10 февраля гостем программы «Эхономика» на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 ФМ) стал исполнительный директор ЗАО «Псков-Лада» Виталий Кудрявцев. В беседе с ведущим программы Андреем Федоровым он рассказал, как кризис влияет на спрос и потребление в сфере автобизнеса и какие автомобили выбирают псковичи.
Андрей Федоров: Продажи новых легковых автомобилей в России в январе сократились на 24,5% по сравнению с началом 2014 года, сообщает «РИА Новости». Особенность нынешней ситуации заключается в том, что запасы автомобилей производства 2014 года по низкой цене почти распроданы и намного раньше, чем обычно. В то же самое время, следуя колебаниям курса, цены на автомобили производства нового года увеличились больше, чем обычно. Но между тем, январская десятка лидеров продаж в России состоит исключительно из автомобилей отечественного производства. Как кризис влияет на спрос и потребление в сфере автобизнеса и какие автомобили выбирают псковичи? Об этом сегодня в нашем эфире. Сегодня в прямом эфире нашей студии в качестве эксперта и соведущего выступит Виталий Кудрявцев, исполнительный директор ЗАО «Псков-Лада». Начнем с итогов 2014 года. У нас декабрь и конец осени показал небывалый ажиотаж потребительского спроса на все товары, на бытовую технику, мебель. Буквально на всё. Народ бросился скупать перед Новым годом, уже традиционно, и ввиду того, что экономическая ситуация в стране достаточно непростая. В автобизнесе как-то сказалась эта ситуация?
Виталий Кудрявцев: С начала года обстановка на автомобильном рынке стала несколько напряженней. Дефицит автомобилей и повышение стоимости обусловили спад продаж. Этому способствовало и увеличение курса евро и доллара к рублю. С этим столкнулись все автопроизводители. В том числе и отечественные автогиганты, это - АвтоВАЗ. Поскольку весомая часть комплектующих производится иностранными партнерами, стоимость автомобилей повысилась в среднем на 9%. Некоторые модели автомобилей - на 5%, а некоторые - и более. По сравнению с иностранными брендами, которые повысили цены до 20%, ситуация достаточно сложная. Но АвтоВАЗ остается лидером и удерживает цены на автомобили в разумных пределах. К сожалению, кризис 2015 года затронул также и банковскую сферу. Тем самым увеличились процентные ставки на автомобили. Соответственно, все банки-партнеры стараются удержать ставки по кредитам, так же, как и автокредиты. И за счет субсидирования они удерживают ставки. И как показала обстановка, это очень продуктивная мера в данной ситуации.
Андрей Федоров: Сейчас автокредит примерно сколько стоит?
Виталий Кудрявцев: В данный момент процентные ставки уменьшаются по сравнению с тем, что было в декабре и в начале января. Сейчас минимальная ставка по автокредиту порядка 13 %.
Андрей Федоров: А есть какая-то разница в ставках на отечественные автомобили и на импортные?
Виталий Кудрявцев: Все зависит от стоимости автомобиля и владения.
Андрей Федоров: И от него начисляется процентная ставка?
Виталий Кудрявцев: Да, естественно.
Андрей Федоров: Я так понимаю, что в декабре вы показали хороший результат?
Виталий Кудрявцев: Да, в декабре достаточно хорошие результаты. Этому способствовала также и программа утилизации. Мы полноценно участвовали в ней.
Андрей Федоров: А насколько сейчас востребована программа утилизации?
Виталий Кудрявцев: На данный момент утилизация продлена. Ранее она была установлена до Нового года. Сейчас ее продлили до конца весны, до 31 марта. И надеемся, что ее продлят до конца года. Сейчас идут переговоры, поэтому ждем результата.
Андрей Федоров: Народ активно пользуется этим?
Виталий Кудрявцев: Да, народ активно пользуется и скидка по утилизации в размере 50 тысяч рублей, это достаточно весомая сумма для автомобиля в нашем сегменте.
Андрей Федоров: А та ситуация на авторынке, когда вводятся ограничения на импорт иномарок, высокие пошлины на «растаможку» и прочее, как это влияет на людей в процессе выбора автомобиля? Получается так, что эта политика действует достаточно эффективно в реальности. То есть, люди идут и приобретают отечественные автомобили?
Виталий Кудрявцев: Ограничение импорта - это одна из мер по увеличению продаж автомобилей российского производства, а также автомобилей российской сборки. Эта мера показала себя очень продуктивной, поскольку пошлины на ввоз автомобилей из-за границы измеряются в евро или долларах, в зависимости от того, из какой страны производится ввоз. И на сегодняшний день с таким курсом валют импортирование машин обойдется в очень большие деньги. Импортеры официальных дилеров стараются сдержать уровень цен на допустимом максимуме, исходя из покупательских способностей россиян. Но это получается не всегда и не у всех. Поэтому одной из самых работающих мер по стимулированию продаж автомобилей в России остается программа утилизации. АвтоВАЗ сохранил ее до конца весны и сейчас идут переговоры о продлении программы до конца года. Скидка предоставляется очень большая и, в принципе, это очень хорошая мера в данной ситуации.
Андрей Федоров: Сейчас достаточно много информации о сокращении производства, которое базируется в России. В частности, с 11 февраля «Вольво», которое управляет производством автомобилей «Вольво» в России, приостанавливает производство грузовиков на предприятии в Калуге и сокращает часть персонала. Предполагается сократить порядка 30% из числа офисных сотрудников и работников производственных линий. То же самое я слышал про «Форд». Якобы, планируется сокращение. Вы, как дилер, явно общаетесь с производством, непосредственно с заводом. Как там обстоят дела?
Виталий Кудрявцев: На данный момент руководство, недавно смененное, делает реорганизации и настраивает более автоматизированные процессы. Также с альянсом «Рено-Ниссан», что повышает качество автомобилей. Все сотрудники проходят обучение и эта реорганизация, на мой взгляд, только плюсом сказывается на качестве автомобилей. По поводу сокращений. Также идут автоматизация, запускаются новые конвейерные линии, поэтому сильного сокращения не предвидится.
Андрей Федоров: То есть, все идет в штатном режиме?
Виталий Кудрявцев: Да, все в рамках.
Андрей Федоров: Давайте, Виталий, перейдём на псковский авторынок. Понятно, что у нас есть своя большая специфика, то есть регион пограничный, достаточно много иномарок как подержанных, так и новых. На этом фоне насколько популярны отечественные автомобили или отечественной сборки, какие модели?
Виталий Кудрявцев: Согласен с вами: псковский авторынок достаточно густо насыщен автомобилями б/у, подержанными. Если говорить о выборе нового автомобиля или бывшего в употреблении, ответ очевиден - это новый автомобиль. Многие люди очень тщательно выбирают бытовую технику в магазине и покупают ее новую непосредственно не с рук, а именно в магазине. Но те же самые люди могут купить автомобиль подержанный, с рук, у незнакомого человека. Поэтому моя точка зрения - лучше приобрести новый автомобиль у официального дилера. При этом потребитель оказывается защищен со всех сторон: от документов на автомобиль, ну, и качеством автомобиля. По поводу выбора российского или иностранного автомобиля. Да, здесь более сложная ситуация. Во-первых, стоимость автомобиля разная. Зачастую автомобиль «Лада» с полным комплектом опции будет стоить дешевле, чем базовая иномарка. Во-вторых, стоимость владения. Все импортные запчасти, с ростом курсов валют, дорожают. Поэтому стоимость владения, запасные части, расходные материалы, техническое обслуживание у «Лады» в разы ниже. В-третьих, автомобиль «Лада» не теряет в цене по сравнению со всеми остальными брендами, поскольку самая меньшая стоимость обслуживания и использования.
Андрей Федоров: Какие конкретные модели пользуются спросом?
Виталий Кудрявцев: Сейчас самым бюджетным и популярным остается автомобиль «Лада Гранта». Уже вышла «Лада Гранта лифтбек». На данный момент новый автомобиль «Лада Гранта седан» стоит 315 100 рублей, «Лада Гранта лифтбек» - 332 000 рублей. Это самые дешевые из новых автомобилей по всему авторынку. Самым популярным сейчас считается «Гранта лифтбек», на втором месте - «Гранта седан». Третье место занимает «Нива», которая остаётся народным автомобилем, пользуется спросом для загородных поездок. Также «Калина», «Ларгус» пользуются большим спросом.
Андрей Федоров: А «Лада Гранта лифтбек» чем от обычной отличается?
Виталий Кудрявцев: Там изменен кузов, более вместительный багажник и также произведены доработки по дизайну, по интерьеру, по внешнему виду. Автомобиль стал более динамичным, внешне выглядит лучше некоторых бюджетных иномарок. Поэтому это очень большое достижение.
Андрей Федоров: Из чего сегодня формируется стоимость автомобиля?
Виталий Кудрявцев: Сейчас цена автомобиля формируется из стоимости материалов, комплектующих изделий, узлов и агрегатов, стоимости сборки, из логистики, рекламы. На самом деле, часть повышения стоимости автомобилей зависит от узлов и агрегатов. В нашем сегменте представлены «Лада Гранта» с автоматической коробкой передач, а также «Лада Калина» с автоматической коробкой передач с «Ниссана». Некоторые комплектующие изделия, такие, как тормозная система фирмы «Бош» и по электрооборудованию достаточно много комплектующих иностранного производства.
Андрей Федоров: Насколько я знаю, коробку-автомат достаточно долго пытались внедрить, но теперь она, как я понимаю, уже довольно успешно используется на практике. Как она ведёт себя в работе, есть уже какой-то опыт?
Виталий Кудрявцев: На самом деле результат, по моему мнению, отличный. Обращений по ремонту практически нет, владельцы очень довольны, нет ни рывков, ни дерганий. Если на потребительском лексиконе: «Очень хорошо себя зарекомендовала и не ломается».
Андрей Федоров: Но она не так давно вышла в продажу?
Виталий Кудрявцев: Нет, достаточно давно, уже более года. И, так как мы даем гарантию на автомобиль, очень мало обращений. На коробку-автомат, так же как и на остальные агрегаты мы даём гарантию. До 2014 года гарантия была 50 000 километров или 36 месяцев. На данный момент увеличена по пробегу - 100 000 километров или 36 месяцев.
Андрей Федоров: А кроме коробки, какие новые элементы, к которым мы привыкли в иностранных машинах, появятся и в наших? Я где-то читал, что поставят навигаторы.
Виталий Кудрявцев: Навигаторы уже ставятся в «Ладе Калине», в «Ладе Приоре». Сейчас из тех опций, которые насыщены иномарками, это обогрев лобового стекла, то есть, зимний пакет - обогрев зеркал, сидений, климат-контроль, противотуманные фары и поворотники в зеркалах. Это уже идет в штатной комплектации. Окраска в цвет кузова зеркал, ручек, бамперов. Раньше более бюджетные модели выпускались без окраски, сейчас можно выбрать комплектацию с окраской.
Андрей Федоров: Насколько дороже будет такая комплектация с этими элементами от базовой?
Виталий Кудрявцев: От базовой цена будет отличаться ненамного. Можно выбрать один интерьер, но без окраски. Можно выбрать только окраску, но без каких-то дополнительных опций. Поэтому, в принципе, выбор у покупателей по комплектациям очень обширный и можно удовлетворить любые запросы потребителя.
Андрей Федоров: У народа, что более популярно: дорогая комплектация с современными опциями или больше берут базовые, «пустые» варианты?
Виталий Кудрявцев: Здесь зависит также от того, что человек хочет. Мы стараемся максимально подобрать, потому что большое количество наших клиентов, которые до этого приобретали автомобили «Лада» и у них заканчивается гарантийный срок владения, они сдают нам по программе trade-in и берут новые автомобили. И комплектацию человек уже сам выбирает. У него есть большой опыт, поскольку он сначала взял автомобиль в минимальной комплектации, а потом берет более лучший. И даже максимальной комплектации.
Андрей Федоров: Вы заговорили про trade-in. Параллельно с утилизацией существует еще программа взаимозачётов «трейд-ин». Поподробнее расскажите, пожалуйста.
Виталий Кудрявцев: Программа trade-in у нас также действует. Если у клиента есть автомобиль, мы его принимаем и оцениваем. Независимо от того, отечественный это автомобиль или иностранный, вне зависимости от пробега, от года выпуска мы его принимаем и денежные средства поступают в зачет нового автомобиля. Плюсом является то, что не надо продавать автомобиль, рискуя денежными операциями. Во-вторых, это время. Клиент может приехать, отдать свой автомобиль, мы оцениваем его по рыночной стоимости и берем в зачет. И предоставляем новый автомобиль.
Андрей Федоров: Насколько популярна эта система, сколько народа по системе trade-in работает?
Виталий Кудрявцев: Клиентов сейчас порядка 10-15-20 %. В разные месяцы по-разному, точной статистики нет.
Андрей Федоров: Для авторынка и для вашего бизнеса имеет место понятие сезонности торговли? Зимой, например, меньше покупают, весной - больше или летом?
Виталий Кудрявцев: На данный момент такого понятия, как «сезонность» в автобизнесе нет, тем более для такого бренда, как у нас. Тем более, у нас выходит много новинок. Сейчас выходят такие новинки, как «Лада Калина кросс», «Лада Ларгус кросс», новая «Нива», то есть, модернизированная «Урбан», «Лада Приора» не с автоматической, а с роботизированной коробкой передач. Также у нас сейчас появился тест-драйв «Лада Калина кросс». Можно приехать, попробовать. То же - для «Лады Приоры» с роботизированной коробкой. И сезонность здесь неприменима.
Андрей Федоров: То есть, новые модели появляются и люди за ними приходят. Меня, например, заинтересовала «Нива». Это «Черри-Нива» или «Нива» в более привычном варианте, который был у нас в советские годы? Или это уже какая-то новая «Нива»?
Виталий Кудрявцев: Нет, это «Нива» советских времен, кузов остается такой же, но очень много модернизаций прошло по интерьеру, по узловым агрегатам. То есть, модернизировали, также поставили опции, которые поддерживают евростандарт. Они сейчас выпускаются под классом токсичности Евро-4. На тормозной системе стоит АВS, гидроусилитель. Салон оснащён более комфортными материалами.
Андрей Федоров: С двигателем ничего не произошло, ресурс никак не изменился?
Виталий Кудрявцев: Ресурс не изменился, но прошли модернизации непосредственно по топливной системе, по тормозной так, чтобы держаться в рынке.
Андрей Федоров: И уже эти модели появились в продаже?
Виталий Кудрявцев: Да, на данный момент они имеются в продаже.
Андрей Федоров: А спрос на них есть?
Виталий Кудрявцев: Спрос на них очень большой. Люди очень ждут новинок и очень довольны, когда они появляются. На них спрос всегда есть.
Андрей Федоров: А разница в бюджете в базовой комплектации и какой-нибудь «навороченной» «Ниве»?
Виталий Кудрявцев: Большой разницы по комплектациям нет. Стоимость на них не повысилась и остаётся допустимой. То есть, «Ниву» 4х4 можно приобрести до 400 тысяч рублей.
Андрей Федоров: Вполне доступна для отечественного потребителя.
Виталий Кудрявцев: Хочу подчеркнуть, это полноценный «Джип», тот, который имеет полный привод. Привод - это не электромуфта, а полноценный внедорожник, тот, который можно эксплуатировать в любых дорожных условиях.
Андрей Федоров: Раз уж мы заговорили о конкретных машинах, о конкретных покупателях. Можно составить какой-то общий потрет людей, которые выбирают отечественные автомобили? Все-таки в последнее время достаточно серьезную популярность приобретают иномарки. Но, тем не менее, кто берет эти машины, что это за люди?
Виталий Кудрявцев: Возрастной контингент разный, так как на данный момент период утилизации дал о себе знать и люди, у которых стоят автомобили в нерабочем состоянии, пытаются их сдать и получить скидку. Старые автомобили стоят как у людей пожилого возраста, так же и у молодёжи, которые попробовали автомобили, будучи новичками. Попробовали, что-то не получилось и тоже сдают. Поэтому контингент приобретает автомобили очень разный.
Андрей Федоров: Может быть какие-то советы для покупателей. Вы, как эксперт в этой сфере, на что предложите обратить внимание в салоне при покупке нового автомобиля?
Виталий Кудрявцев: В первую очередь, определиться с комплектацией. Во-вторых, определиться с моделью. Модели бывают разные по исполнению кузова. Поэтому более молодой сегмент клиентов берет «седан», средний возраст берет «универсал». Поэтому здесь главное - определиться с опциями, выбрать минимальные, максимальные или средние опции. То есть, то, что непосредственно нравится или хочется.
Андрей Федоров: Вы работаете и с корпоративными клиентами, которые приобретают у вас автомобили для организаций и для бизнеса. Есть такие?
Виталий Кудрявцев: Да, сегодня мы сотрудничаем со многими организациями, которые берут автомобили «Лада» в качестве «рабочей лошадки». По Пскову видно, что много таксопарков с автомобилями «Лада». Люди в основном берут автомобили для эксплуатации и в жестких условиях, то есть качество автомашин достигло высокого уровня. Поэтому организации сейчас для какого-то бизнеса берут наши машины очень охотно.
Андрей Федоров: У нас совсем недавно были проблемы по получению полюсов ОСАГО по целому ряду причин. Независимо от причин, людям невозможно было оформить полюса. Вы со своей стороны эту ситуацию наблюдали. Как вы считаете, почему это произошло и на вашей работе это как-то сказалось?
Виталий Кудрявцев: На нашей работе это никак не сказалось. По поводу полюсов ОСАГО, как и КАСКО хотелось бы уточнить и привести пример. Полюс КАСКО при владении «Ладой» в месяц составляет поряка 1600 рублей. В свою очередь, автостоянки, которые берут за то, что автомобиль охраняется, порядка 2000-3000 рублей. Поэтому полюсы КАСКО я советую оформлять. Это страхует автомобили как от угона, так и при эксплуатации.
Андрей Федоров: Если все сложить, то получается порядка 20 000 рублей. Насколько востребовано такое страхование?
Виталий Кудрявцев: Более 50 % клиентов.
Андрей Федоров: Каждый второй, в принципе, берет. В начале передачи мы говорили о том, что в декабре прошлого года продали больше ожидаемого. Сейчас большие очереди, большие сроки ожидания автомобиля?
Виталий Кудрявцев: Сроки поставки автомобилей дилерам сегодня, действительно, увеличены. Дефицит автомобилей дает о себе знать. Но к весне, к началу апреля ситуация нормализуется и автомобили также будут в наличии. Сейчас предоставляем автомобили, которые клиенты заказывали ранее и пытаемся выдерживать все сроки.
Андрей Федоров: Очереди большие?
Виталий Кудрявцев: На данный момент времени спрос достаточно большой.
Андрей Федоров: Виталий, а что входит в сервисное обслуживание? Вы сказали, что есть гарантия на 36 месяцев или 50 000 километров пробега. В чем заключается ваше сервисное обслуживание, в чем плюсы, минусы, в чем возможны проблемы?
Виталий Кудрявцев: Сервисное обслуживание - это весомый аргумент в пользу приобретения нового автомобиля, так как при этом даётся гарантия завода-изготовителя. Сейчас гарантийные обязательства завода-изготовителя перед потребителем увеличены и составляют на автомобили переднеприводные - 36 месяцев или 100 000 километров пробега, на полноприводные - 24 месяца или 50 000 километров пробега. Последние - это автомобили «Нива». Очень весомая часть сервисного обслуживания и владения автомобиля «Лада» заключается в том, что ее сервисное обслуживание в разы ниже, чем на автомобилях иностранного производства. Также рекомендую проходить техническое обслуживание и воздержаться от ремонта в каких-то гаражах, потому что на все ремонты, которые мы производим, мы даем гарантию как на запасные части, так и на выполняемые работы.
Андрей Федоров: Сколько времени занимает гарантийный ремонт? Какие-то сроки, нормативы?
Виталий Кудрявцев: Гарантийный ремонт занимает время в зависимости от неисправности, так как в связи с выпуском новых моделей, завод стремится отследить все маленькие неисправности и срок ремонта минимизирует. В дальнейшем эти неисправности не возникают. Гарантийный ремонт может быть чуть дольше, чем обычный, но в данном случае все неисправности отправляются на завод и они принимаются к сведению при дальнейшем выпуске автомобилей.
Андрей Федоров: Если вернуться опять к объемам продаж. В «Российской газете» было написано, что с августа прошлого года в России действует новая программа подготовки водителей. Сейчас, чтобы выпускники автошкол получили право сдачи экзамена в ГИБДД, программа обучения и учебно-материальная база должны соответствовать установленным требованиям. В этом случае Госавтоинспекция выдает учебным заведениям положительное заключение, на основании которого они имеют право на получение лицензии на подготовку водителей. Я слышал, что сейчас резко пошло на спад количество автошкол, которые прошли это лицензирование. То есть, количество автошкол уменьшилось. Соответственно, уменьшается количество будущих водителей, ваших потенциальных покупателей. Как вы считаете, это как-то повлияет на автомобильный рынок, уменьшение людей, которые имеют водительские права или пройдет мимо?
Виталий Кудрявцев: Я думаю, на некоторую часть, может быть, и повлияет, но сильного спада по покупке автомобилей новичкам у нас не возникнет.
Андрей Федоров: Сейчас, в кризис, люди начнут больше экономить, считать свои деньги. Я про стоимость топлива. Сейчас у нас цена на нефть падает, а цена на топливо растет. Люди хотят сэкономить, меньше будут ездить. Как вы считаете, насколько это соответствует действительности? Или ездят, как и ездили? Не обращают пока внимания?
Виталий Кудрявцев: На самом деле, я думаю, каждый ездит по потребностям. Также люди стремятся экономить, потому что стоимость топлива у нас высокая. Поэтому стало заметно, что периодичность технических осмотров увеличилась в зависимости от пробега. Пробег упал и заметно, что люди стремятся экономить.
Андрей Федоров: А вы сами, Виталий, на какой автомашине ездите?
Виталий Кудрявцев: Российского производства.
Андрей Федоров: А если не секрет, какая модель?
Виталий Кудрявцев: «Лада Гранта».
Андрей Федоров: И обслуживаетесь, наверное, тоже у вас?
Виталий Кудрявцев: Естественно.
Андрей Федоров: И ваш отзыв из первых уст: что вам нравится, что не нравится в машине? Личные какие-то впечатления от себя.
Виталий Кудрявцев: Очень нравится. До этого был автомобиль иностранного производства. Скажу, что ничем не отличается, но стал комфортнее, динамичнее и внешне очень симпатичный автомобиль.
Андрей Федоров: Чего-то может быть хотелось доработать. Какие-то пожелания к производителям у вас непосредственно есть?
Виталий Кудрявцев: На самом деле к производителям были пожелания, но сейчас это все реализовано. По всем опциям, которые есть в автомобиле, он ничем не уступает импортным. Поэтому в принципе всё устраивает и это достаточно хороший автомобиль.
На ряду с производителями, сам дилер всегда работает над улучшением качества обслуживания. В 2014г. «Псков-Лада» поменяла руководящий состав. Мы стараемся быть более клиенториентируемой компанией. Вводим программы лояльности, собственные акции и скидки для клиентов. Мы не забываем нашу историю и стремимся быть лучше, учитывая пожелания и потребности клиентов. Все меняется и мы меняемся к лучшему. Надеемся наши клиенты будут рады сотрудничать с нами.
Андрей Федоров: Понятно. Желаем российскому автобизнесу и дальше развиваться. Я имею в виду ту сферу, которая занимается выпуском отечественных автомобилей. До свидания. Всего хорошего.
Аудиозапись: