Модернизация по-простому

09.11.2011 18:47|ПсковКомментариев: 29

Я уже забыл, когда и какую книгу покупал в последний раз… Это было еще летом. Или даже весной. И газеты с журналами я сейчас тоже практически не читаю – не из-за советов профессора Преображенского, не потому, что мне лень дойти до ларька с периодикой или потому, что мне жалко пару десяток – и даже не из-за «просто: не хочу» того же персонажа булгаговской повести. Просто на все это мне банально не хватает времени.

Времени не хватает и на «ящик» (вот только по этому поводу, я, пожалуй, и не слишком расстраиваюсь: утренние семичасовые и вечерние одиннадцатичасовые новости удается поглядеть – и хорошо). Не хватает заветных часов и минут также на знакомство с местной культурной жизнью, какая бы она ни была, на общение с друзьями и даже на то, чтобы проведать маму, сестру, бабушку с тетей… Постоянно: или работа, или «халтура», или рутинные домашние заботы, от которых тоже не убежишь.

Но – парадокс! – все то, на что мне не хватает времени, вообще-то должно быть неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности. Я должен быть в курсе не только общих политических, экономических, спортивных, культурных, криминальных и прочих новостей, ежедневно проходящих через горнило ленты новостей, но и того, что на бытовом уровне волнует общество, о чем говорят в умных и не очень ток-шоу или на кухнях, чем живут, в конце концов, мои близкие. То есть, не находя времени на досуг, я сам себе копаю ямку профессиональной профнепригодности.

Но ладно бы один я – на те же «симптомы» жалуются и многие из коллег и знакомых, кто умеет распределять свое время, думается, гораздо лучше меня, но кому все же не посчастливилось трудоустроится на работу «с гибким графиком» и уймой свободного времени.

При этом нет-нет да и пожалуются такие мои знакомцы на то, что некуда в Пскове сходить, нечего посмотреть, в книжных магазинах кроме детективно-беллетристического мусора – нечего купить почитать etc. (Все это неожиданно обнаруживается в тот момент, когда время свободное все же появляется - а такая карта, конечно, выпадает почти всем, просто слишком уж нерегулярно). И вот во время таких жалоб необходимо напоминать себе и окружающим основы экономической теории, по крайней мере основные постулаты которой не забылись еще с университетской скамьи. А именно - что спрос рождает предложение. Но кто же является основным потребителем всех тех интеллектуально-развлекательных услуг, как не те же коллеги-журналисты, дизайнеры, художники и музыканты, учителя и прочие представители «творческой интеллигенции»? И если они не могут обеспечить постоянного и регулярного спроса на всю эту культурную «дольче вита», то откуда ж ей в наших провинциальных северных широтах взяться?

В общем – замкнутый круг: или нет времени у потребителей – и, значит, нету рынка, или время у потребителей имеется, но тогда не достает денег – а рынка опять таки нет.

Между тем, заокеанские исследователи не так давно вывели понятие «креативного класса». Авторство термина, рушащего упрощенную классическую марксистскую схему и устаревшие идеи про движущую силу «среднего класса», принадлежит американскому социологу Ричарду Флориде. Профессор выделил новый «креативный» класс не по отношению к средствам производства и не по его потребительской способности, а по экономической функции, заключающейся в создании нематериальных активов, приносящих материальные дивиденды.

К представителям этого класса, по Флориде, относятся люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, которые создают новые идеи, новые технологии и продукты креативного содержания. Поскольку ученый рассматривает «креативность» (то бишь способность к созданию нового) как экономическую, а не социально-культурную функцию, к этому новому классу он относит и обширную группу специалистов, работающих в бизнесе и сфере финансов, юриспруденции, здравоохранения и других смежных областях деятельности – всех тех, кто занимается решением сложных задач, для которых требуются независимость мышления и высокий уровень образования. То есть сюда же относятся помимо представителей «традиционно» творческих профессий и инженеры, и IT-специалисты, и предприниматели.

Ученый не просто назвал интеллигенцию – гуманитарную и техническую – новым словом, включив в него еще и предпринимателей, но и провел масштабные исследования, которые показали неожиданные результаты. Так, увеличение доли креативного класса в общей структуре населения даже на один-два процента  через достаточно короткий промежуток времени приводит к заметному росту валового продукта региона. Причину этого феномена Ричард Флорида видел в том, что креативный класс как самая прогрессивная и притязательная часть общества изменяет окружающую их действительность и подталкивает пресловутую «модернизацию экономики».

Но это там – у них. Так что необходимо учитывать нашу «ментальную» разницу. В США, например, люди – тем более креативного класса – гораздо «легче на подъем» коллег из России, и готовы переезжать за рабочими местами из региона в регион: главное – туда, где им комфортнее жить. Важным показателем, при этом, является свобода (свобода вообще и по отдельности во всех возможных сферах), а также возможность (и, добавлю, потребность остального общества) в самовыражении «креативщиков». И вот Флорида, проанализировав, видимо, кучу документов и отчетов, пришел к странному выводу: там, за океаном, экономически успешнее – за счет увеличения доли креативного класса – те штаты, где законодательство и политика властей максимально либеральны и толерантны. Странным этот вывод для нашего брата делает только тот факт, что степень либеральности и толерантности ученый вычислял по лояльности к всевозможным «сексуальным меньшинствам».

Ну да не о причудах жителей звездно-полосатых штатов речь… У нас-то – свои причуды имеются. Например, что вопреки мировой практике, в России рубль, вложенный в нематериальные активы, приносит 4,16 рубля, тогда как в материальные - 9,04 рубля: в 2 раза больше!

Или вот еще одна – согласно данным того же Ричарда Флориды, Россия располагает вторым по численности в мире креативным классом - порядка 15 млн человек. Но по показателям, отражающим роль этого класса в жизни общества и экономике страны, мы занимаем в специальном рейтинге лишь 25-е место. И я сомневаюсь, что за последние 3 года государственного «курса на модернизацию» что-то принципиально изменилось. Разве что «чемоданное настроение» в среде «мозговитых» только усилилось – об этом сейчас не говорит и не пишет только ленивый.

Некоторые представители «креативного класса» и вовсе «отчалили» в другие страны в поисках лучшей жизни. «Что ищет он в стране далекой, что бросил он в краю родном?» Один из соотечественников - дизайнер (как раз – креативный класс), по примеру наших миллиардеров отправившийся на берега туманной Темзы, так описывает свой новый рабочий день: «Начинается не позже 9 утра и заканчивается ближе к шести, иногда раньше. Такие стандартные условия труда и порядок, дают приличную свободу по вечерам, кажется что день длится в два раза дольше. Как-то утром я получил мягкий выговор от директора одной студии, за опоздание на 15 минут. Смех-смехом, но ситуацию разрешили очень деликатно: я предложил с удовольствием потратить на обед 45 минут, вместо положенного часа».

Денег этому дизайнеру, судя по фотографиям в его интернет-дневнике, вроде хватает. Да и свободы творчества – а заодно и потребности в его работе – тоже. В общем, есть рынок, у него есть досуг, который этот человек тратит на прогулки по лондонским улочкам с фотоаппаратом, на посещение интересных заведений и туризм, на изобретательство…

А у нас по телевизору все про модернизацию, удвоение ВВП (вновь воскресшее было в СМИ), миллиарды, вложенные в какие-то туманные как Темза проекты и т.п. Все это уже подается – и, соответственно, воспринимается – как цель: модернизировать экономику, развивать нанотехнологии, компьютеризировать школы… Зачем это нужно - не говорят.

Ведь все это не может быть целью, потому что тогда это такой же бред, как искусство ради искусства, наука ради науки, а прогресс ради прогресса. Все эти глобальные и не очень задачи должны быть всего лишь средством для улучшения жизни каждого конкретного гражданина. Вот, если у нас в экономическом законодательстве уберут все те мешающие (как говорят) барьеры, и зарплаты поползут вверх – и тогда не придется сидеть на работе часами и браться за любые «халтуры», чтобы получать более-менее нормальную зарплату, – тогда я пойму, что вот она: модернизация и все остальные красивые слова.

Сергей Васильев

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 275 человек