С утра увидела в автобусе дивное. Пассажира в маске. Мир снова перевернулся, теперь с головы обратно на ноги. Маски можно больше не носить, удивление уже вызывает их присутствие. Одно в двухлетней круговерти осталось неизменным. Москва все так же генерирует поводы называться государством в государстве. В столице маски не просто отменили, но и вернут горожанам штрафы за нарушение антиковидного законодательства. Псковичам таких щедрот не достанется ни за что и никогда.
Отмена масочного режима стала мощным финальным аккордом в официальной истории пандемии. Будет ли новая волна (151-я, или какая там по счету), не будет ли новой волны - а пока буквально передышка от тряпочек на лице. Всем, мягко говоря, надоел главный аксессуар эпохи коронавируса. Надоел настолько, что в последние месяцы даже самые законопослушные в самоволку выходили из масочного режима.
Последней волной стал флешмоб регионов, один за другим отменяющих масочный режим. В Москве это сделали еще 15 марта, до Пскова круги на воде добрались 28 мая. За пару дней до этого столичный мэр Сергей Собянин объявил о «ковидной амнистии». Жителям столицы вернут штрафы за несоблюдение эпидемиологических мер или прекратят в отношении них дела о взыскании. Исключение составит нарушение режима изоляции. В общей сложности речь идет о 13,6 млрд рублей. Важный нюанс: штрафовать должны были московские власти, а не полиция через суд или Роспотребнадзор. То есть вернут те деньги, которые поступали в бюджет региона, а не в казну страны.
Точной статистики по числу оштрафованных и наложенным суммам в Псковской области в публичном доступе нет. Есть только еженедельные пресс-релизы судебной системы. Цифры колеблются вокруг 200 протоколов каждую неделю, когда-то чуть больше или немногим меньше.
Нижняя граница штрафа - тысяча рублей. Как раз столько получил пскович Александр.
«Во время поездки в Пушкинские Горы зашел в супермаркет, - рассказывает мужчина историю своего штрафа. - Понял, что маска осталась в машине, встал в очередь, чтобы сначала ее купить. В этот же момент в магазин зашел полицейский. Он как-то обрадовался, узнав, что я неместный. Видимо, своих старались сильно не кошмарить, а план выполнять надо. В итоге, поехали с ним в отделение, протокол составляли долго, примерно час пришлось потратить. Потом приходил вызов в суд. В Пушгоры я, конечно, не поехал. Через два месяца на пороге появился пристав».
Александр, естественно, ждет, что до Пскова докатится и волна компенсаций. Не нужно быть гением экономики, чтобы понимать, что эти тысячи тысяч не вернутся в карманы псковичей, как и маски на лица.
Мало кто обратил внимание на экономику ковидных штрафов. И очень зря. Это любопытная информация, в каком кармане они оседали. Штрафы за нарушение масочного режима, наложенные на псковичей, пополняли федеральный бюджет. Потому что протоколы составляла полиция, ее сотрудники участвовали, в том числе, в совместных с властями рейдах по автобусам. Штрафы на основе этих бумаг накладывали суды.
Считаем по нижнему пределу, тысяча рублей за протокол. Плюс-минус 200 протоколов в неделю. Получаем 10,4 млн рублей в год или почти 21 млн за всю пандемию. Это очень условный показатель, однако, на него можно ориентироваться.
Что можно было бы сделать на эти деньги дома? Открываем главную жалобную книгу региона, сайт губернатора Псковской области. Очень частный ответ чиновников на разнообразные просьбы: «При наличии необходимого финансирования». Читай, когда рак на горе свистнет. Потому что бюджет области и бюджеты районов наполнены только-только, ноги не протянули, уже славно.
Например, жители улицы Красногорской просят светофор на перекресток с Инженерной. Ответ: «В связи с тем, что адресная программа по устройству светофорных объектов на 2022 год сформирована, организация светофорного регулирования на пересечении улицы Инженерной с улицей Красногорской в текущем году не представляется возможной». Или на остановке «тройки» (а теперь еще и «единицы» с «одиннадцатым») за Кузнецким мостом нет павильона. Только скамейка, открытая семи ветрам и всем дождям. Ответ: «Ввиду ограниченных бюджетных средств на 2022 год работы по установке автопавильона запланированы не ранее 2023 года». На Поземского, 121 «вместо тротуара чернозём и груда железобетонного мусора», жалуется местный житель. Ответ: «Будет рассмотрена возможность ремонта данного тротуара». От себя добавим: и скорее всего, не обнаружена.
Спрашивается. Можно ли было бы закрыть «масочными» деньгами хотя бы один такой вопрос? На что-то бы хватило 21 млн рублей? На светофор, на остановку, на новый тротуар? В Пскове эти деньги есть куда потратить, но истратит их кто-то неведомый.
Разумеется, речь не про «хватит кормить Москву». А про наличие в окружающем пространстве хоть какой-то логики. Москвичам персонально вернут ковидные штрафы. Псковичам их не оставили даже в общем котле. Москвичи в следующий раз махнут рукой на всякие запреты: все равно потом отменят, разрешат и компенсируют. Псковичи запомнят, как с ними несправедливо обошлись.
Очень бы, конечно, хотелось думать, что вместе с коронавирусом из нашей жизни исчезнут подобные несуразицы. Однако что-то подсказывает, что ждать придется куда дольше, чем два года.
Юлия Магера, фото Вадима Боченкова