ЕГЭ - лучшее и самое важное, что случилось с российским образованием за последнее время. Разговоры о его отмене под сурдинку отказа от Болонской системы - не более, чем старческое брюзжание тех, кто не вкусил благ современной системы проверки знаний. Правда, идею равенства всех перед приемной комиссией сильно извратили десятками всероссийских олимпиад.
В смысле приобретения опыта моему поколению повезло дважды. На нас завершался эксперимент по внедрению ЕГЭ и на нас первых в университете примерили болоньевые куртки европейской системы образования. Так что говорить могу со знанием дела.
Если услышите от кого-то про «болонку» и ЕГЭ в единой связке, знайте, что человек совсем не понимает, о чем говорит. И туман из своей головы пытается перелить в вашу. Не зря сейчас министерство, отвечающее за высшую школу, и министерство, отвечающее за обычную, - это два разных министерства. «Котлеты отдельно, мухи отдельно», - эта цитата уже двадцать лет отлита в граните. Давайте и мы отделим. Тем более, сейчас прошли выпускные, и абитуриенты потянулись в приемные комиссии.
По прошествии 21 года, когда в России был написан и проверен первый ЕГЭ, малость подзабылось, а как оно было до этого. И зачем единый госэкзамен в принципе понадобился. Например, для того, чтобы университетские профессора из приемной комиссии не подрабатывали репетиторством, а потом - ба, какая неожиданность! - не встречали своих учеников на вступительных экзаменах и не оценивали результаты собственных усилий. Или не подрабатывали за рамками Уголовного кодекса, принимая перед экзаменами подношения. Узаконенными, но все-таки коррупционно емкими были подготовительные курсы при вузах. Ходишь туда целый год по выходным, а экзаменуют тебя опять-таки знакомые преподаватели. Сейчас работнику высшей школы даже собственного ребенка впихнуть в родной вуз нереально. Разве, что побольше он знает о льготах для поступающих. К этому вопросу мы еще вернемся.
Титаническую работу ЕГЭ проделал по выравниванию образовательного поля. В начале нулевых медалист из плюсской деревни и отличник из Пскова были если не параллельными прямыми, то имели, мягко говоря, разный уровень знаний.
Переломить стереотипы ежегодно пытаются, приглашая родителей написать пробную контрольную. Но окончательно сломать шаблон удастся только тогда, когда ЕГЭ пойдут сдавать дети тех, кто сам сдавал ЕГЭ. Пока что непонятное пугает, вот и живет страшилка уже два десятка лет.
Результаты ЕГЭ полностью соответствуют тому, как ребенок учился до этого. Сюрпризов не случается. Троечники сдают так себе, отличники приближаются к высшей планке. И достигают ее. Уже известно о стобалльниках этого года в Псковской области по русскому языку (12 человек), химии (шестеро) и литературе (двое). Почти все учились в Пскове или Великих Луках, только один мальчик из Усвят и одна девочка из Крюков. Такая география тоже вполне логична. В городах крупнее - школы сильнее, есть физический и материальный доступ к репетиторам. Но к ЕГЭ это не имеет ни малейшего отношения, он только высвечивает эту разницу. Будь это обычный экзамен, в школах маленьких поселков отличников было бы больше, но их «пятерки» при честном поступлении превращались бы в пшик. Не те знания, что у городских детей. Сейчас хотя бы заранее понятно, на что можно претендовать. И как сильно нужно рвать жилы. Девочка из Крюков и парень из Усвят смогли. 100 баллов при них.
Великое благо эпохи ЕГЭ - сдача экзамена один раз. Не надо подстраиваться сначала под учителей в школе, потом под преподавателей в вузе. А те, кто закатывают глаза по поводу того, какой стресс испытывают бедные детки перед ЕГЭ, забывают, что раньше вполне естественный ужас перед экзаменом обрушивался на детскую психику два раза. Замени ЕГЭ на любой другой экзамен, закономерное волнение никуда у сдающих не денется.
Теперь о льготах. Было бы правило, желающие попасть под исключение найдутся. Вы слыхали, сколько на белом свете всероссийских школьных олимпиад? Я вам сейчас расскажу, со стула не упадите. 86. С десятками дисциплин в каждой. Это официальные олимпиады, утвержденные Минпросвещения. «Миссия выполнима», «Наследники Левши», «Высшая проба» - призеры состязаний с чудными названиями могут рассчитывать на льготы при поступлении в вуз. На какие именно льготы, то есть сколько за грамоту добавят баллов, каждый вуз решает самостоятельно.
Лазейка в обход единого госэкзамена ставит на разные строчки рейтинга детей с условными 80 баллами. Один придет с дипломом олимпиады, а второй без оного. Стать призером, конечно, проще школьникам из больших городов, где проводят олимпиады. Какое ж тогда уравнивание? С этим «параллельным ЕГЭ» срочно надо что-то делать. Иначе, учитывая крошечное число бюджетных мест, скоро олимпиада станет таким же важным приложением к сертификату о сдаче ЕГЭ, как результаты сочинения.
Совсем другая загогулина вышла с Болонской системой. Когда в мае этого года министр науки и высшего образования Валерий Фальков назвал Болонскую систему «прожитым этапом», многие встретили его слова реакцией «отмучилась». Покойница-система прожила жизнь недолгую, неяркую, мало у кого ее кончина вызвала сочувствие. Уродливое дитя короткой эпохи сближения с Западом, «перезагрузки», расширения G7 до «Большой восьмерки». Что-то такое над колыбелью новорожденной говорили про единое европейское образовательное пространство. По факту, на российской почве только то и вышло, что специалитет разделили на две ветки. Начали готовить бакалавров, «недоспециалистов», учившихся четыре года. И магистров еще за два года. В магистратуре можно было освоить специальность, отличную от бакалавриата. Конечно, библиотекарь не мог стать радиоэлектронщиком, но круг смежных направлений оказывался широк. Работодатели так и не разобрались, за кого держать такие кадры. Раньше два года профессию осваивали в ПТУ.
В общем, умерла, так умерла. А ЕГЭ пусть живет и здравствует.
Юлия Магера, фото Вадима Боченкова