Закон о пробках

07.12.2016 16:33|ПсковКомментариев: 8

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.  

Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект «Об организации дорожного движения». Думский комитет по транспорту рассмотрел его 29 ноября и рекомендовал принять в первом чтении. Произойдет это уже 14 декабря.

А значит, уже скоро – совсем скоро! – чиновники нашей страны займутся, наконец, организацией дорожного движения.

«Принятие законопроекта позволит: определить "организацию дорожного движения" как отдельный вид деятельности…», – гласит пояснительная записка к законопроекту.

Не будучи ни депутатом, ни сотрудником правительства, ни хотя бы юристом понять смысл сего законопроекта достаточно сложно. Очевидно, что дорожное движение, какое-никакое, в Российской Федерации уже существует и даже в более-менее организованном виде. Зачем нужен специальный закон? На первый взгляд кажется – только затем, чтобы на федеральном, региональном и местном уровне появилась возможность (да что там возможность – необходимость!) создать новые ведомства и структурные подразделения «по организации дорожного движения». То есть, внесенный правительством законопроект – это следствие основного инстинкта, присущего бюрократии (как всем живым организмам): задел под будущее увеличение своей популяции.

При более внимательном изучении текста обращает на себя внимание статья 11: «Обеспечение эффективности организации дорожного движения». Эффективным, по тексту законопроекта, считается движение, когда никто не теряет время. То есть основной смысл будущего закона – это борьба с пробками.

Потрясающая идея – избавиться от пробок с помощью нового федерального закона!

Алгоритм такой: выделяем «организацию дорожного движения» в отдельный вид деятельности; делим полномочия между уровнями власти; назначаем уполномоченные организации и определяем общие принципы. И все, пробок нет! Шучу, конечно. Еще надо вести учет параметров дорожного движения, вести документацию и разрабатывать комплексные схемы.

На самом деле, этот объемный законопроект содержит лишь одну практическую идею насчет избавления от пробок. Автор законопроекта полагает, что добиться оптимального соотношения между интенсивностью движения и пропускной способностью дорог можно через правильное распределение транспортных средств. А регулировать это предлагается очень простым способом: «Высшие исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе вводить временное ограничение или прекращение движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения на дорогах в отношении всех транспортных средств либо их определенных видов (типов), категорий, принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток».

Следующим абзацем автор уточняет, что ограничение может вводиться «посредством взимания платы за движение». Попросту говоря, регионам и муниципалитетам вручается почетное право брать деньги за движение по дорогам и улицам.

Платный въезд в центр! Платное пользование объездной! Плата за междворовой проезд! Да все что угодно, лишь бы подогнать под высокую цель «эффективной организации дорожного движения».

Не знаю, почему для этого потребовался отдельный федеральный закон, но им там, в правительстве, виднее.

Справедливости ради нужно сказать, что, согласно законопроекту, если органы власти введут платный проезд по дорогам, то будут «обязаны осуществить компенсационные мероприятия» либо «обеспечить альтернативный проезд». Иными словами, только та дорога и улица, которая служит единственным вариантом движения из пункта А в пункт Б, не может быть объявлена платной. А строго говоря, объезд возможен практически повсеместно. Но и там, где объезда нет, можно ввести плату и выполнить «компенсационные мероприятия»: добавить еще одну автобусную остановку или поставить еще один автобус на маршрут, проложить велодорожку, наконец. Формально требования закона будут выполнены.

Я не думаю, что когда примут этот закон, местные власти тут же, сломя голову, ринутся устанавливать плату за движение автомобилей по Рижскому или Октябрьскому. Народ, что и говори, не поймет, а значит, может отмстить любым доступным ему способом. Тем более, взимание платы за дороги – это все-таки трудозатратное мероприятие, да и потребности особой в этом нет. Не такие уж критичные в Пскове пробки.

Но сам образ мысли, конечно, показателен. В городах страны стали возникать пробки – значит, нужен закон против дорожных пробок! Такая вера в силу формального закона при нынешнем-то уровне правового нигилизма – это нечто поразительное.

Вряд ли отсутствие федерального закона мешало до сих пор властям бороться с пробками на дорогах. Если хотели и знали как – и так боролись, по мере сил. Вряд ли появление нового федерального закона проблему пробок решит. Но зато какой-то чиновник, который уже сегодня отвечает за дороги и транспорт, когда народ прижмет его к стенке с вопросом: «А что вы делаете, чтобы избавить город от пробок?», сможет честно сказать: «Ну как – мы специальный закон разработали!».

Молодцы, что ж.

Светлана Прокопьева

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 200 человек