«Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM) представляет авторскую программу Юрия Стрекаловского «Культурная контрреволюция». Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска программы.
Говорить о культуре всегда было делом, культуре противном.
Теодор Адорно.
Здравствуйте уважаемые слушатели Эха Москвы в Пскове Юрий Стрекаловский, «Культурная контрреволюция».
Ну что, новости такие: нас оставили дома еще на некоторое неопределенное время, все-таки, надеюсь, на неопределенное количество дней, а не на неопределенное количество недель. Вообще, это ожидаемо и теперь уже точно нет никакой надежды на то, что в обозримо близком будущем заработают музеи, библиотеки, кинотеатры - и так далее, и тому подобное.
И вот что я вам скажу: нечего по этому поводу даже и расстраиваться; нечего тут ныть.
Все это напоминает мне один несмешной анекдот про человека, который оказался на необитаемом острове и прожил там несколько лет. А остров был пустынный, безлюдный и малоплодородный. И вот человек этот жил там весьма скудно: ел какую-то слизь с глиной пополам, пил тухлую воду, а вместо подружки у него был портрет Ломоносова Михайло Васильевича. Но когда его спасли, когда все закончилось, человек этот говорил: «А я привык - мне даже нравится».
Так что давайте по-честному: не будем делать вид, что мы очень уж скучаем без наших библиотек, театров и музеев. Когда-нибудь мы будем вспоминать это время и рассказывать, что вот де был и такой театрально-выставочный сезон, который начался было, да не продолжился. Уже совершенно понятно, что с учреждениями культуры и их, извините за выражение, «продукцией» мы встретимся в следующем сезоне.
Ну и аминь.
А почему я так об этом говорю спокойно и даже равнодушно? - А потому, что я очень хорошо представляю, чего мы все здесь стоим - и всякому готов об этом рассказать.
Потому что единственное по-настоящему ценное, единственное важное, что тут у нас на берегах рек Великой и Псковы есть - это все-таки не театры, библиотеки, музеи и филармонические концерты (хотя, разумеется, в них участвуют очень милые люди и учреждения эти, конечно же, и полезны, и симпатичны). Настоящее здесь лишь одно - это древние сокровища архитектуры. Великолепные памятники, рядом с которыми, посреди которых мы живем, и на которые, кстати, порой почти не обращаем внимания.
А на самом деле они, именно они здесь все и определяют, по большому счету.
И все нынешние деятели культуры: режиссеры и актеры, музыканты, литераторы и журналисты - все они чего-то стоят и представляют хоть какой-то интерес только оттого, что живут рядом с шедеврами, которых если бы не было, то и о нас особенно нечего было бы сказать, кроме, разве что: «не хуже, чем где-то еще». Я верю и знаю, что мы формируемся и впитываем нечто намного большее, чем мы есть, находясь, вырастая, живя и умирая рядом с шедеврами.
Есть много описаний и характеристик псковичей, в них воспеваются наши высокие доблести и бесчисленные добродетели. Одним из моих любимых и, мне кажется, наиболее адекватных и точных является известная сентенция Корнея Ивановича Чуковского - был некогда такой деятель культуры, широко известный благодаря роману «Тараканище» и поэмам «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр». Однако, Чуковскому человечество обязано не только авторством этих литературных произведений; кроме всего прочего он был еще тонким филологом, а также весьма деловитым и, как бы сейчас сказали, пробивным человеком. Участник художественной жизни начала века, он обладал самыми широкими знакомствами в художественном мире; Александр Блок едва ли не завидовал ему, его душевной организации и писал, что слышит в нем «надорванную струну» - это Блок-то!
Словом, интересным и непростым человеком был Корней Иванович.
Здесь во Пскове он бывал сразу после окончания Гражданской войны, пересиживая военный коммунизм в деревне, в имении князя Гагарина Холомки. Для колонии художников и писателей, которые в этом имении тогда обосновались, он добывал при помощи мандатов от Советской власти пропитание. Кстати пропитание это псковское ему не нравилось – Корней Иванович брезговали, и жаловались на то, что оно, хоть и бесплатное, но не достаточно питательное и вкусное.
Может, и излишне резко сказано, но в целом, полагаю, полезно нам - для смирения и для понимания того, кто мы тут, собственно, есть на нашей земле.
Я это все к чему, собственно говоря, напоминаю? К тому, что кому эпидемия, а кому - мать родная. Вот губернатор и президент не щадя сил и времени выражают озабоченность и всячески иначе борются за наше здоровье, - а кто-то в это время под покровом эпидемиологических мероприятий пытается творить темные дела.
Например, случилось недавно проходить мне берегом реки Псковы возле Гремячей башни. Знаете, наверное: там небольшой квартальчик нарядных коттеджей - собственно между Гремячей горой и пешеходным мостом ниже по течению. Коттеджи эти, слава Богу, не самые безобразные, хотя конечно, то, что они там когда-то еще в девяностые появились, в целом нехорошо, так как их появление – явная градостроительная ошибка и нарушение логики развития центра города.
А логика эта была заложена еще Юрием Павловичем Спегальским и заключается в том, что исторический центр Пскова опоясан кольцом парков и скверов, разбитых по поймам рек и вдоль крепостных стен. Больше 100 лет постепенно формируется эта цепочка скверов и парков, и сейчас фактически полностью уже сложилась. А в том месте, куда воткнули эти коттеджи, эта цепочка должна была бы продолжиться. К сожалению, здесь она разрывается, но, к счастью, не очень явно и грубо; ситуация несколько сглаживается еще и тем, что спроектированы и выстроены эти дома вполне прилично и качественно.
Но, видно, кому-то все еще покоя не дает желание там тоже как-то пристроиться.
Знаете, я не скандалист и очень не люблю «сигнализировать о нарушениях», тем более, в нашей стране и в городе хватает желающих это делать. Часто, когда происходит какое-нибудь подозрительное действие возле памятника, быстро находятся активисты, журналисты и прочие защитники старины и начинают писать в соцсетях и привлекать внимание широких народных масс, а также начальства.
Но теперь, видимо, все заняты борьбой с коронавирусом, так что придется мне.
Потому что увидел я новый здоровенный двухметровый бетонный забор возле самой Гремячей горы. Забор этот прилепился к линии оград – еще дальше от этих симпатичных коттеджей в сторону Гремячей башни. Выстроен он из крупных бетонных блоков, заглубленных в грунт, а изнутри коробка заполняется песком, так, что мне даже показалось, что это не забор, а здоровенный фундамент возводится. Но я не строитель - судить не берусь.
И обычно в таких случаях уже бурлят социальные сети и СМИ, в которых защитники старины и журналисты вопрошают: «Что же это такое?! Как это возможно?! Доколе?!» В этот раз ничего подобного. В соцсетях тихо. Поэтому, видимо, впервые об этом факте упомяну я в своей передаче. История темная, потому что на публичной кадастровой карте, которая вот сейчас передо мной открыта, на этом месте нет никакого сформированного участка, не обозначены никакие законные варианты его использования.
Разумеется, вся эта часть города - это зона исторического охраняемого ландшафта. Разумеется, все, что находится под землей, под дерном - это памятник федерального значения, культурный слой в границах старого Пскова. Археологов при строительстве этого объекта не было, их не привлекали, они ничего не наблюдали, не сопровождали, не работали там.
Тяжелая техника, которая катается к месту стройки, карабкается прямо по склону Гремячей горы: зеленая зона разъезжена колеями, разбита, испохаблена и изуродована.
Общество охраны памятников теперь ознакомлено с ситуацией, озабочено и пишет письма. Чем занимается комитет по охране памятников, честно говоря, не знаю. Раньше существовала вполне рабочая схема по взаимодействию общественников и органов охраны: первые, если что-то обнаруживали, писали официальное письмо об этом в адрес Комитета по охране памятников, а те принимали меры. Сейчас быть может, надеюсь, тоже нечто подобное будет происходить.
Ну и еще, конечно, письма отправятся в прокуратуру и местному депутату: это 13 округ города Пскова и там очень хороший депутат - главный врач Псковской городской поликлиники Галина Неваленная. Так что это мое выступление в эфире в средстве массовой информации также прошу считать обращением к депутату. Потому что кто-то туда лезет: «тихой сапой», но довольно нахально, пока все болеют.
И если вы думаете, что так не бывает, что нельзя просто взять и построить что-нибудь незаконное и уродливое прямо возле охраняемого памятника, то вы, к сожалению, ошибаетесь – бывает. Вот построили же отвратительный и огромный дом возле моста Александра Невского. Дом, который безвозвратно испортил виды на бывший Середкин монастырь и на Снятную гору. Нахально начали строить и построили. А теперь этот «замок» возведен и, боюсь, ничего уж не поделаешь.
Там должен быть парк, зеленая зона, которая, повторюсь, исторически и градостроительно там совершенно уместна, законодательно зафиксирована и, к счастью, постепенно успешно формируется: сейчас заканчиваются работы по созданию парка чуть ниже по течению, и фактически дело остается лишь за этим фрагментом возле Гремячьей горы.
Гремячья гора и ее окрестности это, несомненно, один из наиболее живописных и прекрасных уголков старого Пскова, который остается в ожидании благоустройства, а оно когда-нибудь произойдет, если только это место до того не застроят какими-нибудь более или менее уродливыми сооружениями.
Кстати сказать, попытка что-то себе любимому построить на Гремячей горе далеко не первая. Полтора десятка лет назад такое уже было, тогда была скандальная история со строительством якобы небольшой гостиницы прямо на Гремячей горе.
Было это еще при губернаторе Евгении Михайлове, а строить, кажется, собиралось какое-то дочернее предприятие «Псковпищепрома» - любимой фирмы этого тогдашнего руководителя нашей области. Тогда это все удалось остановить, хотя и техника уже заехала на объект и началось рытье котлованов под фундаменты.
Все это безобразие удалось тогда остановить совместными усилиями Росохранкультуры, общественности, средств массовой информации. И политическая обстановка тогда сложилась исключительно удачно для нашего города, потому что губернатор, который этому всему потворствовал, неожиданно проиграл выборы и все остановилось. Гостиницу или, как говорили, замаскированный под гостиницу частный дом - с заборами, охраной, уничтожением деревьев и прекрасных видов – к счастью, не построили.
Но сейчас на публичной кадастровой карте я с изумлением вижу, что сформированный тогда участок, довольно большой, почти 4000 квадратных метров с предназначением для строительства ведомственной гостиницы на 12-15 номеров - он там по-прежнему существует! И ждет очередного деятеля, который что-то начнет там городить: себе на радость - всем на беду.
Я обнаружил, что этот участок из недоброй памяти начала 2000-х по-прежнему там притаился, только когда начал интересоваться нынешней ситуацией. И полагаю, что имеется огромная насущная необходимость в интересах общего блага, как можно скорее участок этот перемежевать и разрешение это аннулировать.
Кстати, неплохо бы вспомнить: кто же его выдал?
Потому что, разумеется, парк на Гремячей горе - это место, которое должно принадлежать всем. Все псковичи должны иметь возможность гулять там, наслаждаться красотами, дышать свежим воздухом, показывать все это своим детям - чтобы они выросли такими же прекрасными, как и мы.
Чтобы там не появлялись больше заборы, дома, собаки и, так сказать, бизнесмены. Это и неправильно, и безнравственно, и незаконно - что-то там этакое строить.
Вот на этом я с вами попрощаюсь, на сегодня у меня все.
А в следующий раз я расскажу вам чрезвычайно интересную и поучительную историю об эпидемии, которая случилась здесь у нас более трехсот лет назад; о часовне, которая была построена для спасения от этой эпидемии, о том, что с этой часовней происходило и происходит сейчас - какую роль в ее судьбе могут сыграть инвесторы… и оккультисты.
До свиданья, «Культурная контрреволюция» была в эфире «Эха Москвы в Пскове» и ее ведущий Юрий Николаевич Стрекаловский.
Пока.