«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) высказывает свое мнение и проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.
Все-таки креативные люди работают у нас на госслужбе. Креативные и заботливые – вон, на этой неделе из ничего взяли и создали для жителей Российской Федерации новый сегмент на рынке труда.
До понедельника не было этой занятости, а с понедельника есть – работайте, граждане, зарабатывайте. Доступно всем желающим, независимо от пола, возраста, состояния здоровья и уровня образования. Свободный график, трудоустройство по ТК РФ. Не Гербалайф.
Нет, наша экономика не совершила фантастического рывка вперед. Увы, не возникли из ниоткуда новые предприятия, затребовав миллионы новых рабочих кадров. Тем не менее, новый источник дохода для широкого круга лиц открылся: в России ввели плату за доносы.
Даже нижняя планка, нетрудно заметить, выше средней заработной платы по Псковской области. Посодействовал разок в раскрытии – и на месяц семья обеспечена. Вложился как следует – считай, решил проблему с квартирой.
Воистину, плата за доносы (а раскошеливаться будет казна) может запросто поднять экономику нашего депрессивного региона! Делать ничего не надо, никаких инвестиций, и в то же время – бессчетное число рабочих мест с зарплатой от 50 тысяч рублей! Это как же вырастет покупательская способность населения, как оживится сфера услуг и ритейл!.. Красота, да и только. Ну а некрасивый ярлык - «доносчик» - перестанет бросаться в глаза, как станет массовым.
Ну а что сразу «доносчик»? «Информатор»! Сознательный гражданин, пресекающий на своем пути любую преступную деятельность. В комментариях к приказу официальные лица ссылаются на опыт Европы и США, где сообщать полиции о преступлениях – давно нормальная практика (впрочем, у нас при любой пакости ссылаются на опыт Европы и США, чтобы люди не забывали, где источник всякого зла).
Заранее позаботились органы внутренних дел и об уровне квалификации своих добровольных помощников. Благодаря свежей практике, информаторам МВД не нужен ни цепкий ум, чтобы раскрывать преступления, ни физическая сила, чтобы помогать в задержании. Сиди себе в интернете, да разглядывай смешные картинки. «О, а это у нас экстремизм!» «А здесь – оскорбление чувств верующих». Такие у нас теперь преступления, вы же знаете.
Остается, конечно, чуток неясностей. Во-первых, будет ли прейскурант? Какое преступление сколько стоит – почем преступные репосты, почем неуплата соседом налогов. А если донести, что начальник тайком из заграницы «запрещенку» привез – считается? А если ты сам попросил привезти?
Во-вторых, как собираются учитывать фактические трудозатраты. А то один картинку скопирует, а другой будет всю ночь сидеть, читать комментарии – а заплатят обоим поровну?
В-третьих, сколько раз можно платить за раскрытие одного и того же преступления. Особо опасные репосты – они на то и репосты, что публикуются неоднократно и разными людьми. Если ты нашел в сети пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних и бежишь сообщать – а в отделе уже сидит твой сокурсник с такими же скриншотами – неужто зря старался? Или вознаграждение в таком случае можно поделить?
В-четвертых, на кого можно доносить, а на кого нельзя. В памяти еще жив пример Сергея Магницкого. Тоже, вроде, попытался оказать «содействие в раскрытии преступлений», сообщил о махинациях с налогами, а чем закончилось? Сам умер в тюрьме. Понятно, тогда еще не было этого приказа о поощрениях, но тем не менее. В общем, вопрос: нет ли каких подводных камней в этом приказе.
Еще вопрос: сроки выплат. Известно же, какая это волокита. Пока выявят факт, пока возбудят дело, пока оно до суда дойдет, да и суд может длиться годами. Вон, в Ростове-на-Дону два юных экстремиста, пойманные на пикете, десятый месяц сидят еще даже до начала судебного процесса. Этих, понятно, бесплатно загребли. А если бы по доносу – что, информатору ждать вместе с ними, им – срок, ему – денег? Этак никакого экономического интереса. Давайте уж сразу, по возбуждении.
Наконец, будет ли норматив? Больше скольки доносов в месяц нельзя? Может, сразу квоты установить: пенсионерам можно столько-то, беременным столько-то, студентам скидки, инвалиды без очереди. Ротация, опять-таки, должна быть. В этом месяце ты донес, а в следующем – на тебя.
И последний момент: злоупотребления. Голь на выдумку хитра, как известно. Вот сходу рождаются в голове схемы: например, жена доносит на бывшего мужа, что тот спер телевизор, а бывшая теща помогает найти и поймать преступника. Одна получает награду за раскрытие, вторая – за помощь в задержании. На таких семейных подрядах бюджет разорится!
Еще хуже, если полицейские на местах устроят междусобойчик, и вместо того, чтобы раскрывать и задерживать за зарплату, начнут пристраивать к хлебным преступлениям друзей и родственников. Как потом докажешь, что эту ценную улику, изобличившую преступника, не на месте убийства подобрали, а принес сознательный гражданин, по чудесному совпадению, двоюродный брат следователя? В общем, есть риск.
Конечно, новая экономически-правовая реальность требует шлифовки. Придется наверняка писать порядок рассмотрения доносов, утверждать типовую форму. Загонять доносчиков в саморегулируемые организации и профсоюзы. Вводить госпошлину за информирование органов, чтобы по ерунде не обращались. Вводить новые ставки в полиции.
Придется, наконец, открывать новый раздел на портале Госуслуги, чтобы граждане могли отправить донос в электронном виде, прямо из дома. Все-таки XXI век на дворе. Не дикари же мы, право.
Светлана Прокопьева