Навстречу Думе

14.03.2012 18:04|ПсковКомментариев: 14

Питерский единоросс Милонов прославился. Стал одним из очень немногих известных на всю страну региональных депутатов. Его «антиразвратные» поправки в закон «Об административных нарушениях в Санкт-Петербурге» - по наказанию «за пропаганду среди несовершеннолетних гомосексуализма, лесбиянства и педофилии» в «культурной столице», стали одной из самых яростно обсуждаемых в интернете тем. А на самого Милонова посыпался град едких замечаний – мол, неужели в Санкт-Петербурге нет более насущных проблем? И то верно: есть же текущие крыши, разбитые дороги и т.д., и т.п.

Хороша или нет, актуальна или беспочвенна его, Милонова, инициатива – вопрос другой. Но это, по крайней мере, именно попытка законотворчества – то есть то, что должно быть главной, и, по сути, единственной задачей депутата. Он является лишь представителем, посланником избравших его граждан для трансляции их воли исполнительным властям: по сути, наемному персоналу общества-работодателя. Если на его округе нужно построить детские площадки или отремонтировать дороги – он должен добиваться включения этих расходов в бюджет и контролировать его исполнение. Это и есть краеугольный принцип разделения полномочий.

У нас же все как-то сильно извратилось. Депутаты получают бюджет, сверстанный администрациями. Для обеспечения «лояльности» им дают какую-то «депутатскую» долю (каких-то пару миллионов российских тугриков, которые расходуй на нужды конкретно своего округа «и ни в чем себе не отказывай!»). После бурных дебатов бюджет, как правило, в любом случае принимается: а куда деваться, в бюджете денег столько, сколько есть,  и от возмущений их сумма не вырастет чудесным образом: главное «продавить» те траты, которыми потом можно будет похвастаться перед избирателями. При этом, серьезно с документами работают всего несколько избранников – подробно читают, сравнивают, предлагают альтернативные варианты расходования… Таких можно пересчитать что в областном Собрании, что в гордуме - по пальцам одной руки. Большинство же со скучающем видом просто голосуют «за» (или, если партия сказала «надо», - против).

Одним из тех, кто в Псковской городской Думе внимательно читал документы «до сессии» (а не заголовок перед голосованием), постоянно обращал внимание на важные частности, был, например, Николай Соболь. Он - из демократической поросли 90-х - трижды избирался депутатом городской Думы (в 1998-м, 2002-м и 2007-м гг.) по одномандатным избирательным округам, пешочком ходил по квартирам, агитируя за себя. Ездил, кстати, на автобусе или также на своих двоих передвигался по городу - как и большинство его избирателей. И был сначала председателем комитета городского хозяйства и муниципальной собственности, а затем - председателем комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству. Ну и заодно - прослыл ярым защитником экологии и животных: многие коллеги не раз усмехались этим его призывам не трогать так опостылевших псковичам галок и прочих пернатых, загадивших весь Детский парк. В общем, «со странностями» - но, как нередко признавались в частных беседах многие, знакомые с ситуацией в «управляющих верхах» города, если бы все депутаты были такими въедливыми, как Николай Иванович, Псков давно был бы куда больше похож хороший европейский город.

Например, он при каждом обсуждении очередных изменений в бюджет напоминал коллегам о том, что в городе беда с протекающими кровлями, и лишние расходы на не самые обязательные "роскоши" неуместны. Конечно, не всегда в этих случаях депутат был прав (городу нужно развиваться), но такая позиция всегда держала ту же администрацию муниципалитета «в тонусе», заставляла обсуждать, взвешивать, подтачивать аргументы. А это – единственная возможность тратить деньги «более лучше», как теперь модно говаривать.

Тем не менее, подробные отчеты Николая Соболя в бюллетене «Псковский двор» о том, какие нормативные акты (читай – законопроекты) предлагал он и какие принимались на сессиях Думы, успехом у избирателей, увы, не пользовались. (А ведь он, наивный, мечтал издать целую книгу с «подборкой» таких материалов на сотни страниц!) Избиратели не хотели вникать во все эти дела: мол, мы тебя выбрали, а ты уж там крутись. Сработал тот же принцип, по которому граждане со скрипом принимают пресловутые ТСЖ: хочется ведь устроиться так, чтобы все работало, но не приходилось для этого никуда влезать. Чтоб – по комфортному принципу: «Барин приедет, барин нас рассудит». Так что очередные выборы Соболь проиграл.

К чему я про все это после рассказа о не затихших еще питерских страстях по общественной морали? Просто тут – прямая параллель: при всей разности законотворческих идей, которые выдавал псковский Соболь, и которую выдал недавно питерец Милонов – это по крайней мере из разряда попыток затеять общественную дискуссию, определять «правила игры». От сонма многих других «народных избранников» часто за весь их «срок» - ни слуху, ни духу. В результате они сами приучили граждан к мысли, что работа депутата – работ бездельника, либо к тому, что люди уже не различают тех же депутатов и чиновников, ожидая от них только конкретной помощи.

…На днях должна состоятся организационная сессия Псковской городской Думы нового созыва. Вновь переизбранные и новоявленные депутаты уже заявили, что по «наказам» граждан одна из главных из забот – ЖКХ и благоустройство. Хочу обратиться к господам депутатам – дорогие-хорошие, вы уж там не воспринимайте эту «заботу» исключительно как задачу методично клянчить у администрации денюжек на конкретно ту или иную ямку или крышу. Может быть как-то пора уже не отдавать все на откуп чиновникам, а и самим, и сообща искать, как можно ситуацию улучшать? Ну, например, приглашать экспертов и специалистов… Устраивать не только публичные слушания по поводу очередного «зонирования», но и какие-то общественные круглые столы… В конце концов - ввести практику ежегодного отчета – по каждому из депутатов. Но не такого: из разряда лишь про «что отремонтировано, построено на округе» (подчас это – исключительно заслуга администрации) - а и о том, какие встречи провели, что предлагали исполнительной власти, какие нормативные акты и поправки в них подготовили, что конкретно считают необходимым учесть в бюджете на будущий год…

Это же в ваших интересах, господа депутаты! Комфортно отсиживаться на сонных сессиях может и удобно, но – до поры, до времени. Москва, Питер и другие крупные города уже начинают «просыпаться» - у нас же давно убаюканное провинципальное «общество» (которое обществом, по большому счету, пока не является) ждет от вас «сиську»: выбрали – дай! Но пока оно, это большинство граждан, спит и как младенец умеет лишь требовать, у вас чем дальше тем больше будет неспокойная жизнь. Особенно если учесть, что без активизации и привлечения граждан город и его экономика будет затухать (ну нету у нас нефти, ау!) и все больше слабеть перед городами с более ответственными и активными жителями. Помните: если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе… Сделайте, наконец, первый шаг. Ну или хотя бы поучитесь у «старших товарищей» в лице губернатора: он хоть что-то в этом направлении делает.

Сергей Васильев

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 80 человек