«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) высказывает свое мнение и проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.
Я, признаться фильм «Фантастические твари» не смотрела, ни первую, ни вторую часть, но теперь подумываю об этом. Я даже готова рассмотреть вариант похода в какой-нибудь кинозал, что практикую крайне редко. Но, чувствую, пора: еще немного, и ни одной более-менее фантастической твари ни в одном кинотеатре не останется.
Примерно такая перспектива вырисовывается из недавнего комментария Владимира Мединского. «Я, как Катон, который после каждого выступления говорил, что Карфаген должен быть разрушен, повторяю, что меры государственного протекционизма в области кино должны быть усилены, иначе наш кинематограф будет разрушен рано или поздно всемирной машиной Голливуда», - заявил министр культуры.
Карфаген, как мы помним, действительно в конце концов пал, а значит, и за светлое будущее всемирной машины Голливуда нельзя поручиться – по крайней мере, на подотчетной Мединскому территории.
Тут Мединский слегка преувеличил, ну да не суть важно. Нужно видеть проблему в целом: наш министр культуры уверенно держит курс на государственную поддержку отечественной киноиндустрии. «Так разве же это проблема?», - должен немедленно спросить меня слушатель. – «Это же наоборот, достижение!».
Действительно, проблемы бы никакой не было, кабы не два момента.
Момент первый: какая это государственная поддержка? Универсальный инструмент – дать денег. А с деньгами в России напряженка – по официальной версии, их нет. Я сошлюсь на оценки режиссера Владимира Бортко: по его словам, Минкульт выделяет на один фильм порядка 35 миллионов рублей на фильм, то есть 225 тыс. долларов, тогда как средний бюджет американского фильма – 12 млн долларов. Субсидия – это, конечно, не весь бюджет, но давайте посмотрим конкретику: самый кассовый российский фильм «Движение вверх» обошелся в 450 млн рублей, или почти 8 млн долларов. Что особенно приятно, эти деньги он кратно отбил в прокате. Но вот самый кассовый в этом году голливудский фильм «Мстители» обошелся в 321 млн долларов.
Бюджеты несопоставимы, и при всем желании за Голливудом нашему минкульту не угнаться. Когда не хватает пряников, подходит очередь кнута: место финансовой господдержки занимает политика запретов и ограничений. Отсюда и предложение сократить долю иностранных кинопоказов. К каким последствиям приводят такие меры, мы видели на примере сыра: на рынке будет много дешевой отечественной дряни.
Еще одна министерская мысль: ценовое регулирование – дескать, иностранные фильмы в прокате должны стоить дороже. Тут надо вспомнить еще одну цитату из Мединского, прошлогоднюю, но не потерявшую своей прелести.
И показывает нам подлинное отношение министра культуры к российскому кинопроизводству: безнадежное предприятие, которое никогда не станет конкурентоспособным в равных условиях.
Это подводит нас ко второму моменту, который заставляет считать государственный протекционизм проблемой. Дело в том, что нынешний минкульт ничуть не скрывает подлинной цели господдержки: это пропаганда. Тут тоже есть подходящая цитата – нет смысла «снимать фильмы на деньги министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть». То есть на государственные средства могут рассчитывать только правильные, лояльные выбранной власти, фильмы. Какие фильмы правильные – понятно, например, из собственных сценарных опытов Владимира Мединского. По его роману был снят, например, фильм Месхиева «Стена», хотя тут, по утверждению авторов, обошлось без финансовой поддержки минкультуры. Зато бюджет щедро профинансировал прошлогодний провальный «Крым» (рейтинг на Кинопоиске – 3 балла).
Видимо, примерно такая кинопродукция должна заместить в прокате всяких там фантастических тварей. До сих пор этого не происходило лишь потому, что кинопрокатчики и кинопродюсеры работают в условиях более-менее свободного рынка, «как будто они по-прежнему все в 92-м году находятся», продолжаем цитировать Мединского. Значительная часть господдержки киноиндустрии до сих пор распределялась через самостоятельную государственную некоммерческую организацию «Фонд кино». За пять лет эта НКО добилась для отечественных фильмов увеличения доли зрителей с 16 до 25%, а бюджетов – с 6 до 13 млрд. рублей. Однако не далее как в сентябре минкульт продавил поправки в устав Фонда кино и теперь будет практически полностью его контролировать.
В общем, надо идти поскорее в кинотеатр, пока в прокате еще есть голливудские блокбастеры и российские сказки, не загруженные военно-патриотической мурой. Наш министр культуры не верит в свободное произрастание искусства, в искреннюю, неоплачиваемую любовь к родине и патриотизм, совмещенный с критическим восприятием действительности. Он не верит, что российское кино в свободном плавании, без направляющей и руководящей воли, сумеет составить достойную конкуренцию Голливуду (хотя это не так). А значит, чтобы противостоять разрушительной «всемирной машине», между российским зрителем и западной кинопродукцией будут возводиться все новые и новые «Стены».
Что интересно, на родине «всемирной машины Голливуда», борьбе с которой посвящает себя министр Мединский, то есть в США, вообще нет министерства культуры. Может быть, в этом ключ к успеху?