступок для тех, кто лишь пытается карабкаться наверх, чаще всего без оптимизма в прогнозах. Каждый из нас смотрит на «небожителей» и видит в них орду. Или маленький, но свободный народ, как наш город на двух реках: народ, помнящий цену своей свободы, и тех, кто ее заплатил.
Что из этого нужно счистить наждаком – решать тебе.
Береги себя. Это был Денис Кугай и «Ржавчина». До встречи через неделю.