Шли годы… Маразм крепчал

29.09.2016 14:35|ПсковКомментариев: 18

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Диванная политика». Напомним, программа Юрия Моисеенко выходит по четвергам в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове».

Из событий масштаба федерального в первую очередь следует отметить Довлатовский фестиваль, который в отличие от предыдущего, слава Богу, не вызвал такого бурного политическому ажиотажа. Напомним, что в 2015-м году часть либеральной интеллигенции при всей своей любви к творчеству выдающегося писателя, на вопрос - «собираетесь ли вы в Псков?» - начинала картинно ломаться. Дескать, устраивает фестиваль губернатор Турчак, а его бэкграунд в «деле Кашина» нас смущает настолько, что мы отказываемся от заранее купленных билетов. Нет, мы у себя на диване никого осуждать не собираемся – поездка в Псков на небольшой пикничок по случаю дня рождения выдающегося русского писателя - дело вкуса, взглядов и настроения. Но неприятный инцидент с политическим подтекстом имел место быть. С тех пор прошло 365 дней. И губернатор у нас все тот же, и Кашин жив-здоров, и – что особенно хочется подчеркнуть – фестиваль набирает обороты. На этот раз его открыл маэстро Денис Мацуев. Промозглая погода не стала препятствием для псковичей, чтобы увидеть, как светится в ночи «Россия», которая «начинается здесь» и послушать всего одну (к сожалению) композицию в исполнении пианиста. Впрочем, жадным до чувственных удовольствий псковичам было что посмотреть и послушать в минувшие выходные. Эстеты-литературоведы делились своими мыслями о философии российского андеграунда и как оные преломляются в прозе Довлатова. Музыканты играли, киношники показывали свои фильмы, актеры лицедействовали на фоне мемориальной избы-читальни в Березино. Короче, все прошло очень достойно. И так бывает всегда, когда сиюминутные политические интриги уходят на второй и третий план, уступая авансцену подлинному творчеству.

Если же судить о прошедшем событии с нашей диванной колокольни, то мы рассуждаем просто. Губернаторы уходят и приходят, а Довлатов и его бессмертное – «любимая, я в Пушкинских горах…» - остается. Короче, если и суждено Андрею Анатольевичу в обозримом будущем покинуть «псковские дали», то ему будет за что сказать «спасибо». В данном случае мы имеем в виду Довлатовфест. В воспоминаниях самого писателя говорится, что три города навсегда отразились на его творческой судьбе. Однако ни Петербург, ни Таллинн, ни Нью-Йорк не загорелись желанием стать хотя бы на несколько дней мировой довлатовской столицей. Кто в вопросе организации фестиваля первым сказал «мяу», не могу сказать. То ли сам Андрей Анатольевич, то ли столичные культуртрегеры подсуетились, только вашему покорному слуге, как записному квасному патриоту, приятно, что Псков сумел утереть нос питерским эстетам, которые по-прежнему с плохо скрываемым высокомерием относятся к творчеству Сергея Довлатова. Обскакали мы и таллинских крохоборов, которые за пеленой свой эстонской самости не смогли разглядеть не только коммерческий потенциал этой акции, но и ее ярко выраженный контекст толерантности. Про Нью-Йорк я просто не говорю, потому что Довлатов хоть и считал этот город «своим», однако «большое яблоко» его, по большому счету, не приняло – все-таки, русский. В этом смысле Псков, который писатель не считал для себя судьбоносным, теперь, можно сказать, нахально застолбил право считаться довлатовским городом. При этом первый шаг был сделан более 10 лет назад, когда в областном театре кукол была поставлена неизвестная пьеса писателя – «Человек, которого не было», найденная нашим земляком - журналистом и литератором - Алексеем Масловым. Теперь мы получили достойное продолжение этого культурного начинания. Не буду перечислять всю программу фестиваля, скажу лишь про то, что лично мне запомнился и по-хорошему аукнулся спектакль Бориса Бирмана «Человек, обреченный на счастье». Его уже начинают по косточкам разбирать критики, мы же, на диване, обойдемся без этого эстетствующего препарирования. Скажем только одно: спектакль стал подлинным украшением нынешнего фестиваля. Несмотря на его продолжительность (три с половиной часа – не шутка), смотрится он на одном дыхании. Подкупают выдержанная в довлатовском духе сценография (художник Александр Стройло), искренняя, с налетом хорошего куража, игра актеров, не говоря уже о режиссуре самого Бориса Бирмана. К слову, автора пьесы. Если получится утрясти авторские права с довлатовскими женщинами (Еленой Давыдовной и дочерью Катей, которые являются распорядителями творческого наследия писателя), то «Человек…» имеет все шансы стать визитной карточкой Псковского театра. Не «Борис Годунов», о котором продолжает мечтать Валентин Курбатов, а именно Довлатов с его ставшим в наши дни, как никогда, актуальным вопросом о цене компромисса.

Впрочем, без ложки дегтя мы и на этот раз не обойдемся. После капитального ремонта акустика в псковском театре совершенно некудышняя – уже с пятого ряда партера трудно разобрать реплики актеров. Говорят, причиной тому стала забетонированная оркестровая яма, но делать что-то надо. Может миниатюрные микрофоны купить, как на телевидении? Настоящие театралы советуют брать билеты на балкон – там акустика еще куда ни шло. Впрочем, с довлатовским спектаклем было все-таки полегче: многие зрители знали прозу автора «Заповедника» практически наизусть, что только подчеркивает народность творческого наследия писателя.

Из событий околокультурных, но более мелких, отметим пожароопасный Невель, где в минувшую неделю два раза горел Дом культуры и кинотеатр «Ракета». Причем, во всех случаях имел место поджог. И снова, как и с происшествием на «Голубой даче», о котором мы уже рассказывали в предыдущих выпусках нашей программы, полиция как-то робка в своих действиях по поимке злоумышленников. Напомним, что в начале осени неизвестные вандалы разворотили мемориал жертвам Холокоста. Причем произошло все это в канун 75-летия расстрела обитателей еврейского гетто, а тогда, по разным данным, погибло более двух тысяч человек. Следы погрома быстро восстановили, однако вандалов так и не нашли, что весьма странно характеризует деятельность местной полиции. Можно понять, когда националисты в Польше, республиках Прибалтики глумятся над памятью советских воинов. Там юных нациков никто и никогда искать не станет, чем они и пользуются. А в нашенских пенатах как следует понимать такую, с позволения сказать, медлительность? И чего тогда стоят все официальные заклинания высших областных чиновников, которые, обращаясь к ветеранам и подрастающему поколению, призывают усилить патриотическую работу. Не знаю, но будь на месте Андрея Анатольевича какой-нибудь по-настоящему яркий представитель нашей диванной оппозиции, то вызвал бы главу Невельского района к себе на ковер и в приказном порядке заставил в течение трех суток найти вандалов. Трудно одному искать? Подключили бы к этому делу многочисленную службу охраны великолукского мясокомбината, чтобы товарищи немного размялись на природе. Точку в этом деле можно поставить только тогда, когда имена неизвестных преступников будут установлены, а за свои поступки они получат по заслугам. И тогда граждане с удовлетворением отметят, что патриотическая работа у нас ведется на высоком идейном уровне.

Не может пройти наша диванная общественность и мимо сенатора г-жи Мизулиной, чья кипучая деятельность на грани мракобесия вызывает у доморощенных политиков оторопь. На прошлой неделе с ее подачи, например, была закрыта фотовыставка Джока Стерджеса «Без смущения». Прямо скажем, что мы тут все от сохи и далеко не эстеты, поэтому решать - есть ли в фотографиях обнаженки намеки на педофилию или нет? - не беремся. Однако г-жа Мизулина, по профессии – юрист (тоже не искусствовед), с легкостью вешает ярлыки и раздает рецепты лечения общества от всех моральных недугов. Под стать ей и какие-то неясные «офицеры России», которые, видимо, от нечего делать ломанулись на эту злосчастную выставку. Спрашивается: какого лешего? Они полагают, что способны отделить зерна подлинного творчества от порнографических плевел? Особенно нелепо выглядел «по ящику» их предводитель, который на камеру совершенно «официально заявлял», что эта выставка пропагандирует педофилию. «Совершенно официально» этот персонаж может подтвердить (или опровергнуть) тактико-технические данные автомата Калашникова. Но лезть со своим армейским уставом туда, где он мало что понимает, это конечно нонсенс. В этой связи смущает отсутствие боевитости у тех, кто на самом деле может выступить экспертом, оценивая творчество американского фотохудожника. Тот же самый министр культуры г-н Мединский мог бы прикрикнуть своим командирским культурным голосом на всех этих «ценителей»: отставить! Смолчал, ну а результаты этого попустительства - налицо. Взять хотя бы тот же самый памятник героям-десантникам в Черехе. Помнится, тогда победу в творческом конкурсе одержала другая работа и другой архитектор, но генералы, которые решили выступить в роли искусствоведов, настояли на том, что памятником десантникам должен стать… парашют. С чего парашют? Почему парашют? Тогда обелиском врачу, который прославился своим милосердием, должен стать горчичник или банка мази Вишневского? Бред какой-то… Что такое тоталитаризм? Это стремление командовать в сфере, где «товарищ командующий», мягко говоря, «не Копенгаген». Что мы и видим на таком вот бытовом уровне. И еще одно наблюдение…

Помнится, во времена пионерского детства мы с приятелем Вовкой Петровым (сейчас он уже профессор, доктор физико-математических наук) как-то забрели к Покровской башне – там, где теперь новая гостиница, раньше находился психоневрологический диспансер. Двор этого богоугодного заведения украшал фонтан, в центре которого стоял то ли пионер, то ли спортсмен, на котором к нашему вящему удивлению были надеты… черные сатиновые трусы. По всей видимости, сильно еще это стремление у некоторых надеть нижнее белье на все, что им - по простоте ли душевной, а может быть по злому умыслу – кажется неприличным. Кажется - креститься надо!

Возвращаясь к г-же Мизулиной отметим, что она же на днях выступила за необходимость запретов бэби-боксов. И что самое странное – в правительстве ее поддержали на том основании, что государство не должно поощрять отказы от новорожденных. К сожалению, высшее столичное чиновничество не привело аргументов в свою пользу. У нас же на диване вспомнился относительно свежий случай, когда безумная мамаша выбросила новорожденного ребенка в выгребную яму. По крику его и нашли. А случилось это в поселке Середка – про это происшествие у нас много тогда писалось и говорилось. Выходит, что г-жа сенаторша и ее последователи из кабинета министров товарища Медведева поощряют, чтобы новорожденных выбрасывали на помойку? Странное, если не сказать больше, понимание демографической политики…

И наконец - о событии судьбоносном! Не далее как третьего дни стране и ее гражданам объявили о том, что уже со следующего года россияне начнут жить в условиях новой пенсионной системы. За ее основу была взята модель, которая функционирует в Австралии и Новой Зеландии. Напомню, что раньше у нас носились с аргентинской моделью, превознося ее достоинства, пока практика не показала ее нежизнеспособность на отечественных равнинах. Теперь нам снова предлагают воспользоваться импортным опытом. Русско-австралийская модель, авторами которой являются Минфин, Банк России и Всемирный банк (структуры, вообще-то призванные заниматься несколько другими вопросами), уже разработана и готова к применению. Ее детали неизвестны, но памятуя прошлые правительственные эксперименты с пенсионной системой, ожидать «светлого завтра» не приходится. Почему? – ответ на этот вопрос лежит на поверхности. То, что кризис продолжается, и денег в российской казне больше не становится – это понятно всем и каждому. Но вместо того, чтобы ввести, например, прогрессивный налог, чтобы российские миллиардеры платили адекватную их доходам сумму, наше либеральное правительство и думать не хочет – глядишь, они и сами попадут под эту раздачу. Поэтому, чтобы изыскать, как говорил сатирик, «унутренние резервы», они начинают шарить по карманам у тех, чей месячный доход едва превышает десять тысяч рублей, а именно - у российских пенсионеров. Как следует из слов заместителя министра финансов г-на Моисеева (его приводит форум Credit Suisse) новая модель предполагает делить работников не только по трудовому стажу, но и по уровню доходов в процессе трудовой деятельности. Те, кто получают в месяц 50—100 тыс. руб. и более, должны будут о своей пенсии заботиться сами. Как именно? — пока не разглашается, но из оговорок следует, что Минфин и ЦБ полагают российскую банковскую систему достаточно надежной, чтобы работники самостоятельно копили в ней свои деньги. А вдруг все получится наоборот? Как уже не раз было в нашей истории: чтобы решить макроэкономические проблемы, правительство просто отбирало у населения его накопления, оставляя всех с носом. Готов ли кто-нибудь из ныне действующих господ министров дать на этот счет стопроцентную гарантию и своими капиталами поручиться в случае чего? Молчат великие либеральные умы…

Ну да ладно, предлагаемую идею можно бы было назвать изящной, если бы не ряд других обстоятельств. Ну, например, покажите в том же самом Пскове или его окрестностях тех, кто зарабатывает 100 тысяч? Пожалуй, только областные топ-менеджеры могут похвастаться подобной зарплатой. Для рядового псковича даже 30 тысяч – верх мечтаний, если учесть суровый вердикт экспертов «РИА Рейтинг». К чему же приведет новая пенсионная котовасия? – покажет, конечно, только «опыт – сын ошибок трудных», но у себя на диване мы можем предположить: люди с еще большим энтузиазмом будут стараться убежать из депрессивных регионов, где «щи пожиже и жемчуг мелкий». Это раз. Во-вторых, расслоение населения станет еще заметнее. И наконец, третье - пролетарская злость станет еще нетерпимее, не приведи Господь. Если, конечно, эти самые пролетарии доживут до своего заслуженного отдыха. Впрочем, авторов нового пенсионнного проекта подобные соображения, кажется, не волнуют. Им осталось год простоять, да другой продержаться, потому что на 2018-й намечены выборы президента и тогда согласно Конституции правительство Медведева уйдет в отставку. И все будут свободны, кто от своих обязанностей, а кто от обеспеченной старости – вот такие у нас тут засели скептики.

Юрий Моисеенко

опрос
Считаете ли вы нагрузку на сегодняшних школьников чрезмерной?
В опросе приняло участие 191 человек