Унижение «госдепов»

03.07.2012 16:45|ПсковКомментариев: 56

Кто бы мог подумать: оказывается, операции по трансплантации костного мозга, семейное устройство детей-сирот, противодействие коррупции, экологический мониторинг и многое другое могут быть поняты как деятельность «в интересах других государств». Глаза нам открыл депутат Госдумы Александр Сидякин, единоросс. Его новая законотворческая инициатива предлагает заклеймить званием «иностранный агент» все некоммерческие организации, которые получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. При этом формулировки законопроекта таковы, что, по оценке экспертов, заявление на признание «иностранным агентом» должны подать практически все НКО России.

Официально необходимость федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» объясняется красивым намерением «обеспечения открытости и публичности» деятельности НКО и общественного контроля за оной. Известный адвокат и правозащитник Юрий Шмидт в блоге на сайте «Эха Москвы» назвал эти мотивировки глубоко фальшивыми: все НКО регистрируются в Минюсте, и государству прекрасно известно, какие из них получают иностранное финансирование. Для информирования граждан новый закон не требуется – достаточно публиковать список таких организаций хоть в интернете, хоть в «Российской газете», хоть в газете «Жизнь».

Нет сомнений, что смысл законопроекта – сугубо политический. Юрий Шмидт сформулировал его как «просто унижение общественных организаций». Другие эксперты говорят о намерении максимально усложнить работу неугодных власти НКО. Потому как помимо ярлыка «иностранный агент», который с советских времен имеет в России исключительно негативную, вражескую окраску, законопроект предполагает возможность внеочередных проверок, ежегодные аудиты, постоянные отчеты, административные штрафы до одного миллиона рублей и уголовную ответственность до 4 лет лишения свободы. Не очень-то похоже на добрую заботу о транспарентности третьего сектора.

Не скрывает политическую подоплеку инициативы и сам Сидякин. «Очевидно, что в России действует целая сеть неправительственных организаций, оплачиваемая деятельность которых вызывает подозрения относительно целей заказчика. Здесь два варианта – либо строить догадки и возмущаться многомиллионным траншам от госдепов якобы на развитие демократии, либо легализовать иностранных агентов и однозначно воспринимать их как проводников интересов других государств», - цитирует депутата официальный сайт «Единой России». И далее: «Я думаю, что многим НКО такое наименование понравится, и они наконец-то перестанут конспирироваться, обнажив истинную сущность своей деятельности».

Первые кандидаты в «иностранные агенты» - это, безусловно, такие организации как «Голос», «Мемориал», «Фонд защиты гласности», российское отделение Amnesty International, российское отделение Transperancy International, Московская Хельсинкская группа и т. д. Это те, кто в первую очередь занимается политическими проблемами в России, то есть соблюдением прав человека, обеспечением честных выборов и борьбой с коррупцией (все это, по логике законопроекта, - интересы других государств, никак не самой России). Неприязненное отношение к этим организациям со стороны органов власти давно не новость. Выскажу свое личное мнение: подлинное новаторство Сидякина состоит в том, что ярлык «иностранный агент», в случае принятия законопроекта, можно будет навесить буквально на каждую организацию, даже на РПЦ с ее зарубежными епархиями. Формулировки позволяют:

«Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество из указанных источников (далее – иностранные источники), за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ, и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

Иностранные гранты и пожертвования из-за рубежа получает подавляющее большинство некоммерческих организаций, занятых решением социальных, образовательных, экологических, научных проблем. Детский фонд, Красный крест, Зеленый крест – у всех найдутся иностранцы в числе доноров. Деятельность любой НКО, если это живая организация, ориентирована на определенное изменение государственной политики и влияние на решения органов власти, не говоря уже о формировании общественного мнения. Получается, что реализовал какой-нибудь проект в рамках Еврорегиона по трансграничному сотрудничеству, представил рекомендации администрации Псковской области, опубликовал пресс-релиз – добро пожаловать за нарукавной повязкой «иностранный агент».

Поправки Сидякина напрямую касаются, например, фонда «Подари жизнь», который специализируется на помощи детям, страдающим онкологическими и гематологическими заболеваниями. Как пишет в своем ЖЖ директор Екатерина Чистякова, фонд получает значительные суммы от иностранных источников – как бывших соотечественников, так и российских граждан, имеющих счета за рубежом. Чтобы не терять на обмене, фонд «Подари жизнь» всю валюту «до последнего цента» тратит на оплату лечения детей за рубежом и «поиск и активацию доноров костного мозга». В РФ до сих пор не создан свой регистр доноров костного мозга, поиск и активация доноров в иностранных регистрах также не финансируется государством.«Это жизнеспасающее лечение до сих пор целиком и полностью оплачивается благотворителями, в том числе и иностранными», - пишет Екатерина, и эмоционально добавляет: -«Может, нам принять еще закон, что ребенок, которому пересадили иностранные донорские клетки, тоже становится иностранным агентом и должен встать на учет в специальном ведомстве?».

При этом фонд «Подари жизнь» вовлечен в политику. Потому что акции с требованием внесения изменений в законодательство относительно процедур ввоза лекарств, выделения квот на высокотехнологическую медицинскую помощь и так далее – это и есть воздействие на органы власти и общественное мнение. Так что, Чулпан Хаматова – иностранный агент. Проводник интересов других государств. Так получается?

В Пскове на иностранные деньги созданы Центр лечебной педагогики в Корытово, Хоспис имени святой Марфы-Марии, Детская деревня SOS. С 2000 по 2008 годы «интересы иностранных государств» в области, за деньги WWF, проводил в жизнь «Псковский модельный лес» - проект, создавший основу устойчивого управления лесным хозяйством на всем Северо-западе. Сегодня «иностранным агентом» должен быть назван Центр устойчивого развития Псковской области, не так давно выпустивший, например, учебное пособие по ЖКХ в рамках проекта «Жилищный урок» как компонент формирования жилищной культуры подрастающего поколения» при финансовой поддержке Посольства Королевства Нидерландов. «Обнажить истинную сущность своей деятельности» придется и «Чудскому проекту» с его дендропарком на Мирожке и прочими «Зелеными инвестициями» в интересах зарубежных грантодателей.

И так – где ни коснись. Иностранные гранты и пожертвования для НКО по сей день остаются одним из важнейших источников инвестиций в отечественную социальную сферу, с помощью которых появляются инновационные инструменты решения социальных задач. Возможно, депутату Сидякину, как боевой единице отдельно взятой политической партии, это неинтересно. Но он же не один в своей фракции. Не все же там такие. Должен найтись кто-то здравомыслящий, кто объяснит нашей Госдуме, что законопроект про «иностранных агентов» действительно унизителен. И не только для НКО, а прежде всего – для Российской Федерации.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 325 человек