Труд, мир, май

02.05.2016 15:42|ПсковКомментариев: 53

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск еженедельной программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.

Случилось так, что за минувший год я кучу времени провела в полях. В самом буквальном смысле, в полях – разъезжая с одного на другое фермерское хозяйство. Зачем – тема отдельная, и сейчас не об этом.

Я хочу рассказать о том, что я видела, там, в полях.

А видела я там то, что отличает человека от животных. Самую главную человеческую ценность. Ценность, в нашей стране, к сожалению, затертую и затасканную, лишенную своего подлинного блеска – и подлинной стоимости.

Эта ценность – труд.

Именно в полях можно наблюдать труд в его первозданной, подлинной мощи – как силу, которая выделяет человека из природной среды и помогает подняться над ней. Труд, то есть осознанное, целесообразное приложение усилий, показывает человеку меру его власти – за единицу времени ты лично можешь изменить мир вот настолько.

Понятно, что ядерная бомба в этом контексте будет гораздо мощнее, но давайте о хорошем.

Когда ты колесишь по Псковской области, три четверти пути ты видишь по сторонам пустыню – кочковатые, заросшие кустарником поля, заброшенные лет двадцать назад. Где-то между кустами порой выплывают домики, почти вросшие в землю, с покосившимся забором и такой же пустыней вокруг. Но порой, в последнюю четверть, вдруг выплывают усадьбы – здоровые домищи, застывшие в динамике бесконечной стройки, окруженные какими-то теплицами, грядками, клумбами, дорожками, фонтанами, газонами и не пойми чем еще.

Это похоже на коллаж. Как будто кусок параллельной вселенной вторгся и застрял посреди нашей. 

Но на самом деле, если присмотреться, одну картину от другой отличает одна-единственная вещь. В одну вложен человеческий труд, в другую – нет.

В полях это очень наглядно, потому что там труд не отчужден от трудящегося – человек сам имеет возможность сначала выбрать, когда и во что вложить свой труд, а затем увидеть и использовать плоды своего труда.

В городе больше разделения и, соответственно, отчуждения труда. Узкая специализация  не дает горожанину получить сиюминутное удовлетворение от результатов своей работы, а увидев потенциальную плоскость  приложения усилий (когда явно нужно что-то сделать), горожанин чаще всего решает, что это должен сделать кто-то другой.

В полях кроме тебя некому.

И парадокс в том, что там же, в полях, можно видеть и полную девальвацию труда, которая произошла в советские годы – просто невероятные примеры лени и ничем не мотивированного безделья. Поразительно, правда: государство, подарившее нам этот «Мир, труд, май», государство диктатуры пролетариата, признававшего как единственные права – права трудящихся, - это государство уничтожило труд как ценность. Когда тебе не нужно трудиться, чтобы выжить (а с голоду при социализме не помрешь), когда твое вознаграждение не зависит от затраченных усилий (а чем больше ты работаешь – тем выше ставят нормы для всего трудового коллектива, так что ты еще и огребешь в итоге) – тогда ты можешь и не трудиться. Тогда природное снова берет верх над человеческим и включается закон экономии энергии, а попросту говоря – лень.

Заросшие кустарником поля – это лень. Покосившийся забор – это лень. Грязища под ногами – это лень, но если в деревне ты чувствуешь ответственность за грязищу у тебя под ногами и вину за свою лень (и ты заливаешь эту вину водкой или идешь делать дорожку), то в городе за эту грязищу ты будешь призывать к ответу других – управляющую компанию, городские власти, областной бюджет, а то и сразу Путина. Результаты лени также отчуждены от горожанина, как и результаты его труда.

Если внимательно приглядеться, диалектика труда и лени проявляет себя в каждой мелочи. Куда ни посмотри, увидишь нечто, что можно было бы сделать, но так никто и не сделал, ожидая, что сделает кто-то другой.

В соседнем дворе у меня есть дорожка, очень удобная, часть которой со временем заплыла грунтом. Большую часть пути ты идешь по крепким бетонным плиткам, обрамленным зеленым газоном, и последние несколько метров – выискиваешь более-менее сухой путь в распластанном море грязи. Понятно, что где-то там, под жидкой грязью, лежат утонувшие бетонные плитки – нужно просто откопать их, подсыпать песком, да уложить на место. То есть вложить свой труд. Но не я же буду это делать.

Избавившись в социализме, с его всеобщим равенством и бесплатными благами, от необходимости трудиться, люди потеряли и привычку труда. Большинство сограждан без труда не испытывает ни малейшего дискомфорта, а редких индивидуумов, которые постоянно суетятся и что-то улучшают вокруг, насмешливо зовут «трудоголиками». Но трудоголики – они не больные и им не больше всех надо. Они просто ловят кайф, забытый постсоветским большинством.

К сожалению, нынешняя экономическая система снова не благоволит труду. Можно много работать и мало получать. Можно стать ветераном труда, но так и не вылезти из нищеты. Можно запросто найти массу примеров, как человек без малейшего труда, только в силу происхождения и счастливой дружбы, превращается в долларового миллиардера.

В таким условиях мотивация к труду, опять же, слаба.

Но все-таки, я думаю, что дело не безнадежно, потому что потребность в труде – это слишком важная человеческая черта. Это сильнее и важнее, чем любое гражданство, социальный строй и экономическая система вокруг. Труд делает человека человеком.

Чтобы чувствовать это, советские люди, а теперь – российские, завели себе дачи. Маленькие клочки земли, на которых они вкалывают все свое свободное время. Ради прибыли? – нет. Ради вкусных помидор и морковки? – нет, просто пойти купить можно. Выгоды нет, но есть чистая, незамутненная радость труда – целенаправленного, самостоятельно спланированного приложения усилий, плоды которых будут принадлежать только тебе.

Так что, с праздником вас, дорогие дачники, с Днем труда! Желаю вам с удовольствием провести эти майские выходные – в поте лица и не покладая рук.  

Светлана Прокопьева

опрос
Считаете ли вы нагрузку на сегодняшних школьников чрезмерной?
В опросе приняло участие 146 человек