Бесприличный расчет

02.12.2025 17:04|ПсковКомментариев: 0

На этой неделе продолжается эпичная битва «банки против маркетплейсов». Пустяковое, на первый взгляд, дело о грошовых скидках на товары втягивает в свою орбиту федеральное правительство, Банк России, Совет Федерации и Госдуму. Обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера с изумлением смотрит на то, как миллиардеры без всякого стеснения делят содержимое кошельков обывателей. В своей свежей колонке наш автор объясняет, почему спор серьезнее, чем кажется на первый взгляд, и какой его исход сулит выгоду пользователям конфликтующих сервисов.

 

«Нельзя так буквально заниматься поборами с наших граждан», - накануне заявила депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина, возглавляющая парламентский комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.

Фраза депутата стала реакцией на обострившееся на прошлой неделе противостояние крупнейших банков и наиболее популярных маркетплейсов. Такое длительное обсуждение — нетипичный случай. Как правило, выходные обнуляют информационное пространство, смывая пену. Раз не смыло, значит, дело серьезное.

Коротко напомним фабулу.

На прошлой неделе руководители пяти крупнейших банков страны поставили свои подписи под обращением в Госдуму. В письме они предложили на законодательном уровне запретить маркетплейсам устанавливать скидки, связанные со способом оплаты. У крупнейших торговых площадок есть собственные банки, если оплата проходит с их карт, то покупателю сразу предлагают скидку, как правило, в размере 5%. Банки же предлагают кешбэк — когда-нибудь потом, не всегда рублями, со стандартной ставкой в 1%. Нетрудно понять, какой способ оплаты покупатели выбирают все чаще.

Банки теряют дважды. Условно свободные средства россияне хранят на картах маркетплейсов, чтобы потом там же и потратить. Также банки не получают от интернет-магазинов комиссию за эквайринг, то есть проведение электронного платежа. Потери ежегодно все серьезнее, так как покупки на маркетплейсах уже не просто популярны — они неотъемлемая часть жизни обывателя. Мы привыкли и воспринимаем как данность, что за новой моделью наушников или метелкой не надо объезжать полгорода и тратить на это полдня. Выбор из огромного числа вариантов можно сделать в спокойной обстановке, водя пальцем по экрану смартфона, сравнивая цены, параметры и изучая отзывы.

Глава Wildberries Татьяна Ким написала свое письмо — открытое, адресовано оно сразу федеральному правительству, Банку России, Совету Федерации и Госдуме. «Что на самом деле движет банками? Желание снизить собственные затраты на кешбэки и бонусы, сохранить комиссионные доходы и избавиться от конкурентов», - констатирует Татьяна Ким. Предпринимательница предупреждает, что отмена скидок приведет к стагнации бизнеса, росту инфляции и снижению конкуренции. Она указывает, что банки никто не пытается ограничивать в развитии собственных программ лояльности, что у них есть собственные торговые площадки, где никто не диктует владельцам условия работы, что прибыль пяти крупнейших финансовых организаций в 24 (!) раза превышает показатели банков, связанных с маркетплейсами.

«Прибыль» — вообще ключевое слово среди прозвучавших.

Пока что прошла первая реакция из Госдумы, еще только на уровне мнения отдельного депутата. Тем не менее, оно — в кои-то веки! — совпадает с народными представлениями о справедливости.

«Я отрицательно отношусь к инициативе банков об отмене скидок на маркетплейсах, - прямо сказала депутат Нина Останина. - Мне кажется странным такого рода позиция, потому что на маркетплейсах покупают далеко не самые богатые граждане. Я сомневаюсь, что банкиры сами покупают что-то на маркетплейсах. Сейчас, в канун Нового года, когда у людей не очень обеспеченных все равно есть желание поздравить своих детей, друзей, близких, родителей в преддверии праздника — понятно, что все пойдут не в ГУМ, не в ЦУМ. Они будут заказывать это на маркетплейсах».

На дорогостоящие (с точки зрения небогатого «рядового» россиянина) товары скидка маркетплейсов может доходить до нескольких тысяч рублей. Но, признаемся честно, табуретки или матрасы (да-да, их тоже продают и заказывают на маркетплейсах) мы покупаем нечасто. Даже не раз в год. В большинстве случаев речь идет о покупках стоимостью в несколько сотен рублей. Придверный коврик, отбеливатель, пачка орехов, пудра, набор мочалок — товары повседневного спроса, вот за чем обыватель чаще всего заходит на пункт выдачи. Россиянка, замотанная работой, бытом и школьными передрягами ребенка, расслабляется вечером со смартфоном в руках, сопоставляя модели кухонных венчиков по 200 рублей и разглядывая реальные фотографии от других покупателей. У подобных товаров разница в цене при покупке с картой маркетплейса и без него составляет, подчас, рублей 15, не больше. Однако эта разница оказывается критически важной для пользователей, оттого и выбирающих именно такой способ оплаты.

Заводя карту банка при маркетплейсе, зачастую, покупатели не получают физический пластик, обходясь виртуальным кошельком на электронной площадке. Чтобы его завести, даже с дивана вставать не придется, а нужна «карта» все равно только для одной цели: покупки со скидкой.

За прошлый год финансовые подразделения трех крупнейших российских маркетплейсов — «Вайлдберриз Банк», «Озон Банк» и «Яндекс Банк» — сообща выпустили 57 млн карт и заняли долю в 17% активных карт на рынке банковских услуг. Годом ранее было выпущено 24 млн карт, то есть рост более чем в два раза. Прогноз на текущий год — 86 млн карт. Понятно, что такой рост обеспечен благодаря единственной составляющей — той самой скидке в 15 рублей. Вот вам и копейки.

Так что люди из списка богатейших в стране прямо сейчас решают судьбу наших копеек.

Потому что хорошо знают: копейка рубль бережет. Скромные денежные ручейки многих стекаются в полноводную реку, наполняющую финансовое море. Чья яхта будет бороздить его просторы?

Потому и объединились крупнейшие банки против крупнейших маркетплейсов — есть, что делить.

Нам, покупателям, остается только наблюдать, чем закончится дележка содержимого наших кошельков. В наших смартфонах соседствуют иконки приложений маркетлейсов и банков, но все, до чего мы допущены — пользоваться сервисами на тех условиях, какие предлагают их хозяева. Договариваться об этих условиях будут не с нами. Предостерегу от желания занять в этом споре сторону маркетплейсов. Да, прямо сейчас их банки дают больше выгоды. Но не из человеколюбия, а из желания занять долю рынка пожирнее и возможности поделиться с пользователями чуть большей частью своей прибыли.

В наших интересах, чтобы «победила дружба», то есть чтобы недовольными итогами спора остались обе стороны. Пока акулы бизнеса будут пытаться откусить друг другу головы, у нас сохранится шанс на скидку в 15 рублей.

Юлия Магера

опрос
О чем вы спросили бы президента в ходе прямой линии?
В опросе приняло участие 106 человек