ЕГЭ для «поколения Гугл»

02.09.2011 16:54|ПсковКомментариев: 12

Вы заметили? Вчера в стране могла начаться революция - не на площадях с митингами и транспорантами, ОМОНом и бронетранспортерами, а тихая, но неумолимая... Российские школяры (как сообщают СМИ - буквально по всей стране, от пятиклашек и вплоть до тех, кому будущей весной писать ЕГЭ) впервые 1 сентября начали учебный год не с уроков мира или уроков родной словесности, а с загадочной «медиабезопасности».

Застрельщиком идеи выступил адвокат, теле-шоумен и детский «омбудсмен» Павел Астахов. Еще в мае на совместном заседании госсовета и комиссии по нацпроектам он предложил Минобрнауки в рамках уроков ОБЖ ввести спецкурс «обучения детей, а, возможно, даже и родителей, по так называемой медиабезопасности детей и подростков».

«Новый курс должен быть напрямую связан с выработкой у детей навыков безопасного использования интернета и профилактики интернет-зависимости», - сказал Астахов, сам, кстати, траслирующий каждый свой шаг в твиттере с айфона.

Другой поклонник популярного микроблога и модного гаджета - президент России Дмитрий Медведев - идею, понятно, поддержал. И вот 1 сентября в школы запустили пробный шар. Сам г-н Медведев отправился посмотреть на результаты в сельскую школу Ставропольского края, оставив поздравлять московских школьников свою жену.

Президент зашел на урок «медиабезопасности» в 11 класс. И там задал бедным ученикам каверзный вопрос: как же они понимают эту самую медиабезопасность? Быстрее подростков среагировала их учительница, сказавшая, что учеников надо предупредить «о том, какие опасности могут встретить в интернете и как с ними бороться». Медведев поинтересовался, какие же опасности там могут быть, на что услышал ответ: порносайты. «Тот, кто захочет зайти, зайдет и никакие запреты работать не будут. Поэтому нужно самим головы включать, понимая, что полезно, а что никакого толка не имеет. Я так понимаю информационную безопасность», - выдал рецепт гарант конституции.

Золотые слова! Да только в этом - как определить, что «никакого толка не имеет» - и кроется загвоздка. Ведь давно известно, куда ведет дорога, выложенная благими намерениями.

В пояснении к новому школьному эксперименту говорилось, что дети должны узнать, как критически относиться к сообщениям в СМИ, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации (курсив мой - С.В.). Читая это, можно подумать, что власть затеяла помпезное самоубийство по принципу «пчелы против меда».

Только представьте на минутку: выпускники школ «поколения Google» поголовно выходят из стен almamater не только с аттестатами и сертификатами ЕГЭ, но - понимая, как их оболванивают ежедневно по телевизору и в сети! Понимая, что находящиеся в руках и под контролем государства те самые медиа обслуживают не их, а своих учредителей, великолепно усвоивших принцип: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»! Для кого же тогда по федеральным каналам будут транслироваться репортажи про то, как счастливо живут люди в стране, где много «лесов, полей и рек»?

Как хотите, а это была бы революция: потому что через какое-то время мы бы проснулись в другой стране.

Однако, может это просто говорит моя испорченность, вызванная пробелами образования? У меня же не было в школе «медиабезопасности», и я могу не отличить махровый госдеповский агитпроп от правды, которую защищают с пеной у рта разумные и здравомыслящие члены всякого рода ура-патриотических организаций, несть им числа. Так что мне остается только пользоваться пыльным декартовским сомнением.

Но и оно - ну что ты будешь делать! - тоже, нет-нет, да подводит. Вот и в этом случае отчего-то «неудержимо хочется верить в лучшее» - в то, что детям на этих уроках просто расскажут, что в социальных сетях не нужно вести себя так, как они не стали бы вести себя в реальной жизни, о том, что не всему, что им говорят в экранов телевизоров, нужно верить. И т.п. Но когда «хочется верить» - это обычно означает, что верится-то совсем в обратное. Например, в то, что на уроках детям медиабезопасность будут преподавать по учебникам, которые пройдут через редакторский (а то и – авторский) стол манипуляторов общественным сознанием.

И тогда будут наши дети (а, напомню, Астахов хотел бы и взрослых на переобучение по медиабезопасности отправить) знать, что все, кто говорит, будто страну уничтожает коррупция в верхних эшелонах власти, будто результаты выборов незаконны из-за  нарушений в пользу прокремлевских сил, будто в парламенте нет оппозиции, будто мы по уровню жизни где-то в районе Нигерии, будто у нас нет независимых судов – что все те, кто это твердит, есть ни кто иные, как обыкновенные наймиты и негодяи, подстрекатели и провокаторы.

Обязательно нужно будет им рассказать и о том, что в «этих ихних фейсбуках и твиттерах» под личиной простых граждан, призывающих выходить на акции протеста, кроются хорошо подготовленные специалисты по «оранжевым» и прочим революциям (жаль в Египте и Тунисе этим не озаботились и только британские власти недавно в «полном соответствии с демократическими ценностями» решили прикрыть эти рассадники экстремизма на время лондонских погромов).   

Я почему-то даже очень живо представляю вопрос для ЕГЭ по этой «медиабезопасности» (тьфу, прости Господи!): «Отметьте вредные источники информации». Варианты ответов, думаю, всем хорошо известны. 

Но мне кажется, что за такой экзамен я бы получил двойку…

Сергей Васильев.

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 80 человек