Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «В фокусе» на тему состояния псковских дорог с наступлением весны. Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
В Псковскую область пришла весна. И если кто-то замечает это по пению птиц или по пробивающимся сквозь землю подснежникам, то автовладельцы ощущают наступление теплой поры по состоянию дорог. Практически каждый год ранней весной вместе со снегом в регионе тает асфальт на многих участках дорог. Пришедшая весна не стала исключением - жалоб и претензий о состоянии дорог в соцсетях хватает.
Общественность задается вопросом: почему так происходит, что весной асфальт сходит вместе со снегом? Причина в климатических условиях? Или в некачественных дорожных работах и материале? Может быть, дело в слабом контроле при строительстве и ремонте дорог? Узнаем сегодня в программе «В фокусе».
Какие именно дороги разрушились с приходом весны и почему, рассказал губернатор Псковской области Михаил Ведерников. По его словам, неблагоприятные погодные условия негативно влияют на состояние проезжей части. Этот фактор теперь учитывается при проведении ремонта, подрядчики выбирают более износостойкий материал.
«По оперативным данным, могу сказать, что никакой системной проблемы с объектами двух-, трех- и четырехлетней давности у нас нет. Теперь детально о новых объектах в Пскове. Под новыми я подразумеваю дороги до 4 лет. Это как раз срок гарантии на покрытие. Есть ряд адресов, где за несколько лет сформировались незначительные локальные повреждения. Это Рижский проспект, улица, Юбилейная от Рижского проспекта до моста 50-летия Октября, улицы Инженерная, 23 Июля, площадь Десантников, площадь Победы и круговое движение на пересечении Индустриальной и Инженерной. Недочеты на этих участках будут устранены по гарантии сразу в начале дорожного сезона. В этой части проблемы ожидаются только с улицей Льва Толстого. Это объект 2019 года, но рассчитывать на выполнение гарантийных обязательств, к сожалению, не приходится. Подрядчик находится в процедуре банкротства. Целый механизм решения подобных проблем у нас уже отработан, поэтому дорогу в порядок мы приведем. Если с новыми объектами все понятно, то старые дороги в этом году, действительно, массово разваливались. В нашем регионе с 2019 года стабильно растет число неблагоприятных погодных явлений. Вместе с этим растет и число переходов через ноль. Сейчас этот фактор мы учитываем и стараемся подбирать наиболее износостойкие материалы, но старые дороги таких перегрузок не выдержали, и вышло то, что вы видите сегодня на дорогах каждый день. Теперь что касается планов на текущий год (это помимо гарантийных работ). Уже заключены контракты на ремонт в текущем году следующих объектов: улицы Новгородской, 128-й Стрелковой Дивизии, Коммунальной (от Юбилейной до Балтийской), путепровода на Индустриальной и Ольгинского моста. Подрядчики приступят к ремонту сразу при наступлении благоприятных погодных условий. Еще на ряде объектов, которые сейчас находятся в неудовлетворительном состоянии, будет проведен ремонт картами. Это Вокзальная, Леона Поземского, Народная, Розы Люксембург, Западная. Все дороги, которые в настоящий момент находятся в неудовлетворительном состоянии, будут приводиться в порядок в рамках работ по содержанию».
Пострадали дороги со старым покрытием, у которых закончился гарантийный срок, утверждает заместитель председателя комитета по экономической политике, АПК, экологии и природопользованию Псковского областного Собрания депутатов, заместитель директора по производству ООО «СпецДор 60» Владимир Кузь. По его словам, также есть участки, по которым подрядчики уже планируют устранение недочетов согласно гарантийным обязательствам.
«Конечно, дороги после зимы в ужасном состоянии. Михаил Юрьевич об этом сказал как нельзя больше, дополнить, конечно, тяжело. В основном разрушились дороги, которые сделаны из старого типа асфальта, у которых гарантийный срок давно закончился. Дороги, которые на гарантии – да, там есть небольшие недочеты, но они будут устранены, я думаю, до середины апреля. По крайней мере, подрядчики все местные, планируют в ближайшее время выходить».
Весной страдают дороги, которые очень давно не ремонтировались, объясняет глава города Пскова Борис Елкин. Он рассказал, каким образом будет проводиться ремонт таких участков.
«Тяжело сравнивать, потому что мы понимаем, что, может быть, в том году было состояние лучше, но прошел год, и большинство дефектов и проблем, которые сейчас возникают на дорогах – возникают на улицах, которые очень давно не ремонтировались. Соответственно, учитывая это, конечно, их предельный износ с каждым годом растет, и, конечно, в этом году они стали хуже, чем были до этого. Но мы сейчас предпринимаем все усилия, что-то будем делать в рамках ремонтов, что-то мы планируем проторговать с переходом на последующие годы, но с реализацией в этом году, а какие-то объекты будем решать полноценным ямочным ремонтом, картами. Соответственно, сейчас апрель наступит, положительные температуры наступят, мы к этому всему и приступим».
Зима прошла благополучно, в пределах климатической нормы, рассказала начальник Псковского гидрометцентра Тала Нещадимова. Также она отметила, что переходов через ноль в этот сезон было гораздо меньше, чем в предыдущие годы.
«Зима была, зима состоялась, она достаточно благополучно прошла. У нас было два рекорда: в декабре мы превысили абсолютный максимум, 12 числа, а 10 марта – абсолютный минимум. Все, наверное, помнят эту холодную ночь, точнее, холодное утро. Если говорить в целом о зиме, то она прошла в пределах климатической нормы. Какие-то месяцы были повыше, какие-то - немножко пониже, но, мне кажется, все было комфортно и благоприятно. И количество дней с оттепелями этой зимой у нас гораздо меньше, чем в сезоны 2020-2021 и 2021-2022. Если говорить о порядке, то где-то 120 в сезоне 2020-2021 и всего лишь 65 в сезоне 2022-2023. То есть во всех отношениях эта зима была более спокойной».
Состояние дорог после зимы в этом году даже не самое худшее, считает активист движения «Убитые дороги Пскова» Николай Мельков. По его словам, разрушения с приходом весны возникают из-за нарушений во время ремонта и при неправильном обслуживании таких дорожных участков.
«Этот год, конечно, не сильно отличается от предыдущего. Были года еще хуже, когда у нас разваливались и Октябрьский, и Рижский, и Труда, там все сразу было, эта история была лет 5-6 назад, так что этот год – не хуже. Почему это происходит? Погода, это, знаете, как провести аналогию с пулей, что как будто пуля убила. И мы не ищем причину, почему пуля выстрелила. Те, кто говорит, что причина в переходах через ноль, говорят: "Пуля убила, и ладно". Переходы через ноль – это всего лишь катализатор, который выявляет эти проблемы. А эти проблемы, конечно, появляются изначально, при производстве работ есть нарушения, отклонения, а далее – при обслуживании самих дорог, которое не проходит должным образом, по нормативу. И мы имеем уже то, что имеем, потому что сначала плохо сделали или некачественно, а потом плохо смотрели за этим. Ну и, конечно, пытаемся найти какую-нибудь там погоду. Но давайте вспомним, в нормативных показателях есть число циклов (морозостойкости и прочее). Это число довольно большое. Потому физически такое число переходов дороги должны выдерживать, то есть проблема должна быть в совершенно других местах».
Тема дорог для Псковской области актуальна каждую весну. Работа по улучшению качества дорожного покрытия, безусловно, ведется, но поможет только комплексный подход: качественный ремонт и своевременная профилактика дефектов.
Губернатор региона призвал псковичей фотографировать места повреждений на дорогах, особенно на недавно отремонтированных участках и присылать в ответственный комитет или районную администрацию, чтобы власти могли оперативно решить проблему.
Анастасия Сливинская