Обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера считает введение налога на бездетность почти свершившимся фактом. Основания так полагать она видит в конкретных недавних примерах по залезанию государства в кошельки россиян. Также в своей авторской колонке она затрагивает тему подготовленного к принятию закона о запрете пропаганды бездетности. И предлагает поборникам демографии зайти с другого конца.
Дорогие бездетные россияне, у меня для вас плохая новость: скоро будете платить за отсутствие потомства. А если у кого-то повернется язык сказать, что без детей живется нормально, тот заплатит дважды. Дорогие детные соотечественники, вас тоже порадовать нечем: деньги с бездетных не про вашу честь.
Первая из них на прошлой неделе шокировала публику своим размахом. Депутат Госдумы Евгений Федоров заявил, что бездетные россияне должны платить повышенный НДФЛ в размере 30-40 тысяч рублей, по его подсчетам, такую сумму государство тратит на каждого ребенка. И надо бы эти затраты бюджету компенсировать. «Пришло время разделить граждан, нуждающихся в поддержке, от тех, за счет кого эту поддержку нужно оказывать», - без обиняков высказался депутат. Правда, он не уточнил, как быть продавщице из супермаркета, чья зарплата составляет всего тридцатку, что и является одной из причин отсутствия у нее детей.
По мнению депутата, бездетные граждане сродни алиментщикам, а потому и плата на содержание детей (чужих - в отличие от тех, на кого денежку переводят родители в разводе) не должна зависеть от состояния здоровья. Не можешь родить по медицинским показаниям? Зато, вон, Маша из соседнего подъезда смогла, так что делись. Но не с Машей, а с государством.
В эти же дни точно такую же сумму в 30-40 тысяч рублей назвал директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. Про налог на бездетность в начале месяца говорил также другой депутат Госдумы Андрей Гурулев.
На инициативу отреагировал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он призвал коллег по нижней палате российского парламента «головой думать, прежде чем какую-то идею озвучивать». СМИ отнесли его слова на счет Евгения Федорова. Но! Ни конкретная фамилия, ни конкретный депутат названы не были. Да и комментарий Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента, прозвучал в духе «надо изучить». Так что инициатива вполне может получить свое воплощение. Когда такое было, чтобы идея по изъятию средств из кошельков населения пропала втуне?
Да, скорее всего, это будет не 40 тысяч рублей и даже не 30 тысяч. Суммы к конечному взысканию с большой долей вероятности окажутся на порядок меньше, 3-4 тысячи рублей - вполне реальная такса.
Почему я считаю налог на бездетность почти свершившимся фактом? Да потому, что мы этот фокус видали в последнее время неоднократно. Вброс в общество шокирующих своей величиной параметров углубления в кошельки - претворение в жизнь с сильным смягчением. Пенсионный возраст для женщин первоначально предлагали поднять на 8 лет, в итоге подняли на 5. Недавнее повышение подоходного налога должно было коснуться тех, чья зарплата превышает 70 тысяч рублей, а в итоге остановилось на отсечке в 200 тысяч в месяц.
Вторая инициатива на этой неделе уже приобрела статус законопроекта, прошедшего в первое чтение. То есть все очень серьезно, и будет претворено в жизнь. Речь о запрете пропаганды чайлдфри, то есть сознательного отказа от обзаведения потомством.
Принятие такого закона не удивляет. Каких только нормативных актов мы за последнее время не получили к исполнению. Их бесконечное размножение вызывает усталость. В первую очередь, от туманности формулировок. Закон принимают, толком в нем ничего не прописано, как его соблюдать - решительно непонятно.
К примеру. Фильм, совсем не на семейную тему, где герои счастливы и самодостаточны без детей - это будет пропаганда? Или каждому персонажу теперь обязательно нужно будет пристегивать отпрыска, пусть даже за кадром, но с обязательным проговариванием словами через рот, что ребенок-таки наличествует?
Работать они начинают без четкого наведения фокуса. Какая-то ясность наступает с момента первых судов, когда государство дает по голове нескольким для острастки многих. Население остается в вечно подвешенном состоянии, потому что толкование закона может быть в любой момент расширено, и то, что можно сегодня, станет запрещенкой уже завтра.
Иначе я не могу объяснить необходимость закона. У нас и без того ни в фильмах, ни в рекламе нет такого, чтобы кто-то прямым текстом проговорил: «Не надо рожать!» Такие заявочки могут себе позволить разве что одиозные блогеры ради хайпа. В целом, общественный консенсус вокруг темы таков, что взрослый человек без указок в состоянии решить, как распорядиться своей репродуктивной системой. Иметь детей - нормально. Но и не иметь - тоже нормально. Бездетный человек - обычный член общества, неотличимый от других. Более того, в некоторых аспектах люди бездетные имеют даже преимущества. Например, когда дело касается отношения работодателей. Кого охотнее возьмут на должность, бездетного мужчину или мать детсадовца? Ответ очевиден, то-то и оно.
В эту бы сторону государству развернуться. Не бездетных щемить, а детным создавать условия получше. Спрятать кнут и перевернуть на семейной улице самосвал с пряниками. Не на бумаге, а в реальной жизни. О, законодательство у нас передовое. Только что делать с кривыми рожами работодателей, когда ребенок снова заболел? А если вернуться к примеру с приемом на работу, то мы можем превратить мужчину-соискателя в отца, и его шансы на рынке труда это никак не снизит. Отец дошкольника и мать дошкольника - два совершенно разных работника. В подавляющем большинстве случаев основной груз по воспитанию лежит на женских плечах. Не всякая решится родить, отдавая себе отчет, что бремя потом самой же и тащить. С этим делать что-нибудь будем?
Иногда тащить ребенка приходится в прямом смысле - по лестницам без пандусов. Таких мелочей можно сходу набросать десятки. Родительство (а не только материнство) должно быть, в первую очередь, удобным. И с финансовой точки зрения тоже. Отсутствие детей скоро будет штрафоваться, но деньги не переложат в карманы детных. Те так и останутся со своими колоссальными затратами на выращивание потомства: расширение жилья, оплата кружков, гаджеты, лекарства, репетиторы и прочее, прочее. Только в этом случае к затратам финансовым добавляются еще и энергозатраты, ребенка воспитать - не в потолок чихнуть. Да, вот так устроен современный человек, думает об удобстве, обратно этот фарш невозможно повернуть. Однако законодатель если и заботится об удобстве, то, в первую очередь, о своем собственном. Принял еще парочку запретительных законов - можно отчитываться о проделанной в Год семьи работе. К сожалению, ничего не слышно об инициативах, делающих жизнь детных удобнее, проще, дешевле.
Конечно, люди с развитым инстинктом размножения будут поднимать демографию в любых условиях. Однако, если судить по статистике, таких людей все меньше. И все больше тех, кто задумывается, что ждет после выписки из роддома, как достойно воспитать и на уровне современных стандартов обеспечить? Никак - такой ответ россияне продолжат давать сами себе, решив, что проще и легче платить налог и сидеть, закрыв рот.
Семьям нужно что-то другое. Но что? Государство решило перейти к отрицательному подкреплению, к санкциям в адрес бездетных вместо плюшек для детных.
Нам бы инициировать масштабное исследование о том, какой помощи не хватает родителям. Не теоретизировать о том, почему кто-то не рожает, а повернуться к настоящим родителям, уже состоявшимся. И шаг за шагом в мелочах облегчать их жизнь. Начать, допустим, с бесплатной няни для мам в декрете, хотя бы на пару часов в неделю для спасения от запредельных перегрузок. Да много чего еще надо. Спросите у родителей!
Если бездетные увидят, что рожать не страшно, что есть помощь и поддержка, то никакие законы, подобные двум нынешним, не понадобятся - для их применения просто не останется поля.
Юлия Магера