Голосуй - не голосуй

31.05.2016 13:46|ПсковКомментариев: 6

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск еженедельной программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.

В России прошло предварительное голосование. Это было забавно.

Многие, полагаю, наши радиослушатели уже посмотрели четвертый сезон сериала «Карточный домик». Это, скажу тем, кто не смотрел, американский сериал про политику. Кевин Спейси играет там президента США - типа пренеприятнейшего, воплотившего в себе все самые страшные страхи американского избирателя. Он не то, что эгоист, циник и лжец, тут нашего брата не удивишь - он убийца. Причем убивал президент Андервуд не опосредованно, как делают многие президенты, - через политические действия или бездействие, а в самом буквальном смысле - своими собственными руками. Словом, хуже не придумаешь.

И вот этот ужасный президент проходит через процедуру праймериз. И жену свою, Клэр Андервуд, проводит через ту же процедуру как кандидата на пост вице-президента - что само по себе нонсенс и та еще пиар-афера. И вот эта парочка беспринципных циников, готовая шагать по головам к вершине карьеры, переживают предварительное голосование внутри своей партии. И становятся на этот период прямо-таки образцовыми, идеальными политиками.

Они встречаются с донорами, журналистами, избирателями, отвечают на множество неприятных вопросов, постоянно извиняются и обещают. Нет, конечно, они еще и гадят конкурентам, угрожают друзьям, подкупают врагов, плетут интриги и все такое. Но, когда речь заходит о процедуре, президент Андервуд, с его задатками диктатора (в американском понимании), как-то не додумывается запретить рекламные билборды своего конкурента или закрыть для него выход на телеканалы. Ему не приходит в голову поменять избирательное законодательство или арестовать соперника по какому-нибудь подходящему подозрению.

Перед началом голосования так и не ясно, кто же должен стать кандидатом от партии. Вокруг избирательных урн не ходят карусели, не возникают из ниоткуда пачки заполненных бюллетеней, а с участков не выгоняют наблюдателей. Честно говоря, в сериале вообще не показана процедура голосования - то, что у нас становится главным камнем преткновения. Если судить по «Карточному домику», американских избирателей вообще не волнует борьба с фальсификациями. Как будто им в голову не приходит, что протоколы можно не только составить, но и переписать.

И вот в России тоже прошли праймериз. Свои внутренние выборы провела как «Единая Россия», так и внесистемная оппозиция в лице Демократической коалиции. И по обе стороны баррикад происходил совершенно одинаковый цирк.

Единороссы в день праймериз организовали на участках автобусы и подкуп избирателей, устраивали карусели и вбросы. Накануне по бюджетным организациям разошлись циркуляры с просьбой «обеспечить явку». Потом пять дней подводили итоги - чтобы объявить победителями тех, чья фамилия ранее звучала из каждого утюга.

Демкоалиция по своему обыкновению рассыпалась буквально накануне голосования. Так и не решив, чье пальто белее, лидеры демократической оппозиции уличили друг друга в диктаторских наклонностях и разругались в пух и прах. Кульминации оппозиционные праймериз достигли на второй день, когда в открытый доступ попали персональные данные всех зарегистрированных избирателей. В своем провале лидеры Демкоалиции обвинили, разумеется, ФСБ.

В общем, все в самых лучших традициях: у единороссов победил тот, кто и должен был победить, а у демократов вообще не получилось списка. Это две стороны одном медали - совершенно одинаковое отражение полного непонимания политики как искусства публичного поиска решений. И партия власти, и ее оппоненты не умеют вести переговоры и договариваться. Только первые обходят эту проблему через приказ и подчинение, а вторые - через конфликт и ругань.

Еще одна общая черта по обе стороны баррикад - минимальное участие граждан. Выбирать кандидатов от партии власти, у которой абсолютное большинство мандатов во всех законодательных собраниях страны, пришли порядка 5% избирателей. За кандидатов от оппозиции успели проголосовать около 7 тысяч человек. Словом, самый минимальный минимум, где-то на грани статпогрешности. Неинтересно все это было людям. Совсем.

Почему же процесс, про который снимают такие увлекательные сериалы - праймериз, так блекло выглядит в реальной жизни? Я подозреваю, что дело не только в спецэффектах.

Просто никакие это не праймериз. Что предварительное, что окончательное голосование в нашей стране нельзя назвать в полном смысле выборами, потому что выбора как такового не происходит. Но об этом можно рассуждать бесконечно…

Светлана Прокопьева

опрос
Считаете ли вы нагрузку на сегодняшних школьников чрезмерной?
В опросе приняло участие 146 человек