Пропасть Псков - Новгород

29.06.2012 09:47|ПсковКомментариев: 54

Самое потрясающее в поездке в Великий Новгород – это дорога. Во всех смыслах потрясающее, хотя больше в буквальном, физическом, чем эмоциональном. Красот-то как раз особых нет, все кусты, да болота; в этом смысле трасса Псков – Новгород скучна до зевоты. Но зевать опасно – можно прикусить язык.

Не помню, когда я первый раз поехала в Новгород, но последние пять лет, с тех пор как туда перебрались сестры Давыдовы, бываю там регулярно. Дорога каждый раз выматывает до полусмерти, но отказаться вовсе от общения с этой семьей было бы еще тяжелее. Думаю, много кто в Пскове в этом со мной согласится. 

Расстояние между городами – порядка 250 км. Обычный маршрут, которым ходят и междугородние автобусы, начинается на трассе Киев – Санкт-Петербург, затем поворот у Феофиловой пустыни (в народе это место чаще называется Николаево) и далее 130 км, никуда не сворачивая, до улицы Псковской, встречающей гостей Великого Новгорода. Так вот, от съезда с питерской трассы и до Шимска (47 км до Новгорода) дороги практически нет. Точнее так: если бы ее там не было совсем, то есть в наличии имелась бы только накатанная колея, было бы гораздо лучше. А так, вместо гладкого прикатанного грунта водителю предлагается пересечь узкое, зато полностью безопасное минное поле – сразу видно: все, что могло здесь взорваться – уже взорвалось.

Дорога узкая, всего две полосы, а ехать довольно часто надо по встречке – траекторию выбирать не приходится. Но это не страшно, потому что встречного транспорта там практически нет. Как, впрочем, и попутного.

Самый жуткий участок начинается сразу на границе областей. Пару-тройку лет назад, когда съезд с питерской трассы еще не поизносился, это была, кстати, великолепнейшая реклама нашего региона: когда после двухчасовой тряски видишь табличку «Псковская область» и сразу появляется асфальт. «Дороги начинаются здесь». Теперь контраст не столь ярок, зато есть время подготовиться к главному аттракциону: 68 км от таблички до Шимска придется ехать часа два, периодически скидывая скорость до 10 км в час.

В предыдущий свой приезд, хорошо запомнилось, поймала себя на мысли, что уж теперь-то ремонт точно назрел. Что в следующий раз поеду по свежему асфальту, наверняка. Ну нельзя же, в самом деле, тратить два часа на 60 км. Ну это же бред! Одна такая поездка напрочь отвращает от мысли о бизнесе с новгородцами или совмещенных туристических маршрутах. Потому что нельзя так издеваться над людьми, из-за одной только дороги Псков – Новгород россияне возненавидят оба города сразу… Но, как ни трудно это вообразить, дорога стала еще хуже.

Поражает полная запущенность не только дороги, но и всей территории. Не видно сельхозугодий, не пасутся стада, не ходят и не ездят люди. На этом участке встречается одна-две полуживые деревеньки, названия которых не прочитать на выцветших  указателях. Фонарные столбы – без фонарей, проводов и даже без патронов. Бордюры безопасности, завалившиеся в речки. Между Псковом и Новгородом – пропасть, настоящая пустая и бессмысленная пропасть.

Жизнь, и с ней кое-какой асфальт, начинается только в районе Шимска, уже в непосредственной зоне притяжения Новгорода. В самом городе, кстати, дороги прекрасные. Правда, не вспомню ни одной колдобины, по крайней мере, в тех местах, куда в принципе заносит приезжих. То есть о существовании асфальтовых заводов новгородцам известно. Случилось даже заметить где-то настоящий асфальтоукладчик.

Ехать той же дорогой обратно наш водитель отказался наотрез. Рассматривался вариант возвращения через Сольцы на Порхов – этот путь был как-то опробован. Запомнилось тогда, что ездят там только дачники, а где-то за границей Новгородской области дорога из асфальтовой становится щебенчатой. На этот раз предпочли проверить другой маршрут – через Лугу. До Луги из Новгорода 80 км, то есть путь в Псков становится немного длиннее. Но оно того стоит: до Луги дорога безусловно лучше, чем до Феофиловой пустыни. Лучше хотя бы потому, что короче. А так, если честно – точно такие же колдобины, такой же протертый до основания асфальт, заставляющий плутать от обочины к обочине. Но встречаются заплатки, и некоторые даже на пару километров длиной. По всему видать, при всем страстном стремлении отгородиться от соседей, связи с Петербургом для Новгорода все же ценнее, чем с Псковом.

И это же туристический город, брендовый маршрут, хорошо раскрученный и в России, и за рубежом. Правда, удивительно. Может быть, это хитрая защита от псковских конкурентов-туроператоров, чтобы никому и в голову не пришло делать спаренные маршруты, тем самым сокращая время пребывания туриста в Новгороде? Но почему тогда до Луги нормальную дорогу не сделать? Маскировка?

Но самый главный вопрос: что же случилось с бывшими братьями, Псковом и Новгородом, что стало причиной такого полного и бескомпромиссного разрыва? Неужели они нам до сих пор Болотовский договор простить не могут?..

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 104 человека