«Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM) представляет авторскую программу Юрия Стрекаловского «Культурная контрреволюция». Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска программы.
Говорить о культуре всегда было делом, культуре противном.
Теодор Адорно.
Здравствуйте уважаемые радиослушатели, радиослушательницы и маленькие радиослушательничики радио «Эхо Москвы» во Пскове, приветствую вас. В эфире «Культурная контрреволюция»; Стрекаловский - моя фамилия, Юрий Николаевич - имя и отчество, и я эту самую контрреволюцию сейчас буду разводить, потому что ее я придумал и продумал. Сейчас расскажу вам про всякие культурные новости и дела.
Хотя я понимаю, что в эпоху всего этого вот коронавирусного безумия, наверное, про культуру нормальным людям не то чтобы совсем не интересно, но она как-то отходит на второй план. Что сейчас, на мой взгляд, происходит? - Посидели мы 3 недели по домам, какое-то время честно пытаясь «самоизолироваться» и при этом как-то «всё это культурное» впитывать через экраны телевизоров, ноутбуков, компьютеров и гаджетов.
Ну и результат неутешительный: не работает. И (цитирую сейчас паблик Псковской Ленты Новостей в Телеграме): такое впечатление, что псковичи забили на так называемую самоизоляцию и просто через некоторое время вышли на улицы и стараются как-то выживать. И, в принципе, мне кажется, это совершенно понятный ответ и объяснимая реакция: конечно, все эти антивирусные меры – наверняка! - глубоко продуманные, правильные, разумные и необходимые. Но ведь что-то надо людям, извините, есть и как-то надо развиваться и развлекаться - кроме просмотра видеороликов.
И, в общем-то, этим мы все и занимаемся: кто как, конечно. Говорят, что областная психиатрическая лечебница уже полна, особенно алкоголиками с приступами – и это ожидаемо.
А я сегодня не хотел бы, как прошлый раз и даже позапрошлый раз, рассказывать о каких-то активностях местных учреждений культуры в Интернете.
Потому что надоело.
Единственное, что хочу сказать: был неправ, вспылил, ошибся, признаю ошибку. Ругал я наш театр, будто бы он ничего в интернете не делает. А это я, оказывается, не там искал. Я смотрел на сайт театра, где вся жизнь замерла, а оказывается еще за три дня до того как я вышел в прошлый раз в эфир, в театральном паблике ВКонтакте уже всё заколосилось: и актеры что-то там пытаются делать, и их фотографии появляются, и биографии, и воспоминания о спектаклях.
Ну, конечно, меньше чем хотелось бы - я по привычке и по инерции полученного образования стараюсь следить за тем, что происходит в театральном мире в нашей стране. И я, например, вижу, что актеры крупных, замечательных, выдающихся театров, таких, скажем, как московский театр «Школа драматического искусства» - так вот они прямо из интернета не вылезают, и чем только они там нас не радуют: и «Онегина» читают, и басни, и сказки и вообще очень какая-то там идет интересная жизнь.
Наши пока обходятся фотографиями, что ж - и на том спасибо. Однако ждем большего.
Театр кукол продолжает выкладывать свои и партнерские спектакли, за что ему вечное огромное спасибо. Кроме того, этот театр провел отличный конкурс для детей «Моя встреча с театром» - дети писали сочинения и присылали рисунки. Думаю, это было полезно и для школьников, а особенно – учителей и родителей; словом, всех, кто в эти дни героически выносит тяжести и лишения «дистанционного школьного образования».
Так что посмотрим, как оно дальше будет, но сомнения в том, что мы еще три недели так же смиренно просидим у экранов – у меня большие.
Я тут отнюдь не призываю к поездкам на автобусах с голыми мордами или (о ужас!) прогулкам на свежем воздухе. Я ж не экстремист и уверен в том, что меры правительства и областного начальства, направленные на то, чтобы нас оставить дома и тем победить ужасную мировую заразу – они, безусловно, в высшей степени разумные и оправданные. Но вот средства, которыми эти меры пытаются воплотить, нахожу несколько странными. Вот, например, как на местном уровне борются с пандемией средствами так называемой культуры: в течение последних недель несколько московских мажоров рассказывают псковичам о том, как полезно остаться дома. Поучают они нас разнообразно: кто с солнечных улиц Испании, кто из своих роскошных квартир и загородных домов.
Я, к стыду своему, находясь в состоянии полудиком и провинциальном, узнал о существовании большинства этих деятелей культуры исключительно благодаря этим агитационным роликам. А до той поры и не знал вообще, что они есть на свете, эти актеры «деревянки» или какой-то певец ртом с грузинской фамилией (к счастью, я её уже снова успешно позабыл).
Так или иначе, все они попросили нас оставаться дома. Я не знаю, честно говоря, насколько это всё действенно и есть ли хоть один психически полноценный житель Псковской области, который не пошел в магазин, на прогулку или на работу оттого, что его об этом попросил Виталик Гогунский из сериала «Универ».
Ну: что есть то есть. А мы, наверное, будем и в самом деле выполнять эти призывы, но просто руководствуясь чувством долга и здравого смысла, пусть что-то (и многое) кажется абсурдным. Но ведь мы же можем мужественно выполнять абсурдные распоряжения начальства? – несомненно, можем.
Оставшись дома, многие из нас встретили светлый праздник Пасхи, Христова Воскресения. Слава Богу, была возможность смотреть и слушать трансляции из храмов и монастырей. Упомяну об одной из них – совершенно замечательная была из Псково-Печерского монастыря. Я не только о духовном смысле происходившего; кроме всего прочего, на высочайшем художественном уровне, я бы сказал, это было сделано. Мне повезло минимальным образом в этом участвовать: я был приглашен петь в хоре Печорского монастыря и во время церковной службы я мог видеть, как работает съемочная группа, как прямо во время прямой трансляции переключаются планы, как с нескольких камер в реальном времени собирается общая картина. Это было очень профессионально, очень четко и получился отличный результат.
Если не следили в прямом эфире, можете посмотреть это всё в записи: есть на YouTube и ВКонтакте.
Как-то незаметно пролетел день 18 апреля. Это была в этом году Великая суббота накануне Пасхи, а вообще-то годовщина Ледового побоища. Обычно в этот день (а это официально День воинской славы России) у нас тут проходили порой крупные мероприятия военно-исторического характера, например, реконструкция Ледового побоища на Соколихе или в Самолве - всё это в этом году, разумеется, не состоялось.
Были ещё какие-то «торжественные даты» и «памятные дни»: 15 апреля, 18 апреля, День культурного наследия, годовщина «пакта Рериха», международный День памятников и исторических мест… в общем вот это всё, и, слава Богу, активно это не праздновалось и не отмечалось – некому и незачем, видимо.
Кроме театральных активностей в интернете были еще иные и прочие: музей или, скажем, выставочный зал местного Союза художников тоже стараются. Видно, что люди занимаются совершенно новым для себя видом деятельности – работой с аудиторией в интернете, поэтому воздержусь от комментариев: всерьез говорить об этом не получается, а смеяться - ну это, наверное, так же нехорошо, как смеяться над инвалидом, который пытается бежать кросс. Возможно, если карантин продлится еще долго, они чему-то и научатся.
А я хотел бы поговорить о будущем.
Вот давеча шел по улице Леона Поземского (по делам шел, и справка соответствующая была!) и смотрю - из трубы старинного дома палат Трубинских поднимается дым. Палаты Трубинских это такое белое каменное здание возле корпусов шпагатной фабрики, на углу улиц Поземского Волкова; это старинные купеческие палаты там два корпуса XVII века.
Господи, думаю, радость-то какая: неужели там что-то начинается, какая-то туда вернулась жизнь? И правда: смотрю, двери, которые годами были под замком, открыты. Годами всё было заколочено и заброшено, начинало несколько раз гореть и медленно гнило: какая-то левая фирма всё это взяла в аренду и не знаю, чего она там дожидалась, то ли когда это все сгорит, то ли когда им удастся липовую свою аренду куда-нибудь перепродать.
Но сейчас там начались работы: археологи ковыряются, бодрые прорабы руководят, покорные работяги что-то туда и сюда перетаскивают. Я, разумеется, вошел, внедрился, поздоровался, спросил разрешения и всласть по этому дому полазил, ибо никогда в него не заглядывал.
Восхитительные, прекрасные интерьеры со сводчатыми залами; очень интересная, очень оригинальная планировка конца XVII века. Фотографии можно посмотреть на моей странице ВКонтакте, там есть полный фоторепортаж.
А работяги, которые там мне встретились, поведали, что будет здесь роскошная гостиница: несколько vip-номеров. Вообще вся бывшая Шпагатная фабрика, прекрасный район старинной промышленной архитектуры в самом центре, напротив Крома - это будет гостинично-ресторанный комплекс, как известно. И вот еще к нему будет примыкать, вернее, входить в него дом XVII века, в котором будет элитная гостиница.
Ну превосходно же, нет? Этот дом, который стоял годами заброшенный, где чего я только не нашел, каких только жутких «артефактов» - и наркоманы там были, и люди, которые пьют тормозную жидкость там были, и склад, и Дом культуры Льнокомбината. Как только не издевались люди над этим прекрасным домом! И теперь он будет отреставрирован, станет хорошей гостиницей. Ну славно же! Сказка Андерсена, да и только!
Есть и еще один замечательный сюжет «про будущее».
История началась не сегодня и, думаю, будет иметь продолжение.
Вот новость с Псковской Ленты Новостей от 17 апреля:
«Каменную постройку 17-18 веков, обнаруженную в сквере Народовластия, планируют сделать объектом туристического показа».
Поясню сразу: сквер Народовластия - если вдруг кто не знает - это такое место на пересечении, вернее, на слиянии улиц Леона Поземского и Труда. Небольшой скверик, наполовину уничтоженный «благоустройством», он сейчас весь перекопанный и вокруг него будет организовано круговое движение автотранспорта.
И я еще осенью рассказывал уже о постройке, которую во время работ по «реконструкции» и «благоустройству» нашли под асфальтом: сводчатый зал метров двадцати площадью. Его было сначала датировали XVII веком, теперь принесли датировку на начало XVIII, кажется. Я тогда говорил, что его нужно срочно брать под охрану и включать в проект его приспособление и музеефикацию.
И теперь, видимо, мне нужно вновь обратиться к настольной книге, а книга называется «Как управлять миром, не привлекая внимания санитаров», потому что еще раз подтверждается наблюдение: нас слышат на Самом Верху.
Но чтобы прямо целый комитет по туризму и Псковское областное Собрание депутатов - вот на такое я, честно говоря, не рассчитывал и такого не предполагал.
А вот поди ж ты.
Я-то осенью, когда эту подклеть, подвал вот этот старинный нашли, говорил что «надо бы его музеефицировать»… ей-Богу я не то чтобы всерьез. Я имел в виду, что вот если бы его тогда стали бы исследовать, ставить на охрану, музеефицировать – то весь абсурдный проект «реконструкции» улицы, спила там деревьев и прочий ужас бы как-нибудь остановили. Скорее это всё была шутка, фигура речи, ирония.
Но нас слышат на самом Верху - и теперь вдруг вот такие новости:
Цитирую: «Каменную постройку 17-18 веков, обнаруженную псковскими археологами в сквере Народовластия, планируют сделать объектом туристического показа. Об этом сообщила председатель комитета по туризму Псковской области Ольга Качнова 17 апреля в рамках выезда на объект председателя Псковского областного Собрания Александра Котова и представителей администрации Пскова. По словам Ольги Качновой, планируется сделать консервацию объекта, чтобы сохранить, а в дальнейшем и приспособить его для туристического показа».
Дальше цитата из Ольги Качновой: «Чтобы люди, идущие вдоль улицы Леона Поземского, могли остановиться и посмотреть, как был устроен быт несколько веков назад и тем самым прикоснуться к истории. Объем материала там интересный, можно увидеть размеры комнат. На проектирование потребуется 3 млн. руб. (всего-то – ЮС), о чем мы уведомили губернатора и есть решение по обустройству этого места. На сами работы потребуются незначительные суммы, но в итоге получится интересная локация в рамках туркластера «Псковский» - пояснила председатель комитета.
Далее сообщается, что «Ольга Качнова не исключила, что средства на проектирование объекта показа удастся найти за счет экономии средств комитета по туризму. В противном случае понадобится помощь областного бюджета». А Александр Котов (председатель областного Собрания) «одобрил идею сделать каменную постройку объектом показа и сказал: «Хорошая идея, давайте попробуем ее осуществить. Вопрос финансирования надо решать уже сейчас, чтобы не терять время», - отметил он и выразил уверенность, что если вопросы выделения средств на проектирование будет внесен на сессию областного Собрания, то эту идею поддержат и депутаты».
Всё. Конец новости.
То есть, дело, конечно, хорошее; то есть сама идея что-то музеефицировать и тратить деньги на памятники и их показ – прекрасная. Как говорится в таких случаях, «Господь ваши помыслы целует».
Вы что-то вдруг решили музеефицировать в нашем городе и у вас завалялись вдруг ненужные три миллиона рублей - это здорово. Но, честное слово - не здесь. Потому что это тот самый случай, когда все специалисты сошлись во мнении, что найденный объект – это хорошо сохранившийся, но такой вполне себе рядовой подвал начала XVIII века, и подобных известно довольно много. На ул. Воеводы Шуйского напротив Гребной базы несколько лет назад нашли подобный подвал. Возле Речного порта и вовсе обнаружено подземелье из нескольких комнат; их, кажется, будут приспосабливать каким-то образом и включать в состав нового здания, как-то их будут использовать. В общем, есть, что посмотреть, есть подобные объекты.
Нет, если б мы жили в каком-то таком месте, откуда к нам приехала, например Наталья Трунова (была такая председательница комитета по туризму) - то есть из унылого заполярного советского города, где вообще ничего нет, где только огромный карьер и пятиэтажки, и вот там хоть что-нибудь историческое нашли вдруг… Конечно, там бы надо было всё это срочно музеефицировать и тратить на это сумасшедшие деньги.
Но у нас-то старинный, настоящий город, ребята!
А если что-то вы решили музеефицировать и есть на это деньги, то вот есть, например, Романиха, Романова горка. Это самый центр, между Советской (Великолуцкой) и Некрасова (Губернаторской), целый район, где рядом компактно стоящие дома XVII века, шедевры, национального значения памятники, которые годами просто гниют и вдребезги разрушаются, без кровли стоят, горят и замерзают.
И это всё в центре, рядом с музеем и городской администрацией. И начальство, и туристы там рядом.
По Леона Поземского туристы толпами не ходят, а у Романовой горки рядом музей - давайте туда обратим музеефицирующий интерес.
Потом ведь такое дело, понимаете… если что-то у нас делают «объектом показа»... Как вы это себе представляете? Вот археологи нашли этот подвал, вот его решили оставить, не засыпать грунтом, законсервировать кладку, даже огородить заборчиком, даже какую-то кровлю соорудить. Но что там будет? Нужно же, чтобы там какая-то жизнь была, чтобы там был присмотр и активность.
Вот вся огромная Псковская крепость, километры стен, десятки башен, которые ещё в советские времена весьма качественно реконструировались и реставрировались в течение нескольких десятилетий – и после окончания работы оказались брошены и оставлены. И посмотрите, что делается. Заваленные мусором пустые башни, загаженные камеры подошвенного боя, сгнившие кровли крытых тёсом боевых ходов. Они же стояли и стоят пустые, гниют, разрушаются, превращены в отхожие места.
Правило тут такое: как только ты что-то реставрировал - сразу нужно заполнять это жизнью, с программой использования и охраной. Потому что иначе «музеефицированный объект» неизбежно становится отхожим местом, особенно если это ещё ниже уровня земли – укрыто от нескромных взглядов и плохо проветривается. Ну вот представьте: если в этом месте на улице Леона Поземского оставят открытое для входа подземелье – это классно, конечно: вход в какой-то непонятный подвал начала XVIII века. Допустим. Но если там не будет постоянно сидеть какой-нибудь человек, который будет этот подвал охранять и присматривать за ним (а тогда нужно предусмотреть и отопление, и кассу, и, простите, туалет), то что это будет? Отхожее место, и очень скоро.
Ещё раз говорю: сам подход, сам помысел – прекрасный: «что-то нашли - давайте-ка мы это будем музеефицировать и показывать». И даже вроде есть вот именно сейчас на это три миллиона рублей. Но и еще раз: давайте, но не здесь. Потому что есть места, которые куда в большей степени взывают к небесам, справедливости и общественности о том, что их надо спасать - и немедленно! При этом они имеют гораздо большую ценность с исторической, культурной и архитектурно-художественной точки зрения.
Я говорил о Романихе, можно вспомнить Дом Печенко. И ещё припомнился один интересный объект, подворье Снетогорского монастыря.
Сейчас о нем что-то позабыли, - а давайте-ка я напомню.
В 2003 году журналистка Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) (которая сейчас, к сожалению, находится под судом, и внимание к которой необходимо, видимо, привлекать - вот привлекаю таким образом, #ямыпрокопьева). Светлану судят за статью, которая сделалась объектом внимания Следственного комитета и Прокуратуры; они нашли в ее статье признаки оправдания терроризма. Дай Бог, чтобы всё это как-то закончилось без очень уж сурового наказания талантливой журналистки.
А вот ранее, в 2003 году Светлана специализировалась на других темах; в частности - на культуре, у нее в этой области журналистики была по-настоящему блестящая серия статей и интервью. И некоторые из них - в соавторстве с Софией Давыдовой (это дочь выдающегося иконописца священника Андрея Давыдова) как раз по поводу сохранения культурного наследия.
В том числе - важнейший сюжет 2003 года.
Тогда во Пскове, на Старом Запсковье строители вели водовод (не путать с водопроводом) – магистральную линию водоснабжения. И на пересечении улиц Герцена и Волкова археологи, которые сопровождали прокладку траншеи под эту трубу, предсказуемо обнаружили остатки средневекового подворья Снетогорского монастыря. Когда-то там была громадная, величественная церковь, по предположению профессора Анатолия Николаевича Кирпичникова - первая шатровая церковь на Руси, храм святого Евфимия Великого, который был возведен в XVI веке, а прекратил свое существование в первой половине XIX века, его разобрали по причине «ветхости и безобразия» как многие другие древние псковские церкви. Но, как оказалось, прямо под дерном отлично сохранился его первый этаж. Это было удивительное открытие: огромный, прекрасно сохранившийся объект - подклети этого храма. Просто бери да музеефицируй.
Разумеется, ничего музеефицировать и реставрировать не стали – у тогдашнего культурного начальства был на такие случаи один ответ «нет денег». Но этого мало - с разрешения и при активном участии тогдашнего председателя комитета по культуре Александра Ивановича Голышева открытую археологами церковь не просто похоронили: в рамках согласованных им строительных работ памятнику был нанесен серьёзный ущерб: в этих древних XVI века подлинных стенах проделали громадные, больше полуметра диаметром, отверстия - чтобы провести этот водовод прямо через древний храм. Хотя можно было его обойти или пройти под ним – были соответствующие технические решения, которые предлагали и исполнители этих работы, и археологи с реставраторами.
Но, чтобы избавить исполнителя работ от лишних затрат, были проделаны дыры в стенах XVI века. По этому поводу был очередной огромный скандал, связанный с уничтожением культурного наследия во Пскове (почти одновременно с этим разворачивалась эпопея со строительством домов «золотой набережной» без должных археологических исследований и история с согласованием устройства центрального отопления в Троицком соборе). Было открыто уголовное дело по факту нарушения законодательства о памятниках, а чуть ли не все крупнейшие деятели культуры, связанные с Псковом, совершенно однозначно высказались по этому поводу - и Савва Ямщиков, и Галина Меланичева, и Инга Константиновна Лабутина, и Кирпичников, и Владимир Сарабьянов, и Алексей Ильич Комеч – словом, все крупнейшие искусствоведы, историки, археологи, реставраторы, которые Псков знают, Псков любят и следят за ним, конечно, тогда были в ужасе и специально приезжали, чтобы прокомментировать эту ситуацию, дать ей оценку, чтобы никогда это не повторилось.
Дело прошлое, истории этой уже 18 лет, многие из ее участников уже на том свете, или на высоких постах, или под судом и вспомнить ее меня заставили идеи музеефикации вот этого безвестного подвала начала XVIII века.
Еще раз: уважаемые начальники, председатели комитетов и спикеры парламентов! Если вдруг у вас завалялись 3 миллиона на проект музеефикации, если есть понимание, что памятники во Пскове нужно изучать и показывать - ну так вот для этого прекраснейший объект. Вот он прямо под дерном, он хотя и изуродован и испорчен этими полуметровыми дырами, которые проделаны в подлинной кладке XVI века, но в целом он, конечно, превосходно сохранился и ждёт своего часа. И если что-то хочется срочно музеефицировать для туристов - то вот, пожалуйста. Это рядом с памятником ЮНЕСКО, с другими объектами туристического показа, рядом отличная гостиница: вот что можно было бы и стоило бы показывать – шедевр, а не вот этот безвестный подвал.
Хотя, повторюсь, сам помысел, конечно прекрасный. Видно, что на председательских постах теперь есть и неравнодушные чиновники, которые даже следят за археологическими открытиями - дай Бог им здоровья и желания слушать - не меня, нет, - а профессионалов, которые в один голос сейчас сказали: «музеефицируй не здесь, а, если нужно показать, где - то вот здесь, здесь и здесь: Романова горка, Окольный город, есть скрытые под землей, обнаруженные во время археологических раскопок остатки средневековых башен, есть редуты Петровского времени, есть множество объектов, гораздо более интересных, причём объекты, увязанные с туристическими маршрутами, аттрактивные, прекрасно сохранившиеся». И я, конечно, свой звучащий по радио слабый голос к этому хору присоединяю.
Вдруг, действительно, если к нам прислушиваются на Самом Верху и санитары нас не зафиксируют, то вот это можно будет всё ещё исправить, изменить, повернуть в нужное русло.
Ну и на прощание, перед тем, как я пожелаю вам здоровья, здравомыслия, бодрости духа и легкости тела, хочу поздравить с днем рождения замечательного деятеля псковской и отечественной культуры, моего учителя и доброго друга Николая Григорьевича Розова, которому недавно исполнилось 76 лет.
Николай Григорьевич долгие годы, на протяжении нескольких десятилетий, работая, например, в комитете по охране природы, исследовал псковские усадьбы. Как географ и биолог (это его базовое образование) он блестяще квалифицированно и в высшей степени профессионально описывал их садово-парковые комплексы; как историк (он является историком-любителем) он собирал и публиковал разрозненные и порой противоречивые исторические сведения об этих усадьбах и их обитателях.
Сейчас это уже почти общее место: все интересуются старинными дворянскими псковскими усадьбами, все вроде как понимают их ценность, телепередачи приезжают снимать. А когда-то Николай Григорьевич стоял у истоков этой огромной работы, он был пионером в деле такого широкого, масштабного исследования псковских усадеб. И его двухтомник, который он издал в 2011 году (и, никому не известный, получил за это, между прочим, Национальную премию в области культуры) - это книга, без которой не может обойтись ныне ни один исследователь.
Исключительно добрый, мудрый, скромный, трудолюбивый и – как бы сказать точнее? - полезный русский человек. Ныне ему исполнилось 76 лет, он полон сил, сажает деревья, пишет книги, творит добрые дела.
Низкий Вам поклон, уважаемый Николай Григорьевич, здоровья и многая лета! Спасибо Вам за Ваш труд!
На «Эхе» во Пскове был Юрий Стрекаловский и его «Культурная Контрреволюция».
Всем добра и счастья.
Пока!