В 2023-24 учебном году российские школьники смогут претендовать не только на «золотые», но и на «серебряные» медали. В Минпросвещения уверены, что для родителей и выпускников это приятная новость. При этом о дополнительных преференциях, которые могла бы давать награда, например, при поступлении, речи пока не идёт.
Иллюстрация создана программой «Kandinsky 2.1»
Первые школьные медали появились еще в царской России. В последующие годы награды для отличившихся выпускников то отменяли, то вновь возвращали, попутно меняя их название, внешний вид и значимость. Поначалу награждённые имели право поступления в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов, при этом в первую очередь принимались обладатели «золотых» медалей, а затем – «серебряных». Лет двадцать назад счастливчикам, в аттестате которых были одни «пятёрки», удавалось поступить в вуз, сдав всего один экзамен, но на «отлично».
Теперь же времена, когда школьная медаль открывала двери буквально в любой вуз страны, канули в Лету. С введением ЕГЭ почётные знаки отличия фактически обесценились. Привилегии для хорошистов остались в прошлом с отменой федеральных «серебряных» медалей в 2013 году. Спустя год российским школьникам, имеющим по всем предметам оценку «5», стали выдавать единую награду «За особые успехи в учении». Максимум, что даёт этот аналог «золотой» медали, - дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении. Причём каждый университет сам волен решать, сколько баллов начислять и делать ли это вообще.
13 лет назад, когда я окончила школу, не было даже таких преференций. «Золотая» медаль не дала мне абсолютно никаких льгот при поступлении в институт. В приёмной комиссии даже не спросили, есть ли у меня какие-либо награды, а вот справочку с результатами ЕГЭ потребовали. В итоге я успешно поступила на филфак, так как набранные мною баллы по русскому языку, литературе и истории были гораздо выше проходных.
Медаль же заняла почётное место на полке в доме родителей, которые все 11 лет моей учёбы мечтали о получении заветной безделушки. Совершенно не задумываясь о том, через что нужно пройти, чтобы её заслужить.
В начальной школе я училась почти на одни «пятёрки», кроме русского языка. Учитель упорно ставила мне «4» за отвратительный почерк и большое количество помарок в тетрадях. После мой способ писать стал никому не интересен, и с пятого класса в оценках за четверти было исключительно «отлично».
Чего мне это стоило? Не буду врать о бессонных ночах и корпении над учебниками, образование давалась мне легко. По гуманитарным предметам подготовка обычно занимала минут 15 на перемене, по точным наукам чуть дольше. Попутно успевала помогать отстающим одноклассникам, заниматься спортом и находить время на общение с друзьями.
В моральном плане дела обстояли хуже. «Эта медаль нужна тебе, а не нам», - регулярно твердили родители, ругая за оценки ниже «4», что, впрочем, было редкостью. Я годами жила в стрессе и боязни пойти домой, если в дневник закралась «тройка». Каждый раз сильно переживала накануне оглашения оценок за четверть, хотя подсознательно знала, что там всё хорошо. Потому что, во-первых, всё исправляла, во-вторых, учителя не могли допустить моего «провала».
Ни для кого не секрет, что по количеству медалистов всегда судили о престиже школы. Потому педагоги не стремились портить аттестаты отличникам и хорошистам без лишней нужды. Оценки, конечно же, не ставили просто так, но будущим медалистам всячески помогали, давали дополнительные возможности исправить плохие оценки. Помню, как в 10-11 классе мне тяжко давалась геометрия. Сколько раз я переписывала контрольные по этому предмету - не сосчитать. Секреты многогранников, параллелей и перпендикулярности мне так и не открылись, но в аттестате стоит «пятёрка». Спасибо моему учителю геометрии и алгебры, которая буквально за уши тянула не желающего стать математиком гуманитария.
Думаю, что педагоги, которые оказывали посильную помощь в неинтересных мне предметах, старались не только ради отчётности и репутации школы. Они искренне верили, что это нужно и важно для моей семьи, что медаль обязательно поможет мне в жизни.
Да только вот не помогла. Кусок латуни, который стоил мне моря слёз и нервов, оказался абсолютно бесполезен во взрослом мире. Пылится теперь на полочке: пластиковый футляр давно треснул, а металл окислился.
Думаю, не открою великую тайну - современные школьные медали не делают из драгоценных металлов. Первые награды, действительно, отливали из золота и серебра, но после от этой практики предсказуемо отказались. Сегодня знаки отличия изготавливают из латуни, и большой ценности они не представляют. Хотя находятся люди, которые пытаются заработать на золотистой монетке «За особые успехи в учении» и продать её в интернете.
В качестве приятного бонуса отличникам моего года выпуска также выдавали денежное вознаграждение в размере около двух тысяч рублей. За эти средства обязательно требовалось отчитаться: я предоставила в школу чеки на купленную мягкую игрушку и колечко. Они сохранились и по сей день в качестве не слишком приятного воспоминания о школьных годах.
Среди моих знакомых медалистов единицы тех, кому металлическая штуковина реально пригодилась. В основном, это те люди, которые успели окончить школу до введения ЕГЭ и проскочить в вуз с минимумом испытаний. Все остальные отличники могут разве что похвастаться наличием награды перед друзьями и знакомыми, мол, смотри какой молодец я был когда-то. Медали уже давно имеют больше символическую ценность, причём чаще всего для родителей, чем для самого обладателя награды. И возвращение «серебряного» или какого-то другого знака отличия вряд ли станет для школьников стимулом получать хорошие оценки.
У такого поощрения должна быть практическая ценность. Если в вуз можно поступить на основании ЕГЭ по трём-четырём предметам, зачем убиваться, стараясь преуспеть во всех? Стоит ли тратить нервы ради бесполезной штуковины, которая станет деталью интерьера? А вот если медаль даст преимущество при зачислении в престижное учебное заведение, может, и надо постараться. И речь не о призрачных дополнительных баллах к ЕГЭ, нужны более существенные преференции. Иначе медаль так и останется ненужной цацкой, пережитком прошлого.
Кто-то скажет, мол, не сама награда важна, а знания человека, который её получил. Якобы, медалисты имеют совершенно иной уровень подготовки, нежели другие выпускники. Вспомните старый анекдот о том, как отличники давали двоечникам списывать, а после школы в знак благодарности двоечники дают отличникам деньги под проценты. Никого из знакомых не вспомнили? Или, может, себя узнали?
Не спорю, пока школьник «зарабатывает» медаль, он многому учится. Например, быть ответственным, работоспособным, учиться делать всё хорошо, а лучше - идеально. И решать проблемы, которых не возникло бы без необходимости получить медаль. Сильно сомневаюсь, что общий уровень моих знаний был бы меньше при наличии в аттестате хотя бы одной четвёрки. А вот степень владения некоторыми предметами, наиболее мне интересными, могла увеличиться, сосредоточься я на них, а не распыляясь на всё сразу.
Еще один очевидный минус - это синдром отличницы/отличника. У многих медалистов годы уходят на то, чтобы избавиться от привитых в школьные годы страхов ошибиться, столкнуться с неодобрением окружающих. Нестабильная самооценка, боязнь неудач, чувствительность к критике и нездоровый перфекционизм - зачастую именно таковы истинные последствия хорошей учёбы в школе.
На мой взгляд, от медалей вообще неплохо бы отказаться, дабы исключить вероятность травмирования детской психики. На неё и так сейчас оказывается сильное давление, а тут еще побрякушки какие-то. Экспертам сферы образования лучше сосредоточиться на содержании программы и том, что творится в школах, а родителям - на склонностях и желаниях их ребёнка. Если он будет каждый день приносить пятёрки под страхом порки или другого наказания, это вряд ли поможет ему стать успешным бизнесменом или хорошим доктором. А вот приобрести психические отклонения - легко.
Ульяна Ловыгина