Эра облегчения

27.06.2018 16:03|ПсковКомментариев: 9

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) высказывает свое мнение и проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.

Хотелось бы мне начать эту программу с радостного восклицания — что-то вроде: «Ура! Наконец-то!» - но заранее зная, чем все закончится, воздержусь. Воодушевляющая новость при ближайшем рассмотрении оборачивается пшиком.

Новость следующая: два депутата Госдумы, председатель партии «Родина» Алексей Журавлев, избранный по одномандатному округу, и писатель Сергей Шаргунов, прошедший от КПРФ, внесли законопроект, который тут же был разрекламирован в СМИ как «исключающий уголовное наказание за распространение в интернете репостов».

Звучит и правда, воодушевляюще. Неужто и правда россиян больше не будут сажать в тюрьму за репосты? Ну, обо всем по порядку.

Итак, Шаргунов с примкнувшим к нему Журавлевым (или наоборот) предлагают внести поправки в Уголовный и Административный кодексы. Изменению подлежит статья 282 — любимая статья всех право- и леворадикалов, да и вообще политических активистов. Называется она, вдруг кто не помнит: «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». В настоящее время 282-я состоит из двух частей, путевку в колонию выписывают гражданам в основном по первой. За: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет"» - от двух до пяти лет лишения свободы, ну и прочее.

Эту первую часть авторы законодательной инициативы предлагают убрать, а оставить только вторую. Там тоже самое, только с применением насилия, или с использованием служебного положения, или организованной группой. Репост организованной группой лиц, как и лайк с использованием служебного положения, по-прежнему будет чреват тюремным сроком.

Ну да бог с ней, организованной группой, а вот за одиночек можно же порадоваться? Можно! Часть 1 статьи 282 УК РФ — это о-го-го какой популярный состав! Авторы законопроекта приводят статистику в своей пояснительной записке: в 2012 году число осужденных составило 118 человек, в 2013 году - 174 человека, в 2014 году - 258, в 2015 году - 369, в 2016 году - 389, в 2017 году — 460. (Что интересно, число осужденных по второй части все эти годы снижалось — с 12 человек до одного.)

«Наблюдаемая тенденция вызывает тревогу, поскольку может говорить о нарастании диссонанса между обществом и государством, а также об увеличении карательного уклона правоохранительной системы по отношению к гражданам, активно выражающим свою гражданскую, подчас патриотическую, позицию», - пишут авторы законопроекта.

Вот только несколько примеров таких посадок, буквально с одной страницы поискового запроса.

В Первоуральске Свердловской области 23-летняя девушка получила 120 часов обязательных работ за призыв к мусульманам отказаться от празднования Нового года.

26-летний житель Дагестана на два года уехал в колонию-поселение за видеоролик (что-то про ислам).

В Екатеринбурге мать-одиночка получила год обязательных работ за перепосты и лайки проукраинских карикатур и заметок. Кроме того, суд постановил уничтожить ноутбук и мышку, с помощью которых женщина возбуждала ненависть и вражду.

В Новосибирской области, в городе Бердске юноша 21 года заработал год и три месяца колонии-поселения за репост картинки с крещенскими купаниями. Проблема, конечно же, была не в самих купаниях, а в комментарии, которым юноша высказал отношение к погружению в ледяную воду из религиозных соображений.

Думаю, что все эти люди были бы необычайно рады инициативе Шаргунова и Журавлева. Если бы их законопроект был законом, всем им не пришлось бы ехать в колонию или терять время жизни на обязательных работах. Но значит ли это, что они вообще избежали бы наказания за свои лайки и репосты? Нет.

Дело в том, что Шаргунов и Журавлев, желая избавить интернет-пользователей от длительных тюремных сроков, тем не менее, оставляют правоохранительной системе эту полюбившуюся практику — ловить злоумышленников во «Вконтакте». Состав преступления по части первой статьи 282 предлагается переместить в Административный кодекс под номером 20.3.1. Статья 20 КОАП РФ во всем ее многообразии — еще одна любимая статья политических активистов. Это административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, очень обширный состав.

Так вот, деяния, которые сейчас караются лишением свободы на срок до пяти лет, согласно новому законопроекту, будут грозить «лишь» штрафом в 10-20 тысяч рублей, обязательными работами до ста часов или арестом до 15 суток.

Есть же разница, пять лет отсидеть или 15 суток?

На самом деле, нет. Нет никакой разницы, каким будет срок лишения свободы за мыслепреступление. Лайк и репост — подумать только, какая общественная угроза! Принципиально ничего не меняется: как сажали «ни за что», так и будут сажать. Да еще больше будут сажать, потому что административное правонарушение провести через суд куда проще, чем уголовное преступление.

Да и какая разница, сколько отсидеть «ни за что»?

«За этот некрасивый жест мы вам теперь не руку будем отрубать, а только палец», - вот что означает законопроект Шаргунова и Журавлева.

Это первая причина, по которой я считаю, что рано радоваться. Вторая причина — законопроект получил отрицательное заключение правительства. И если верить прессе, Верховный суд тоже высказался в духе, что, мол, не надо нам тут ничего менять. То есть, скорее всего, поправки приняты не будут.

Но все-таки есть позитивный момент! Всегда нужно видеть хорошее в окружающей реальности, правда же? Вот я и стараюсь. Позитивчик тут в самом факте рождения такого законопроекта. Во-первых, депутаты Госдумы о людях подумали. Причем не про ядерный электорат режима, а как раз наоборот, про тех, кто активно выражает свою гражданскую, подчас патриотическую, позицию. Во-вторых, как ни крути, а проблеск гуманизма: все-таки палец рубить, а не руку (пусть и ни за что). Не на годы в колонию, а на сутки в спецприемник. При всей половинчатости и компромиссности, вектор движения — правильный.

Возможно (осторожно предположу я), этот поступивший в Госдуму законопроект предвещает некую эру облегчения, когда тиски разожмутся, рамки раздвинутся, кандалы спадут (или хоть ослабнут) и граждане вздохнут посвободнее. Ну а вдруг.

А возможно (и это предложение, увы, более реалистично), это лишь затишье перед бурей, и эра облегчения продлится месяца полтора — до конца чемпионата мира, например. А потом, еще один поворот тисков, и депутаты от каких-нибудь других политических партий внесут свой вариант поправок в 282-ю статью. «Слова: «колонии-поселения» заменить на: «колонии строгого режима».

опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 236 человек