Конец просвещения, или новое российское образование

24.12.2012 10:40|ПсковКомментариев: 8

Одновременно с «антисиротским законом» 21 декабря Госдума в третьем чтении приняла закон «Об образовании в РФ» - и в нем тоже есть новации, отрицательно влияющие на жизненные перспективы детей, оставшихся без попечения родителей. Впрочем, вполне вероятно, что и благополучным детям мало не покажется. Критики говорят о том, что вместо «конца света» в России 21 декабря наступил «конец просвещения».

Подготовленный Министерством образования и науки закон «Об образовании в Российской Федерации» заменит законы «Об образовании» 1992 года  и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года и в случае одобрения Советом Федерации и президентом вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Проект появился два года назад, и с 1 декабря 2010 г. обсуждался на портале zakonoproekt2012.ru – там к февралю 2011 г. набралось почти 11 тысяч предложений и замечаний. На рассмотрение депутатов законопроект попал уже в седьмой редакции, а ко второму чтению накопилось еще 1700 поправок. Тем не менее, создать не то, чтобы идеальный, но хотя всех устраивающий текст не удалось – перед голосованием 21 декабря представители «Справедливой России» предлагали вернуть проект в первое чтение, заявляя, что в нынешнем виде он «не решает проблемы повышения качества образования», а напротив, усугубляет кризис в этой сфере. Поправки, которые могли бы улучшить ситуацию, не прошли – голосов эсеров и коммунистов не хватило. Единороссы, по словам наблюдателей, просто воздерживались от голосования: такая тактика позволяла одновременно и сохранить лицо, и провести закон в первозданной редакции. Напротив, принятие закона обеспечили как раз голоса «Единой России», тогда как «Справедливая Россия» и КПРФ голосовали против.

По утверждению разработчиков, закон не только сохраняет, но и расширяет госгарантии бесплатного образования: бесплатное дошкольное, школьное и среднее профессиональное гарантируется всем, а высшее – на конкурсной основе. Говорится также о повышении доступности образования за счет расширения спектра форм обучения: в законе упоминаются модульные и дистанционные технологии обучения, хотя и не прописано, как они будут внедряться. Другое новшество – развитие инклюзивного образования для детей-инвалидов: предполагается, что они будут учиться в обычных школах со всеми остальными детьми. Новым законом закрепляется ЕГЭ как форма школьного выпускного и вузовского вступительного экзамена, теперь аттестат будет действителен три года. Изучение религии из факультатива превращается в обязательную дисциплину, причем содержание предмета должно пройти экспертизу в «в централизованной религиозной организации». То есть, по всей видимости, детям будут преподавать именно основы религиозных учений, а не объективную информацию о существующих культах.

Закон закрепляет особый статус педагогических работников. В частности, сельские учителя получают право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ, в том числе после выхода на пенсию (если до этого проработали на селе не менее 10 лет). Сохраняется право на раннюю пенсию, более длительные отпуска, укороченную рабочую неделю и т.д. Важное достижение – это норма о том, что оплата труда учителей не может быть ниже средней по экономике региона. Однако учительские профсоюзы не сумели настоять на введении в текст закона формулировки «за ставку часов», то есть от совместительства не уйти. Нормы о зарплате преподавателей вузов на уровне двойного среднего заработка по экономике региона (обещанной президентским указом) в законе нет. И еще одна плохая новость – в новом законе отсутствуют надбавки за ученые степени и звания для докторов, доцентов и профессоров.

Одной из самых неприятных новаций закона стала отмена льгот на получение высшего образования для детей-сирот. Преимущественное право на поступление для них, наравне с другими категориями граждан, осталось только в отношении кадетских и военных училищ. Плюс сироты могут бесплатно проучиться на подготовительных отделениях государственных вузов, но за бюджетное место в вузе будут соревноваться на общих основаниях. «Последнее очень удивительно, поскольку в России и без того лишь 10% выпускников детских домов успешно социализируются. Остальные или подпадают под влияние криминала, или становятся его жертвой, или оказываются людьми без определенного места жительства, или другие формы тяжелой жизненной ситуации», - комментировал переменыпервый заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию Олег Смолин. При этом студенты-сироты не то, чтобы сильно отягощают государственный бюджет: они составляют не более 1-2% от общего числа абитуриентов.

Меняется формула расчета числа бюджетных мест в вузах: вместо 170 на 10 тысяч населения будет 800 на 10 тысяч граждан от 17 до 30 лет. По мнению ряда экспертов, это приведет к снижению доступности бесплатного высшего образования. Олег Смолин говорит о том, что «в ближайшие 5 лет новый закон сократит количество студентов примерно на 700 тысяч человек». Стоит напомнить, что федеральные чиновники неоднократно высказывались в том духе, что в России слишком много вузов, поэтому неэффективные необходимо сокращать – закрывать или объединять с другими. Этот процесс уже начался и успел спровоцировать несколько крупных акций протеста, в частности в РГТЭУ.

Государство облегчает для себя процедуру «оптимизации» малокомплектных сельских школ. Теперь решение о ликвидации школы будет принимать не сход граждан, а специальная комиссия, порядок создания и работы которой определит правительство РФ. Правильно сформированная комиссия, понятное дело, с легкостью примет правильное – удобное для власти – решение.

Настороженность в профессиональном сообществе вызывает отсутствие в тексте закона таких слов как «лицей» и «гимназия». Это не означает, что лицеи и гимназии будут закрыты – просто финансирование они получат на общих основаниях, без добавок на факультативы и дополнительные занятия, которые отличают их от обычных средних школ. По всей видимости, более сложные образовательные программы для одаренных детей станут платными. То есть престижное школьное образование перестанет быть доступным талантливым детям из малообеспеченных семей.

В том, что касается денег, есть еще несколько новаций: во-первых, снимается ограничение на плату за студенческое общежитие. Ранее она не должна была превышать 5% от стипендии, по новому закону размер платы определяется «локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся». Во-вторых, уходит норма, согласно которой плата за детские сады для родителей ограничивалась 20% затрат государства на содержание ребенка. Вместо этого вводится компенсация части родительской платы «за присмотр и уход за детьми»: 20% за первого ребенка, 50% за второго и 75% за третьего и последующих детей. Выплата таких компенсаций становится еще одним расходным обязательством субъектов РФ. Размер самой платы будет устанавливать учредитель ДОУ, муниципалитет. При этом в плату за присмотр и уход нельзя включать расходы на реализацию образовательной программы и содержание недвижимости. Как это скажется на объеме родительских расходов, эксперты сказать затрудняются.

Новый закон об образовании содержит и другие спорные тезисы (например, гарантируется преемственность, но только «основных образовательных программ», то есть дошкольного и среднего школьного образования; получается, что школа не обязана давать минимальный уровень знаний, достаточный для поступления в вуз). Однако обширная экспертная критика оказалась за пределами общественного внимания, так как второе и третье чтение закона совпали с принятием скандального «антисиротского закона», запретившего усыновление российских детей гражданам США. На фоне «людоедских» норм российского ответа на «Акт Магнитского» закон «Об образовании в РФ», действительно, выглядит даже цивилизованно.

Поскольку закон был разработан в недрах правительства еще Владимира Путина, нет причин полагать, что его завернет Совет Федерации или сам президент. Но, возможно, делу поможет другая, параллельная инициатива: на портале электронной демократии «Демократор.ру» стартовал сбор подписей за вотум недоверия Государственной Думе РФ. За три дня набралось более 2,5 тысяч голосов.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)  

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 106 человек