Международное железнодорожное сообщество совместно с Комиссией Европейского Союза и Европейской экономической комиссией ООН в целях предупреждения аварийности на железнодорожных переездах объявило 7 мая 2013 года Международным днем безопасности на железнодорожных переездах. Его организуют железнодорожные администрации более чем 40 стран.
В этот день на сети железных дорог России проводятся специальные акции, направленные на привлечение внимания к проблеме безопасности на железнодорожных переездах. Основной мерой для повышения безопасности на переездах является разъяснительная работа среди водителей и пешеходов.
Железнодорожный переезд сегодня – это самый сложный участок дороги, где пересекается движение железнодорожного и автомобильного транспорта. Можно сказать, что это точка, где повышенная опасность, источниками которой являются и железнодорожный состав, и любой автомобиль, достигает своего максимума. Псковская Лента Новостей поговорила о положении дел на переездах Псковской области с заместителем начальника Октябрьской железной дороги по Санкт-Петербург Витебскому территориальному управлению Андреем Панковым.
- Андрей Николаевич, сколько охраняемых и неохраняемых переездов в Псковской области?
- В границах Псковской области Октябрьская дирекция инфраструктуры содержит 232 переезда. Тридцать из них оборудованы переездной сигнализацией, заградительными барьерами, за ситуацией там следит дежурный. Это так называемые охраняемые переезды. Еще 202 переезда оснащены автоматическими шлагбаумами, световой и звуковой сигнализацией. Это неохраняемые переезды и дежурного поста там нет.
Непосредственно в Пскове расположено 14 железнодорожных переездов, половина из них охраняемые. В Дновском и Невельском районах автомобильные дороги и железнодорожное полотно пересекаются по 25 раз. То есть, в этих районах находится наибольшее количество железнодорожных переездов.
- Планируется ли изменить соотношение охраняемых и неохраняемых переездов? Будут ли убирать охраняемые переезды?
- Речи о том, что охраняемые переезды будут сокращаться, категорически не ведется! Мало того, сегодня постоянно ведется работа по совершенствованию оборудования в местах повышенной опасности.
Например, на скоростном ходу Октябрьской железной дороги внедряются современные противотаранные устройства, исключающие выход автомобильного транспорта на железнодорожные пути. Это шлагбаум, конструкция которого обеспечивает работу в заданном режиме с учетом пропускной способности транспорта. Цикл открытия и закрытия около 40 секунд. Система управления смонтирована в здании поста дежурного по переезду. К посту управления подсоединен кнопочный пульт управления, расположенный на улице в непосредственной близости от устройства. Такое противотаранное устройство рассчитано на удар по барьеру в горизонтальной плоскости или на удар, направленный под углом 45 градусов снизу вверх. Оно способно сдержать груженый КАМАЗ, идущий со скоростью 40-50 км/час.
В то же время, перевод неохраняемых переездов в разряд охраняемых дежурными работниками в 2013 году не планируется. Там, где отсутствует пост дежурного сотрудника помимо необходимого оборудования – шлагбаума и сигнализации, сегодня большая доля ответственности возлагается на благоразумие автолюбителей.
Я повторю, железная дорога – это зона повышенной опасности. Управление автомобильным транспортным средством, особенно при пересечении железнодорожных переездов, требует не только концентрации внимания, но и высокой внутренней дисциплины водителя. Необъективная оценка ситуации, чрезмерная уверенность в надежности автомобиля или в собственном водительском мастерстве часто становятся непоправимой ошибкой в жизни людей. На железнодорожном переезде неоспоримым является тот факт, что минимальный тормозной путь железнодорожного состава равен 800 метрам. Ни одного дорожно-транспортного происшествия на переезде не может случиться по вине железнодорожного транспорта, потому что его дорога всегда главная.
- Сколько ДТП произошло на охраняемых и неохраняемых переездах в 2012 году?
- В 2012 году в пределах границ Октябрьской железной дороги произошло 26 дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, из них большинство, двадцать четыре, случилось на неохраняемых переездах, оборудованных автоматической переездной сигнализацией, два – на нерегулируемых переездах.
Самое прискорбное, что за цифрами статистики стоят реальные судьбы людей. Несмотря на экстренность мер, которые в этих ситуациях предпринимают машинисты локомотивов, избежать печальных последствий очень непросто. Только в Санкт-Петербург Витебском регионе ОЖД в 2012 году на переездах пострадало 10 человек, 6 из них было травмировано смертельно. Кстати, на регион пришлась половина всех дорожно-транспортных происшествий, которые произошли в 2012 году.
При всем этом, в 2012 году количество дорожно-транспортных происшествий на переездах полигона Октябрьской железной дороги удалось снизить на 28%. В 2011 году их было на десять больше. Большинство ДТП произошло на неохраняемых переездах, оборудованных исправно действующей переездной сигнализацией, и причиной всех их стало нарушение водителями правил переезда железнодорожных путей.
С начала 2013-го ДТП произошли на 8 переездах Октябрьской железной дороги. Три человека погибло.
- На переездах в Пскове установлены таблички, предупреждающие о видеонаблюдении. С какой целью ведется наблюдение и приносит ли оно пользу?
- По статистике, о которой я уже говорил, большее количество ДТП происходит на неохраняемых переездах. Видеонаблюдение предполагает присутствие третьего, контролирующего лица. Таким образом, видеонаблюдение на железнодорожных переездах ведется с целью повышения уровня водительской дисциплины при пересечении железнодорожных переездов. Главная цель пересечения железнодорожного переезда под прицелом видеокамер - снижение количества нарушений п.15 ПДД РФ, приводящих к созданию аварийных ситуаций на переездах.
Вообще, железнодорожники в этой части очень тесно сотрудничают с сотрудниками ГИБДД. Дежурные по переезду фиксируют допускаемые водителями транспортных средств нарушения правил дорожного движения. Результаты проверок и информация о нарушениях направляются для принятия мер в ГИБДД и автодорожные предприятия. На заседаниях комиссий по обеспечению безопасности движения всех уровней регулярно поднимается вопрос о качестве подготовки водителей в автошколах, выносились предложения по оборудованию подходов к железнодорожным переездам искусственными неровностями типа «лежачий полицейский».
Кроме того, с целью профилактики ДТП железнодорожники регулярно организуют совместные с ГИБДД рейды и проверки. Традиционно в конце весны на всем полигоне Октябрьской магистрали в течение месяца проводится профилактическое мероприятие «Внимание, переезд!». Как показал опыт, это реально работает.
В 2012 году, например, в ходе мероприятия направлено 825 писем в территориальные администрации и организации, обслуживающие автодороги, с требованиями по приведению подходов автодорог к железнодорожным переездам в соответствие нормам, выявлено 10 мест несанкционированного выезда автотранспорта на пути, закрыто 5 переездов, не отвечающих требованиям обеспечения безопасности для проезда автотранспорта. Также было проведено 211 рейдов с ГИБДД, в ходе которых выявлены 62 нарушителя ПДД, на 108 автопредприятиях прочитана профилактическая лекция, 203 локомотивные бригады проинструктированы о проследовании железнодорожных переездов с особой бдительностью.
- Какие действия должен предпринять машинист, если видит остановившийся на переезде автомобиль?
- В случае если машинист поезда при подъезде к железнодорожному переезду видит препятствие для движения поезда в виде автомобиля, остановившегося на переезде, согласно установленному регламенту действий, машинист должен применить экстренное торможение.
- В чьей компетенции ремонт полотна у переездов?
- Границы ответственности по содержанию и ремонту дорожного покрытия в районе железнодорожных переездов разделены следующим образом:
На охраняемых железнодорожных переездах:
- участок от шлагбаума до шлагбаума – в зоне ответственности ОАО «РЖД»;
- подходы к железнодорожному переезду – в зоне ответственности балансодержателя железной дороги, в нашем случае – Октябрьской дирекции инфраструктуры.
На неохраняемых железнодорожных переездах:
- участок на протяжении 10 м от крайнего рельса в обе стороны от переезда – в зоне ответственности ОАО «РЖД»;
- подходы к железнодорожному переезду - в зоне ответственности балансодержателя автомобильной дороги.
В 2012 году на Октябрьской железной дороге выполнен капитальный ремонт 51 железнодорожных переезда на общую сумму 32,688 млн. рублей. На 50 переездах дороги выполнены работы по укладке резиново-технического настила, 4 переезда оборудованы автоматической сигнализацией, проведены работы по установке 20 светофорных головок на светоизлучающих диодах и улучшению электроосвещения и электроснабжения переездов.
- Планируется ли ремонт дорожного полотна у переездов в Пскове по улицам Маргелова, Железнодорожной, Советской Армии (128 Стрелковой дивизии) и на участке автодороги М-20 Санкт-Петербург – Киев в районе населенного пункта Череха?
- Как правило, претензии автомобилистов замыкаются на качестве асфальтового покрытия переезда. Поэтому, ямочный ремонт ведется по мере необходимости и его можно назвать текущим. Вот сейчас, в конце апреля- начале мая специалисты службы пути дирекции инфраструктуры Октябрьской железной дороги поехали с осмотром по объектам, чтобы проверить, как эти объекты вышли из зимы. Там, где работы еще находятся на гарантии, устранять проблемы будут подрядчики.
Остальные участки будут ремонтироваться силами ответственных за ремонт – специалистами ОЖД или дирекцией инфраструктуры ОЖД. Кроме того, железнодорожники следят и за благоустройством и эстетическим состоянием прилегающей территории. Капитальный ремонт в 2013 году планируется провести на железнодорожном переезде в районе п. Череха (Псковкирпич).
- Какой объем средств ежегодно выделяется на ремонт дорожного полотна у переездов в Псковской области?
- Финансирование на ремонт железнодорожных переездов выделяется в целом на Октябрьскую дирекцию инфраструктуры, приоритетность ремонта определяется исходя из фактического состояния переезда и значимости автодороги.
- Кто занимается ремонтом – «Октябрьская железная дорога» или сторонние организации? Кто контролирует качество ремонтных работ?
- Капитальный ремонт железнодорожных переездов выполняется силами подрядной организации определяемой на конкурсной основе. Качество ремонтных работ контролируется региональными центрами безопасности и отделом экспертизы проектов и смет Октябрьской железной дороги. Гарантийный срок на качество выполненных работ составляет 1 год.
- Псковичи жалуются на автомобильные пробки на переезде по улице Советской Армии у железнодорожного моста в Пскове. Сколько раз в день используется переезд? В какое время суток обычно проходит движение железнодорожного транспорта через переезд? Как можно решить проблему пробок на улице Советской Армии? Что для этого нужно?
- На железнодорожном переезде по улице Советской Армии возле железнодорожного моста затрудненное движение автотранспорта через переезд связано с особенностями расположения станции (ст. Псков пассажирский и Псков). Решением проблемы может стать строительство автодорожного путепровода.
- Псковичи недовольны невозможностью парковки транспорта на Привокзальной площади Пскова (по решению администрации Пскова установлены запрещающие знаки для всех видов транспорта, кроме автобусов). Чтобы встретить приезжающих, приходится нарушать правила дорожного движения или парковаться в соседних с вокзалом дворах. Готова ли «Октябрьская железная дорога» принять участие в решении этой проблемы?
- За привокзальную территорию, как вы правильно отметили, отвечает не Октябрьская железная дорога, а администрация Псковской области. Земельный участок в рамках здания вокзала находится в ведении Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов.
Полоса отвода также ограничена. Парковка и проезжая часть к вокзалу находится в ведении администрации города Пскова. Регулировкой движения и устройством парковочных мест также занимается город.
В настоящее время ведутся переговоры с администрацией Псковской области о передаче привокзальной площади в ведение Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов. После передачи этой части земельного участка в ведение Северо-Западной РДЖВ работа по организации подъезда будет в её компетенции. Сейчас на все, что касается обустройства парковки для псковичей, в том числе обеспечения должного уровня безопасности, права у СЗ РДЖВ нет.
- Сколько сейчас стоит парковка на «железнодорожной» автостоянке у железнодорожного вокзала в Пскове? Насколько она востребована?
- В непосредственной близости от здания железнодорожного вокзала Псков автостоянки нет. Она расположена в 230 метрах от здания вокзала и, еще раз повторюсь, не находится в ведении СЗ РДЖВ. Въезд на стоянку осуществляется со стороны улицы Вокзальная, стоимость стоянки легкового автотранспорта – 80 рублей сутки, средняя наполняемость 40%
- Могут ли физические лица официально оформить пропуск для въезда на Привокзальную площадь в Пскове? Что для этого нужно, сколько стоит пропуск?
- Отвечу, ссылаясь на главный свод правил, регулирующий дорожное движение в нашей стране, а не только в городе Пскове и на его привокзальной площади. В соответствие с ПДД РФ действие запрещающего знака «Движение запрещено» 3.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства, на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов.
Действие знака 3.2 не распространяется на соответствующие транспортные средства, обслуживающие предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, обслуживающие (или принадлежащие) гражданам, проживающих (им) или работающих (им) в этой зоне, а также на автомобили организацией федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности кузова белую диагональную полосу на синем фоне. Пропусков, отменяющих действие знака 3.2 не существует.
- Какова позиция ОАО «РЖД» по строительству путепровода в Великих Луках? Готова ли ваша сторона участвовать в софинансировании проекта? В каком объеме?
- Я снова вынужден сослаться на букву закона, ведь все, что происходит в пределах границ железных дорог, все, на что опираются железнодорожные руководители при принятии решений, в том числе социального значения, все строго соответствует рамкам Федеральных законов Российской Федерации.
Итак, согласно статьям 11-13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность, в том числе строительство автодорожных путепроводов, относится к компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления в зависимости от категории автомобильной дороги.
Таким образом, строительство автодорожных путепроводов является для ОАО «РЖД» непрофильным видом деятельности. Сооружение их за счет собственных средств компании влечет за собой не только значительные убытки, но и создает существенные трудности при передаче построенных объектов на балансы соответствующих профильных организаций.
В соответствии с разъяснениями Минтранса России строительство автодорожных путепроводов должно осуществляться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, которые могут обратиться в федеральные органы исполнительной власти за получением государственных субсидий на эти цели.
Другими словами, строительство и содержание автодорожных путепроводов не относится к сфере ответственности ОАО «РЖД» как субъекта транспортной инфраструктуры и не может быть осуществлено за счет средств компании. Участие ОАО «РЖД» в проекте строительства путепровода возможно только в форме выполнения работ по выносу железнодорожных коммуникаций из зоны строительства.
- Спасибо, Андрей Николаевич, за беседу, возможно, вы хотели бы обратиться непосредственно к нашим читателям?
Да, конечно, пользуясь случаем, я хочу напомнить читателям портала «Псковская Лента Новостей», очень простые, но поистине бесценные правила пересечения железнодорожных путей, выполнение которых позволит сохранить в безопасности жизнь и здоровье автолюбителям и их пассажирам:
1. Не принимайте решения о проследовании через переезд при начале подачи переездными светофорами красных сигналов или перед приближающимся поездом. Имейте ввиду, что поезд внезапно остановить невозможно, даже при экстренном торможении, его тормозной путь составит 800-1000 метров.
2. При подходе транспортного средства к переезду и при следовании по нему не отвлекайтесь на разговоры с пассажирами.
3. При следовании по переезду соблюдайте дистанцию, исключающую остановку Вашего транспортного средства на настиле переезда при внезапной остановке или резком снижении скорости впереди идущим транспортным средством в границах переезда.
4. При появлении на переездных светофорах показаний красных сигналов, но еще открытых шлагбаумах, не въезжайте на переезд. Вы попадаете в «ловушку» - при нахождении транспортного средства на настиле переезда шлагбаумы будут закрыты.
5. Некоторые переезды дополнительно к шлагбаумам оборудованы устройством заграждения от несанкционированного въезда на переезд транспортных средств. Попытка их «преодолеть» заканчивается повреждениями Вашего автомобиля.
Ответы на вопросы «Псковской Ленты Новостей» подготовлены пресс-службой Октябрьской железной дороги.