Футбол отдельно

19.07.2018 18:59|ПсковКомментариев: 14

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) высказывает свое мнение и проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.

Знаете что? А я буду скучать без чемпионата. Нет, правда, это был замечательный месяц, когда каждый день можно было смотреть очень хороший футбол в прямом эфире.

Я так-то не болельщик (мой спорт — Формула 1), но не представляю, как можно было такое игнорировать: много хорошего спорта, яркие эмоции, огромный интернациональный праздник.

Я думаю, что среди тех, кто в принципе интересовался чемпионатом мира, таких людей — кто не болельщик, а тут увлекся — было большинство. Просто это самая нормальная реакция на чемпионат мира, а нормальных людей, по идее, должно быть больше. Но были еще два типа реакций, которые одинаково бесили, а за счет агрессивности еще и доминировали в информационной повестке, создавая ложное впечатление «дискуссии».

Первая из этих реакций — это футбольный ура-патриотизм. Чемпионат-наш и все такое: футбольные ура-патриоты, как правило, сам футбол не смотрели, исключая игры нашей сборной, зато смотрели все эти бесконечные ток-шоу, где ведущие с придыханием рассказывали, что у России получился самый лучший мировой чемпионат, что наши болельщики — самые адекватные, наши стадионы — самые футбольные, наши организаторы — самые организованные и еще много-много комплиментов со словом «наши». С этой точки зрения полагалось на протяжении всего чемпионата кричать, как посрамлены либералы-злопыхатели и критики режима, что жалели на футбол 700 млрд рублей и уверяли, что «все разворуют». А вот и нет, а вот никто и не опозорился, и вообще, нигде не было так круто, как у нас.

Вторая — это те самые критики режима, ни на минуту не прекращавшие напоминать про тотальную коррупцию и футбол на крови. Эти люди тоже не видели футбола — они видели воровство подрядчиков (а это все известные фамилии), бессмысленное пиршество трат, типа стадион на 30 тысяч человек в 300-тысячном Саранске, и унылый российский фон, который никуда не делся в этот месяц: цензура в СМИ, нечестные выборы и политзаключенные в тюрьмах. Смотреть футбол, говорили эти условные либералы, значит, подыгрывать Путину, который тащит страну в пропасть. А также: пока вы тут, как дети, голам радуетесь, вам пенсионный возраст повысили.

От меня, строго говорят, многие ждали именно такой реакции. Я же тоже борец с режимом и критик Путина. И несколько раз в своем окружении я нарывалась на такую реакцию: «Как??? ты смотришь футбол??? а ты понимаешь, что...» - и далее по тексту.

Да, дорогие друзья, я все понимаю, и это ничуть не мешало мне смотреть матчи. Я знаю, что это стоило безумных денег, но все равно не жалею, что ЧМ-2018 состоялся в России.

Потому как, знаете что? Футбол — отдельно, режим — отдельно.

Никакого отношения чемпионат мира по футболу не имеет к путинскому режиму. Выбросьте уже из головы эту глупую мысль. Чемпионат мира в России — это не праздник Путина. Это не очередная победа России. Это никакое не достижение нашей страны, пусть даже в плане подготовки и организации.

Это праздник футбола — футболистов, футбольных болельщиков, тренеров, клубов, спонсоров. Огромного, сплоченного, яркого мира, который не знает границ и паспортов. Это самое крупное, самое дорогое и самое заметное спортивное событие в мире — и разве не здорово, что оно было так близко? Вам что, каждый день выпадает возможность погулять на всемирном празднике?

Позиция «так Путина ненавижу, что футбол смотреть не могу», по-моему, столь глупа, как и «великая путинская Россия проводит великий Чемпионат». Чушь полная. Никакого Путина и никакой великой России (в геополитическом смысле) не существовало для тех сотен тысяч людей, что приехали в российские города смотреть хороший футбол и болеть за свои сборные. Что наши международные успехи, что наши политзаключенные им были одинаково параллельны.

Собственно, и акция Pussy Riot это показала. Никто из зрителей, смотревших финальную игру, не увидел на поле ни акционистов, ни политактивистов. Это потом стало ясно, что тут художественная акция, что у нее есть смысл, и наверное, даже какую-то долю внимания мирового сообщества к политическим проблемам России Pussy Riot смогли притянуть. Но на тот момент, когда Хорватия сражалась с Францией за мировой кубок, все увидели только очередных фриков — какие бывают чуть ли не на каждом втором крупном матче. Политика — отдельно, футбол — отдельно.

Да, вместо новых стадионов можно было построить новые безопасные дороги, школы и больницы. Но друзья мои, давайте по-честному: вы что, серьезно думаете, что проходил бы чемпионат-2018 не в России, эти 700 млрд рублей потратили бы на дороги, школы и больницы? Уверяю, что нет. Потому что это не вопрос чемпионата. Это вопрос политического управления и хозяйственного менеджмента в нашей стране.

Справедливы упреки и подозрения, мол, на этих стадионах просто пилили бабло. Конечно, пилили — и ливни, прошедшие 15 июля, в день финального матча, прекрасно это доказали. В Нижнем Новгороде дожди смыли тротуары, построенные около стадиона. В Волгограде — почти уплыл сам стадион: склон на правом берегу Волги, укрепленный за 2,8 млрд рублей, просто съехал вниз. В Самаре газон в полном составе переместился на пешеходную дорожку. И думаю, это не последние такие примеры.

Но помилуйте, а что, у нас только на строительстве стадионов воруют? А на строительстве путепровода в Великих Луках — не воруют? А объекты туркластера, нашего псковского, где уже через год после сдачи плывет плитка и рассыпается бетон — это не примеры распила? Строительная культура, увы, в том виде, в каком она сложилась в новое время, остается неизменной, независимо от масштаба задач.

То же самое можно сказать по поводу другой претензии к подготовке чемпионата: мол, на подготовке чемпионата опять зарабатывали «друзья Путина». И в Волгограде, и в Нижнем Новгороде стадионы строила компания «Стройтрансгаз», которая принадлежит Геннадию Тимченко. Ну окей, не стали бы строить стадионы в Нижнем Новгороде и Волгограде — неужели вы думаете, что «Стройтрансгаз» остался бы без других выгодных подрядов? Ну не освоили бы эти деньги на стадионах — освоили бы на чем-то другом. И осваивали бы их снова не вы, дорогие друзья, а какие надо подрядчики.

И это снова не вопрос про футбол.

Увы, у нас так принято — воровать на строительстве, которое оплачивает государство. И есть два способа это побороть. Первый: вообще перестать что-либо строить. Второй: перестроить само государство.

А футбол — это просто футбол. Отличное было зрелище, зря не смотрели.

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 169 человек