Обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера на днях гоняла с помойки младших школьников. После случившегося наш автор прониклась одобрением к видеосъемке и готова дать непрошеную рекомендацию советникам по воспитанию — новой педагогической единице, появившейся в каждой школе с этого учебного года.
Стала на прошлой неделе очевидцем ошапуркинга. На вид ошапурки были не старше третьего класса. Пять мальчиков-зайчиков развлекали себя интересным способом. На помойке брали стеклянные бутылки (именно брали, глубоко за ними нырять было не нужно, контейнеры стояли переполненными) и разбивали их о железную горку на остатках советской детской площадки. Все это в самом центре города, во дворе сразу за остановкой «Детский парк».
Конечно, я на это смотрела не молча. Но в ответ на свое замечание услышала только звук стекла, бьющегося от соприкосновения с металлом.
Мои слова про детскую комнату, где можно оказаться после подобной активности, возможно, восприняли, как приглашение в развлекательный центр. В самом деле, откуда таким милым лапушкам, сущим ангелочкам знать, какие на свете еще бывают детские комнаты.
Однако мгновенная реакция на возможную съемку показывает: ангелочки в курсе, что за битье стекла по головке не погладят.
Упорхнувшие птенчики.
Пока что информация для управляющей компании: осколки с большой долей вероятности все еще лежат в траве рядом с горкой во дворе домов Октябрьский, 18 и Некрасова, 30. Не худо бы собрать, пока те же зайчики не распороли свои шаловливые лапки. Есть пара слов и для правоохранительных органов, если те захотят провести профилактическую беседу, а перед этим посмотреть камеры для установления личностей ярых стеклоненавистников: дело было 21 сентября между 18:00 и 18:30. Птенчики не учли: на мою камеру акт ошапуркинга не попал, но центр города утыкан аппаратурой.
На прошлой же неделе другая псковичка сняла, как на улице Юбилейной подростки прыгали по припаркованным авто. Там уже не зайчики, пубертат в полный рост: «На разговор не идут, хамят и угрожают дракой, никому не пожелаю таких детей», - описала реакцию уже-не-зайчиков женщина, их снявшая.
Тут поневоле вспомнишь эпизод, после которого губернатор Михаил Ведерников ввел в активный оборот диалектное слово «ошапурки». Я про весенний разгром общественного туалета в парке Строителей. Участники того происшествия сами сняли себя, сами выложили это в сеть, на чем и погорели.
Все случаи объединяет одно — наличие видеосъемки. Какое-то воздействие на ошапурков может оказать только наличие документальных кадров. Да и то, пока поперек лавки помещаются. И не потому, что под включенной камерой резко отрастает совесть. Скорее, тут история в духе Спарты, где отец порол сына за воровство, приговаривая: «Не попадайся больше». Мелкие опасаются видео, потому что в этом случае они как раз попались, никакие слова «а мы тут просто сидели» не помогут. У более взрослых страх уже потерян, его смывает волна пубертата, но благодаря видеозаписям есть возможность сделать их героями произведения «Правонарушение и наказание».
Я не хочу патетично заявлять, мол, вот какое нехорошее поколение выросло. Поколение, как поколение. Если продолжать античные аналогии, то про «поганую молодежь» все сказал еще Сократ: «Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами». За прошедшие тысячелетия ничего не изменилось. Взрослые вечно бурчат, что молодежь пошла не та, хотя из века в век нормальных больше, чем буйных. Но последние слишком обращают на себя внимание. Обществу в целом и отдельным пострадавшим приходится разгребать последствия.
И вот о чем хочется поговорить в связи со всем этим. В последнее время государство взялось за воспитание детей. Прикладываются усилия, чтобы обтесать головы разной степени округлости под ровный кубик, годный для использования под задачи государства и не вредящий своим содержимым обществу. Для этого с 2020 года школам вернули функцию воспитания, в прошлом году появились «Разговоры о важном», а нынешний сентябрь отметился возвращением трудового воспитания и появлением в каждом учреждении советника по воспитанию.
Про идеологическую составляющую процесса поговорим как-нибудь в другой раз, меня больше интересует практическая сторона. Раз мы оказались в реальности, где все это существует, может ли общество извлечь для себя пользу? Можно ли с помощью новшеств остановить превращение третьеклассника с задатками ошапурка в прыгуна по чужим автомобилям? Мне кажется, что вполне.
Вспоминаю свои школьные годы. Однажды нас собрали на важный разговор с тогда еще милиционером. Без лишнего пафоса он рассказал, что бывает, если сделать вещи, упомянутые в КоАП и УК. Ознакомление с интерьерами детской комнаты — самая приятная из перспектив. Очень сильное впечатление произвела та «встреча с интересным человеком».
Сейчас каждый понедельник школьники и получающие среднее профессиональное образование начинают с «Разговоров о важном». После внедрения инициативы оказалось, что педагоги не совсем понимают, о чем и как говорить с детьми, поэтому дело поставили на централизованные рельсы. Существует специальный сайт с темами на каждую дату и конкретными материалами. Я заглянула. За сентябрь с детьми поговорили о ценности знаний, о красотах России, о Зое Космодемьянской, об избирательной системе. На октябрь запланированы уроки ко Дню учителя, ко Дню спецназа, ко Дню народного единства, про отечественное кино и про взаимоотношения в коллективе.
На все это тратится материальный ресурс (разработка плана каждого урока оплачена из бюджета, как и труд учителя) и бесценный ресурс загруженных по самые уши школьников — время. Обсуждают вещи, действительно, важные. Но не покидает ощущение, что голодного пытаются насытить с помощью прослушивания музыки Моцарта. Пичкают высокими материями, пока не закрыты базовые потребности.
Последствия очень простые. Сам ты порежешься о разбитое тобой стекло. Родители будут платить за разгром в туалете и поврежденные машины. Тебя поставят на учет, от чего сильно будут урезаны в будущем возможности работать под погонами. Наворотить можно на уголовку уже с 14 лет, и тогда доучиваться придется в специальной школе при учреждении за высоким забором.
Уже упоминала, что во всех школах с 1 сентября приступили к работе советники по воспитанию. Никто пока точно не понимает, чем они занимаются. Возможно, и сами эти сотрудники не до конца в курсе. Вот, есть хорошая идея — разобрать с детьми конкретные кейсы реальных происшествий последнего времени с участием несовершеннолетних. Что сделали — и как наказаны. Не ситуативно: один педагог провел классный час, а другой в той же школе посчитал это неважным. А тоже централизованно, по единому сценарию на весь город и всю область. Думаю, просмотр всем классом записей с камер будет делом более захватывающим, чем изучение истории кино. В качестве финала — зачитывание судебных решений, ставших следствием происходящего в кадре.
Патриотизм же с этого начинается. Сначала не гадишь вокруг себя, не уничтожаешь созданное чужим трудом, а уже потом тянешься к прекрасному. Наоборот не работает.
Юлия Магера