Разборка на Кузнецкой

05.07.2017 17:59|ПсковКомментариев: 58

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.

Все-таки много живет в Пскове людей, которым жить в Пскове, в общем-то, не обязательно.

То есть они прекрасно чувствовали бы себя где-нибудь в Братске или Магнитогорске. Да в любом панельном Новосоветске – была бы только горячая вода, канализация, центральное отопление и лифт. Ну и чтобы чистенько. И магазины рядом. Это люди, у которых требования к качеству городской среды не выходят за рамки элементарного бытового комфорта. И таких, надо признать, большинство.

Очень немного среди псковичей фанатов Пскова. Тех, кто чувствует этот город (что бы это ни значило). Кто-то из них сам приехал из Новосоветска, из мрачных панельно-кирпичных джунглей, кто-то родился в Пскове – неважно. Фанатов Пскова объединяет глубокое внутреннее убеждение: жить нужно в Пскове. Подразумевается территория, примерно совпадающая с Окольным городом.

В Пскове, конечно, есть свой Новосоветск – это все наше Запсковеличье, быстро растущее, как вширь, так и ввысь. Большая половина горожан там и живет, между прочим. Спорим, если взять их Запсковеличье и в один момент перенести куда-нибудь за Урал – они не сразу и заметят? Правда-правда: многим псковичам совершенно необязательно жить именно в Пскове.

Ну разумеется, у меня нет никакого права решать, кому где жить! Запсковеличье – это, в конце концов, тоже Псков, и многим там искренне нравится. Я к чему все эти провокационные разговоры веду. А к очередному градостроительному скандалу. В Пскове вновь стали сносить «барак», который, конечно же, оказался памятником регионального значения.

На прошлой неделе ВООПИиК остановил снос частного дома на улице Кузнецкой. Все, кто ездит по маршруту «тройки», через Кузнецкий мост, помнят дом №41-а: серый, одноэтажный, с мезонином и резными наличниками. Старинный, подлинный, полускрытый деревьями, он вместе с соседними создавал уютную картинку: вот настоящий, аутентичный посад XIX века.

В последние годы только картинка и оставалась: в этих милых, чудных домиках давно никто не жил.

И вот, оказалось, что бывший многоквартирный дом 41-а кто-то выкупил (по слухам – собственник соседнего коттеджа), и 29 июня памятник стали разбирать. Председатель псковского ВООПИиК Андрей Лебедев сотоварищи успел остановить рабочих, когда уже сорвана была обшивка, разобраны стропила, выломаны оконные и дверные коробки, снесен мезонин – в общем, оставался только сруб. При Лебедеве рабочие всё, что успели разобрать, погрузили в грузовик. А юрист госкомитета по охране наследия подошел еще позже, когда грузовик уже уехал в неизвестном направлении.

Фишка в том, что информация о возможной разборке здания у градозащитников была с апреля. И заранее госкомитет по охране наследия отыскал собственника и направил ему требование не допустить снос памятника регионального значения. Однако заказное письмо ушло в Санкт-Петербург, а решение о судьбе дома было принято по соседству, в Пскове – мало ли у собственника родственников и доверенных лиц.

29 июня вызывали полицию. Составили протокол, и пока что виновным вменяется административное правонарушение. Лебедев, правда, уверен, что речь должна идти уже об уголовном деле, потому что ущерб памятнику всяко превышает 500 тысяч рублей. Но «все поправимо», говорит он, главное, вернуть то, что вывезли, и поставить на место.

Это теперь будет отдельная эпопея – как орган охраны заставит собственника объекта культурного наследия соблюдать закон и выполнять охранные обязательства. Будем следить. А пока есть другой предмет для обсуждения: реакция простых псковичей на эту новость.

«А Вы сами поживите в таком доме......тогда узнаете какие это памятники.... Если памятник- предоставьте людям нормальное жилье а здесь делайте музей...... а то только горло драть да писульки писать мастера», – пишет некая дама в фейсбучном сообществе «Защитим исторический Псков», обращаясь к искусствоведу Ирине Голубевой, которая и рассказала эту историю. Или вот еще комментарий: «Если городским властям памятник содержать не на что, а владелец не хочет жить в клоповнике, то такие ветхости надо разбирать. Иначе они превращаются в бомжатники и рано или поздно сгорают».

Фото: группа "Защитим исторический Псков"

Подобные комментарии встречаются часто – очень часто. Даже слишком часто, на мой взгляд. Вспомним дискуссию о доме Бабинина. Поклонники этого новодела как будто не замечают пятиэтажную махину на заднем плане и хором поют одну песню: «А что, руины были лучше???». Им плевать, что подлинный памятник снесли, а словом «реставрация» прикрыли уплотнительную застройку в жилом дворе. Эти же люди искренне не понимают, как можно считать «памятником» дом Софьи Перовской на Советской, или дом под номером 13 на улице Красных Партизан, или дом Кузнецова на Воровского. Они «в ШОКЕ от таких памятников!», они обеими руками за то, чтобы их снести и заменить чем-нибудь новым –удобным, с канализацией и горячей водой.

Причем, необязательно это темные, малокультурные люди со средним специальным образованием. Среди тех, кто кричит про «снести этот гнилой сруб», могут быть и госслужащие, и преподаватели, и, например, журналисты. Просто вот такое у них понимание города: все дома должны быть комфортными для проживания, остальное – не важно.

Я уважаю их точку зрения, правда. Но мне жаль, что эти люди путают теплое с мягким.

Потребность в комфортном жилье и охрана культурного наследия – это две разные задачи. Совершенно разные. К сожалению, они часто пересекаются на местности, и решать их приходится одновременно. Но это совершенно не означает, что нормальные условия быта в городе можно создать только за счет сноса домов-памятников.

Это очень большая тема, и говорить тут можно бесконечно: как наши правильные законы об охране наследия невозможно соблюсти на практике, как наше государство не создает никаких условий для сохранения памятников, как у нас нет денег и на более важные нужды, чем культурное наследие. Все это так. Но я повторю: бытовой комфорт и охрана памятников – это разные задачи, и одна не должна решаться в ущерб другой.

Поэтому, да, руина лучше. Лучше пусть стоят неиспорченные, живые и подлинные, хоть и ветхие, памятники, чем на их месте вырастает новодел а-ля дом Бабинина. В большинстве случаев можно дождаться инвестора, который придет и сделает как надо, а не как дешевле и быстрее. Только жулики идут на то, чтобы взять «руинку» и снести ее, прикрываясь заботой о жителях и «облике города».

Их мотивация понятна – выгода. Куда выгоднее снести старое и построить с нуля новое, чем заморачиваться на реставрацию. Но мне не понятна мотивация тех, кто с пылом вписывается в защиту этих жуликов. Большинство из них при всем желании не заподозришь в корысти – это простые псковичи, обычные люди. Ну вот просто такое у них представление о прекрасном: лучше любой новодел, чем «это старье».

Боюсь, что это не лечится даже образованием и чтением специальной литературы. Ты либо чувствуешь, чем отличается Псков от Запсковеличья, либо нет. Я не буду переубеждать тех, кто не чувствует, что они не правы, что эти памятники, которые они считают бараками, на самом-то деле и создают атмосферу исторического города, служат окружающей средой, без которой невозможно адекватно воспринять признанные архитектурные шедевры – Кремль, Покровскую башню, Богоявления с Запсковья и так далее. Я хочу сказать им другое.

Обратите внимание: вы вписываетесь за людей, которые собираются зарабатывать на нашем культурном наследии. Они берут эти участки только потому, что это центр города, историческая среда, высокая проходимость и так далее. Они сносят эти руины только для того, чтобы увеличить свою прибыль и свое личное потребление. Поверьте, а не верите – проверьте: сэкономив на охранных обязательствах, эти люди не зарплату персоналу повысят, они на море слетают лишний раз или новый автомобиль купят покруче прежнего.

Почему вы считаете, что должны вставать на их сторону? Почему для вас частная коммерческая выгода (вообще не ваша) ценнее, чем национальное культурное наследие (пусть даже вы и не сечете в этом нисколько)?

Подумайте об этом. А я вам пока еще одну вещь расскажу.

Этот дом по Кузнецкой, 41-а собственник собирался не просто снести и выкинуть. Его собирались перевезти и собрать заново где-то на новом месте, уверен архитектор Андрей Лебедев. Дело в том, что венцы сруба были аккуратно пронумерованы – подписано каждое бревно, это трудоемкая работа! То есть собственник знал, что не гнилье покупает. И необходимости в разборке памятника не было никакой.

Хотя как, никакой – выгода! Выгоднее использовать дом отдельно, участок – отдельно. Годный сруб с мезонином перетащить в другое место, а в центре города построить побольше квадратных метров, дорогих, прибыльных. Другой вопрос – кому это выгоднее. Конкретному коммерсанту, или нам с вами, включая тех, кто впирается за инвестора-избавителя, как бы спасающего город от «бомжатников»?

Окей, друзья, вы ничего не потеряете, поскольку не чувствуете ценности таких домов. Но что вы приобретете от их сноса? Оставьте уж Псков тем, кому он важен.

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 54 человека