Пусть едят пирожные в квартире-студии

06.07.2022 09:32|ПсковКомментариев: 2

Французской королеве, окончившей земной путь на гильотине, приписывают фразу о голодающих парижанах: «У них нет хлеба? Пусть едят пирожные!» В реальности Мария-Антуанетта подобного не произносила, но народная молва - вещь упрямая. Аудитора Счетной палаты Наталью Трунову страна запомнит по инициативе отсечь россиян от льготной ипотеки на студии и однушки.

 

«Государству не следует поддерживать спрос на некомфортные типологии жилья и тем самым способствовать росту предложения таких типологий, - заявила пару дней назад аудитор Счетной палаты Наталья Трунова, в прошлом председатель комитета по туризму в Псковской области. - В большинстве случаев, если семья покупает за счет ипотеки с господдержкой однокомнатную квартиру, она в дальнейшем уже лишается возможности улучшить свои жилищные условия».

Извините, но это цинизм запредельного уровня. Одна надежда, что аудитор транслировала собственное особое мнение, а не позицию авторитетного ведомства.

Не от большой любви к сплоченным коллективам селятся россияне в малогабаритном жилье. Студии в новостройках по окраинам пользуются спросом не потому, что их владельцы не хотели бы жить в «ТЭЦ на Великой» или построить дом на Золотой набережной. Хотели бы, конечно. Но берут ровно то, на что хватает денег. И живут, фактически на кухне, где кровать (почти всегда ее заменяет раскладной диван) стоит в паре метров от плиты. Живут чуть получше, чем в общаге - хотя бы с собственным санузлом. Живут так потому, что даже за эту собачью конуру платить придется до морковкина заговенья.

Для Псковской области с ее постоянной пропиской на последних строчках рейтингов социально-экономического положения жителей покупка даже студии сродни подвигу. Как-то сумели накопить на первый взнос, под ипотечным бременем наскребли на скромный ремонт и простенькую мебель.

Вряд ли Наталья Трунова помнит, как живут в регионе, ставшем незначительным эпизодом ее трудовой биографии. Гастролирующие чиновники, которыми в последние годы обильна страна, видят очередную «территорию» из окна служебной машины и окна снятой для них государством квартиры. И это вовсе не студия.

Не преувеличу, если скажу, что ипотечное жилье - хребет, на котором держится современная Россия. Студии и однушки - половина его позвонков. Молодые люди обзаводятся жильем в своем регионе, принимая решение связать с малой родиной свою судьбу. Убери возможность обзавестись крышей над головой, поток отъезжающих в столицы будет уже не остановить. Туда и без того стремятся чуть менее, чем все. Мы писали об этом в материале ко Дню молодежи, выясняя, легко ли быть молодым в Пскове.

Все еще живы государственные очереди на жилье. В конце июня Псковстат выкатил свежую статистику. В прошлом году в регионе таким способом улучшили жилищные условия 400 семей. Это всего 3% от нуждающихся. На конец года в очереди оставались 12,5 тысяч семей. При сохранении темпов заселения последние в этом списке увидят бесплатные метры через тридцать лет и три года. Видимо, поэтому в очереди стоят всего 4,4% псковских семей. Не потому что остальные не нуждаются. А потому что рассчитывают исключительно на собственные силы.

В студиях и в однушках живут далеко не маргиналы. Не до спуска на социальное дно, когда надо постоянно держать в голове дату следующего платежа, зарабатывать на него деньги, на оставшееся пытаться достойно жить, мечтать о расширении и халтурить, а то и полноценно работать на второй работе для досрочного гашения.

Памятник жителям студий поставить надо еще и за то, что в этой свистопляске они решают вопрос государственной важности: улучшают демографическую ситуацию. Свое жилье, хоть какое, это все-таки гарантия стабильности на завтра.

Я не зря упомянула про «расширяться». По моим личным наблюдениям в студиях и однушках обитают одиночки, в крайнем случае, бездетные пары. Как только семья подрастает, перебирается на площадь побольше. Стремится к этому, во всяком случае. Если у Счетной палаты есть другие данные (хочется верить, что за заявлением аудитора стоят какие-то цифры), то в крошечных обиталищах семьи задерживаются не потому, что не хотят по отдельной комнате на человека. Просто нет ресурсов на подобные «пирожные».

Это мы еще говорим о таких приземленных вещах, как судьба конкретного человека, его возможность улучшить свой быт и реализовать право на жилье. Ширше и глыбже лежат макроэкономические вопросы, ответы на которые опять-таки замыкаются на кошельках «рядовых граждан». Строительство жилья - слишком крупная отрасль, один из краеугольных камней национальной экономики. В пандемию этот камень серьезно покачнулся, что привело к ощутимому росту цен на квадратный метр. Если из уравнения изъять крайне популярные у покупателей «икс» и «игрек», после знака «равно» писать будет уже нечего. Спрос упадет, на остальные квартиры цена вырастет, взлетит стоимость вторичного квадрата, теперь уже «двушки» станут совсем недоступной роскошью, за этим последует очередной виток падения спроса, банкротство застройщиков и их поставщиков, гигантское высвобождение рабочей силы, которая в одночасье перетечет в графу «безработные». Не лучше с банковским сектором. Льготная ставка на новостройки только-только вернулась к дофевральским 7%. Рынок ипотечного кредитования только-только начал показывать рост после трехмесячного простоя. В последнее время он ежегодно ставил новый рекорд объема выданных кредитов. Насколько чувствительным для экономики оказываются проблемы банков (а они непременно наступят с введением ограничений на покупку маленьких квартир), мы все помним по кризису 2008 года. Повторять не хотелось бы.

Жизнь в квартирке - не причина отказа от переезда в квартиру. То и другое - следствие куда более глубоких и сложных проблем. Кто ж спорит, мало хорошего, когда семья живет стесненно и кучно. Но если нет нормальных рецептов по устранению причин, не надо лишний раз бесить народ, напоминая, в каких условиях приходится жить, и угрожая отнять даже это. Иначе велик риск пожать великую бурю. Мария-Антуанетта не дала бы соврать.

Юлия Магера

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 210 человек