Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Диванная политика». Напомним, программа Юрия Моисеенко выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове».
В сеть слили «голое» видео чиновницы, которая «ничего не должна детям», псковский городской автобусный парк в шаге от банкротства, нравы острова Залит: пусть мне будет плохо, лишь бы у соседа было еще хуже… Эти и другие новости в нашем очередном выпуске «Диванной политики», а у микрофона автор и ведущий программы, журналист Юрий Моисеенко – здравствуйте!
Дело – табак!
Свои диванные посиделки мы начинаем с традиционной пурги, которую по обыкновению несут представители правящего сословия. Продолжает пугать народ своими неадекватными инициативами небезызвестный депутат Госдумы Сергей Вострецов, который предложил гражданам, имевшим неосторожность получить два высших образования, переквалифицироваться в маляры или повара, потому что «свободных мест в Госдуме больше нет». Слова кончились, остались одни буквы и те нецензурные… Ему под стать вице-премьер г-жа Голикова, которая рассказала стране как, бросив курить, можно сэкономить миллион рублей. Мы, признаться, не поверили этой белокурой диве и произвели несложный арифметический подсчет. В результате выяснилось, что ее знакомый молодой человек покупал себе курево по цене 2740 рублей за пачку на день - это что за сигареты такие в России? Не менее вздорную идею озвучила депутат, член правящей партии некая г-жа Максимова. Эта во всех отношениях представительная дама предложила ввести специальный патент, приравнивающий дачников к фермерам и дающий право на сбыт излишков выращеных на огороде. Все «удовольствие» для старушки, которая окучивает на своих шести сотках грядку с «зеленухой» обойдется в смешную сумму – всего 50 тысяч рублей ежегодно. Как говорится: с дурной овцы - хоть шерсти клок. Отметилась на этой неделе и председатель комитета по делам молодежи Свердловской области юная г-жа Главацких, а точнее видео-ролик, где девушка, на нее похожая, вместе с такой же спортсменкой в неглиже демонстрируют движения, которые можно со всей ответственностью назвать жесткой эротикой. Комментировать такую «физкультуру» нам, столпам общественной нравственности, довольно трудно. Поэтому мы выразим лишь сочувствие руководству правящей партии, которое днями доходчиво объясняло публике, что главная политическая сила страны берет курс на укрепление смычки с народом и демократизацию, а тот кто супротив этой самой смычки, того ждет суровый партийный суд. Ждем с нетерпением!
Сasus belli?
Не можем мы сегодня обойти своим внимание и азовско-керченский инцидент. Речь идет о задержании российскими пограничниками двух боевых катеров ВМС Украины — «Нікополь» и «Бердянськ» — которые в сопровождении буксира пытались войти в Азовское море. Эта новость сразу же стала топовой на всех каналах российского телевидения, которые уже начали задыхаться от недостатка идеологической жвачки. Какова же нормативная база столь неудачного похода? Напомним, что в 2003-м году был подписан, а чуть позже и ратифицирован договор, согласно которому Азовское море и Керченский пролив считаются совместными украинско-российскими внутренними водами. Так, видимо, и есть на бумаге, но когда дело дошло до правоприменения, то оказалось, что в Москве официальный документ читают по своему, поэтому и приняли решение не пускать в Азовское море иностранные военные корабли. Между тем, украинские ВМС были уверены, что обладают правом на свободный проход Креченского пролива и… отдали шватовы. Короче, нашла коса на камень. Как все выглядело в действительности, мы имели сомнительное счастье наблюдать чуть ли не в прямом эфире. Это событие нашло оживленный отклик не только у ястребов по обе стороны границы, но и в социальных сетях. Видя такой ажиотаж, наши диванные политики тоже решили рассмотреть возникшую проблему более пристально, и оказалось, что ларчик открывается просто: дело в том, что сейчас в Бердянске полным ходом идет строительство новой военно-морской базы, для защиты которой и направлялись катера из Николаева. Можно ли считать сложившуюся ситуацию сasus-ом belli, или говоря по-русски: поводом для войны? Пока сказать трудно, но если конфликт разгорится, то, есть все основания полагать, что в конце концов наступит такой момент, когда он выйдет из-под контроля – у любой войны есть такое странное свойство. Между тем и российский президент, и его украинский коллега, полагаю, в тайне мечтают о небольшом «бордельеро», который способен поднять рейтинг победителя в глазах нации. К тому же командовать армией легче, чем решать социальные проблемы. Для того, чтобы кормить, лечить, одевать и согревать собственный народ нужны деньги – очень много денег. Плюс - правительство профессионалов, заточенное не на личное обогащение и сохранение уже накопленных капиталов за границей, а на нужды рядовых граждан. Не знаю, как у соседей, но у нас с этим пока большие трудности. Есть и еще один момент, который должен остановить у опасной черты обе стороны - я имею в виду исторические уроки тех, кто когда-то рассчитывал на «маленькую, но победоносную войну». Например, в 1904 году, с Японией. Для Николая II она закончилась гибелью эскадры в Цусимском проливе, позорным поражением, что через 13 лет привело к падению монархии. При этом заклинание, которое приписывают Александру III по поводу того, что «у России есть два союзника – армия и флот» - увы, не сработало. Именно армия и доблестный флот предали монархию в 1917 году, позабыв о присяге. Полагаю, что этого и опасаются конфликтующие стороны: как только кто-то будет терпеть поражение, то до предательства с последующими оргвыводами всего один шаг. Так что мы надеемся, что и у Владимира Владимировича, и Петра Алексеевича хватит здравого смысла тормознуть, пошуметь, обвинить друг друга в недружественных действиях – тем сердце и успокоить. И главное не дать повода для радости нашим заклятым партнерам по НАТО, которые в случае начала конфликта, будут только радостно потирать руки, когда славяне сцепятся между собой. В выигрыше останутся только носители вечных либеральных ценностей – им даже пушки расчехлять не придется. Тут главное не забывать слова легендарного министра иностранных дел СССР товарища Громыко: лучше десять лет вести переговоры, чем один день воевать.
Состояние предбанкротное
От геополитических проблем давайте вернемся к нашим баранам. На этот раз камнем преткновения стало ГППО «Псковпассажиравтотранс», которое, судя по его нынешнему финансовому положению, реально дышит на ладан. Одних только долгов по исполнительным листам у него накопилось почти 140 млн, включая задолженности по заработной плате. Шумят работяги, подбрасывают в очаг конфликта полешки псковские профсоюзы, которые уже выказали желание оказывать помощь коллективу, где еще с советских времен сохранилась «школа коммунизма». В том числе, и юридическую, если дело дойдет до забастовки. Судя по всему, региональная власть пока выжидает. И мы тут, сидя на диване, полагаем, что для этого есть очень веская причина, а точнее - несколько. Первая и самая главная заключается в том, что на погашение долгов денег в бюджете нет. А если бы и нашлись, то они снова выросли, как снежный ком и все «благодаря» решению, принятому прежней администрацией: собрать под крышу «Псковпассажиравторанса» все родственные ему районные предприятия.
Правда, тогда в коридорах власти не учли одного обстоятельства: когда, допустим, порховские или себежские перевозчики вливались в дружную семью государственного предприятия, то они приходили туда не с пустыми руками, а с долгами, которые нужно было гасить. Область этого, понятно, делать не собиралась, свалив все на «Пассажиравтотранс», которое в масштабах областного центра было весьма успешным. А чтобы там совсем не высовывались, то приложили все усилия, чтобы выдавить из своего кабинета хорошо известного и уважаемого псковичами Георгия Лупандина, который всеми силами пытался защитить свое детище. «Красного директора» сменили на депутата Гизбрехта, однако не учли, что вышеозначенный господин развернет такую бурную коммерческую деятельность, что остановить ее сумеет только прокуратура. Пришедший на его место г-н Питиримов тоже не смог принести в души транспортников спокойствия, но не потому, что этого не хотел - не были устранены системные причины, которые, собственно, и порождали финансовые проблемы предприятия. Область по-прежнему не платила по собственным счетам, заставляя государственное унитарное предприятие нести несвойственные ей социальные функции. Там, кажется, даже не обратили внимания на федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров в Российской Федерации», который был принят 13 июля 2015 года. И, между прочим, абсолютно зря, потому что в пункте 14-м (глава 3-я) прямо говорится, что «осуществление регулярных перевозок… обеспечивается посредством заключения… уполномоченным органом местного самоуправления… контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Таким образом, в первой половине 2020 года Псковская городская администрация должна будет подготовить и провести процедуры согласно нелюбимому чиновниками закону №44, где, между прочим, прямо говорится, что до участия в конкурсе могут быть допущены предприятия, не имеющие задолженностей по налогам. Не говоря уже про все остальное. Не знаю, что думают по этому поводу в областной администрации, но у нас на диване есть стойкое подозрение, что с таким подходом как сейчас, «Псковпассажиравтотранс» не сможет принять участие в конкурсе. Что начнется в городе после 13 июля 2020 года, мы даже в страшном сне представить не можем. Конечно, кое-то полагает, что паллиативным решением могут стать малогабаритные «газели». Однако в условиях Пскова этот шаг превратит главные городские магистрали в одну сплошную пробку: любой профессионал вам скажет, что выгоднее и гораздо удобнее для Пскова и пассажиров вместо 10 этих «живопырок» запустить одну «сцепку», к которым горожане уже привыкли. И места она занимает меньше, и перевозит больше. Кроме того наш диванный ареопаг искренне сомневается, что начавшая «окучивать» 22-й и 30-й маршруты некая столичная фирма с водителями-уроженцами плодово-выгодных южных республик, сумеет переломить ситуацию. На «пришельцев» жалуются, что они, в том числе, не соблюдают расписание, и оргвыводы по этому поводу уже готовятся. Подводя черту, можно сказать прямо: нельзя сделать из успешного предприятия филиал управления соцзащиты. Как показала практика, из такого тяни-толкая обычно ничего хорошего не получается. Кроме, понятно, банкротства, которое, полагаем, уже не за горами.
Лишь бы соседу стало хуже
Продолжая тему особенностей псковского предпринимательства, коснемся и судьбы начинания, о котором пару лет назад много и с удовольствием писали, как региональные, так и федеральные СМИ. Речь идет о ресторане «Ерш», который открыл на острове Залит в Псковско-Чудском озере известный псковский филантроп, энтузиаст гастрономического туризма Андрей Филатов. Отлично помню, банкет, который состоялся по этому случаю, и тосты, провозглашавшиеся в основном за процветание предприятия. Но вот прошло два года, и к «начинанию, вознесшемуся мощно» неожиданно начали проявлять внимание правоохранительные органы. Например, в информационный центр «Талабы», который выступает организатором туристических и паломнических путешествий на острова, тесно сотрудничая с рестораном Филатова, в этом году пять раз приходили с разного рода проверками. Сотрудники районной прокуратуры, природоохранной, транспортной, Управления надзорной деятельности по Псковскому и Гдовскому районам, Роспотребнадзор чего-то искали, изучали – контролировали, одним словом. Если учесть, что в инфоцентре работает три человека крестом, а предпринимательский стаж фирмы меньше одного года, то такое внимание слуг государевых вызывает реальное подозрение в хорошо спланированном наезде на малый бизнес. Свое появление в ресторане и стоящей рядом гостинице служивый народ объяснял жалобой местных жителей, которые, типа, посчитали себя обиженными тем, что у них под боком кто-то зарабатывает, а они от этого испытывают сильнейший моральный стресс. На языке протокола это выглядело так: на участке площадью 315 кв. метров построены гостиница и ресторан, хотя это земли поселения, на которых можно вести только (?) личное подсобное хозяйство. А раз так - наличие современных домиков со всеми удобствами следует считать грубейшим нарушением закона, поэтому здания следует разобрать, а новоявленные предприниматели, которые вложили в новое и, между прочим, полезное дело немалые бабки, пусть катятся куда подальше на основании щучьего веления нашего хотения – примерно так мы перевели для себя исковое заявление от псковской районной администрации, которое сейчас разбирают в суде.
- Как же так? - взвился ответчик, председатель регионального отделения общественного движения «Опора России» Валерий Лесников и предприниматель (по совместительству), который рискнул заняться туристическим бизнесом. – Прежде чем запрещать, покажите Правила землепользования и застройки, где земли залитского поселения должны быть выстроены по ранжиру: где картошку сажать, где строить, а где вести производственную деятельность!
Однако ответа на свое законное требование экс-депутат гордумы не получил, потому что выяснилось: таковых попросту не существует. Зато есть (и это наше оценочное суждение) страстное желание чиновников загубить тонкий отросток от мощного древа псковского туристического кластера, о развитии и поддержке которого власти не устают твердить на каждом углу. Между тем суд продолжается, проведена экспертиза строений, но чем закончится разбирательство, мы тут у себя на диване даже загадывать боимся. Однако полагаем, что ситуация вполне укладывается в привычное для Руси-матушки словосочетание «закошмарить бизнес». Другими словами, пусть уникальная территория, имеющая колоссальный туристический потенциал, загибается, лишь бы предпринимателям, которые реально радеют о ее развитии, было бы еще хуже. Если это и есть новая региональная экономическая политика в условия российского ублюдочного капитализма, то нашим диванным экспертам тут и впрямь добавить нечего. На этом заканчиваем программу, с пережитками прошлого боролся ваш диванный политик, журналист Юрий Моисеенко. Сохраняйте по возможности оптимизм. Всем пока…