АвтоМир / Голос / Интервью

Вся правда о псковских светофорах

31.03.2011 11:06|ПсковКомментариев: 23

Конкурсная система государственных и муниципальных закупок серьезно осложнила жизнь некоторым участникам экономических отношений. Порой даже государственным организациям приходится существовать в рыночных условиях, приспосабливаться к суровым законам. В подобной ситуации оказался  псковский филиал Государственного специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия (ГОССМЭП) МВД России, который на протяжении многих лет занимается светофорным хозяйством в Пскове и других городах области. Сегодня государственная организация вынуждена конкурировать с частными за право подрядных работ по обслуживанию транспортной инфраструктуры. «Псковская Лента Новостей» задала несколько вопросов на эту тему директору Псковского филиала ГОССМЭП Николаю Иванову.

- Николай Александрович, сколько светофоров сейчас обслуживает ваш филиал?

- Сейчас мы обслуживаем 64 светофорных объекта в Псковской области - три в Себеже, два в Порхове, один в Острове, два на объездной дороге и 56 в городе Пскове. Один объект, построенный возле воинской части в Черёхе, обслуживает другая федеральная организация. 40% светофоров светодиодные, остальные – ламповые. 20 светофоров уже дважды выработали свой срок, их необходимо менять, но почему-то на нас никогда не хватает денег. Самая ущербная и позорная улица сейчас – Октябрьский проспект. Светофоры Октябрьский – Некрасова, Октябрьский – Кузнецкая, Октябрьский – Гражданская, Октябрьский – Гагарина, работают с 1970-х годов, более 30 лет. Нормативный срок службы светофорного объекта – 12 лет. Дальше никто не может дать гарантии качественной работы.

- Каковы приоритеты в работе филиала?

– Оказывать качественные услуги в сфере обслуживания технических средств организации дорожного движения, сохранить людей, технику, объемы работ и выжить в современных условиях. Главное - сохранить специалистов. Многие считают: если мы государственное предприятие, то получаем деньги из бюджета. Но ни одной копейки филиал из бюджета не получил. В отличие от частных компаний, вся прибыль филиала перечисляется в федеральный бюджет. На развитие ничего не остаётся.

- Строительство и обслуживание светофоров сегодня проходит на конкурсной основе. Как это отражается на вашей работе?

- Испытываем трудности из-за конкурсной системы работы. Нет уверенности в завтрашнем дне. Сегодня мы работаем, наши услуги востребованы, а завтра нет. У нас есть все специалисты. Мы пытаемся бороться, ухватить какие-то контракты, но пока нам дают мелочевку.

Раньше мы были отдельной организацией «Псковгостранссигнал», потом оказались бесправным филиалом. Мы специализированная организация, но преимуществ никаких не имеем, хотя, как мне кажется, должны иметь.

Ряд филиалов распались, хотя были более мощные, чем наш, например Санкт-Петербургский. Карельский и Новгородский филиалы тоже погибли, на Северо-западе кроме нас никого не осталось. В этих городах теперь работают частные организации.

Часто идет скрытое или открытое требование «отката». В некоторых случаях цена на подрядные услуги доходит до 80%.

В чем суть современных аукционов? Создается большой аукцион, надо внести залог 5%. Маленькое предприятие не в состоянии внести 5%. Был аукцион на 375 миллионов рублей. 19 миллионов рублей надо внести залога. Как мы можем осилить такую сумму? Это значит, что малый бизнес от этого пирога отстранен. И так по всем аукционам. Объемы работ укрупняют, залоговая цена очень большая и предприятие не в силах его оплатить. Хотя мы хотим, можем участвовать и имеем специалистов.

Мы оказались единственной организацией, включенной в контракт по содержанию дорог. Даже ливневая канализация пошла отдельным лотом. Хотя участвовать отдельным лотом - тоже не подарок, можно и проиграть. Когда перепись населения проходила, проводился конкурс на изготовление табличек на дома.  Начальную цену опустили на 50%. Но как можно за 50% сделать качественную работу, кто бы мне объяснил? Это нереально.

Кроме аукционов... Выросли налоги. Единый социальный налог был 25%, стал 34%. Даже с этой стороны идет нажим на предприятие.

- Как часто псковские светофоры страдали в ДТП в 2010 году?

- Два раза. И еще был случай хулиганства. На перекрестке Некрасова – Октябрьский разбиты два пешеходных светофора. Но милиция посчитала, что уголовное дело возбуждать не будут из-за малого ущерба. Мы насчитали 17 тысяч рублей. Но они посчитали с амортизацией, что светофор старый. Но старые не восстановишь, а поставить новые стоит 17 тысяч рублей.

- На перекрестке Пушкина и Октябрьского проспекта убрали пешеходный переход. На ваш взгляд проблема осталась?

- Осталась. Надо строить светофорный объект, ничего больше не спасет. Переходишь дорогу под страхом, что на тебя наедут.

- Не много будет светофоров на одном участке?

- Светофоров много не будет, расстояние нормальное. Сейчас все регулируется в современных условиях. Народ привык и пробил тропинку, люди все равно будут ходить, где привыкли.

С другой стороны нельзя переходить дорогу перед автобусом. Человек из-за автобуса выходит, на него запросто наезжает машина. Не положено пешеходному переходу быть рядом с остановкой.

Я считаю, не нужен левый поворот с Октябрьского на улицу Пушкина. Левый поворот мгновенно тормозит все движение: одна полоса занята автобусами, вторая легковыми машинами. Остановится одна машина повернуть налево, за ней все встали.

- Вопрос от пользователей псковского автофорума. В темное время суток не видны стрелки на светофорах с дополнительной секцией.

- Сейчас разработан вариант - выделить такие светофоры специальным белым экраном. По ГОСТу экран должен отступать за край светофора на 120 миллиметров, полностью повторяя по всему периметру. Будет белая пленка с черной окантовкой на оцинкованном железе толщиной 0,8 миллиметра.

Вопрос рассматривался и согласован на комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Если не считать денежный вопрос, пока все нормально. У нас 56 дополнительных секций на светофорах.

- Как идет работа по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД)?

- С нашей стороны вопрос проработан, цена обозначена. К чему приводит экономия: мы попались на этом при ремонте улицы Юбилейной. Чтобы уменьшить цену, на Юбилейной улице поставили все транспортные светофоры – светодиодные, а пешеходные - ламповые. Что получилось? Перегорает одна лампочка и гаснет весь светофорный объект. Такой как Рижский – Юбилейная. На этом перекрестке 12 пешеходных ламповых светофоров.  Происходит аварийная ситуация. Вот к чему приводит экономия. Такое же положение у нас на улице Коммунальной от Юбилейной до Рокоссовского.

В Пскове построить светофорный объект стоит 850 тыс. рублей, в Новгороде 3,5 миллиона. Они работают уже с учетом АСУДД. У нас все старое. Рижский проспект старый, Октябрьский проспект еще старше, есть светофоры, построенные еще в 70-х годах.

Безопасность на дорогах в Пскове может быть значительно выше, но необходима конкретика в решениях. Можно взять одну улицу, проработать ее, досконально довести до ума. Больших затрат здесь не надо. Я бы начал с позорного перекрестка Октябрьский – Некрасова. Светофоры на окраинах города стоят новые, а в центре – старые.

Если городские власти доверят ГОССМЭП работы по созданию АСУДД, мы выполним недорого и качественно. ГОССМЭП занимается в других городах проектированием, строительством, внедрением. Мы опять упираемся в аукцион – выиграешь или не выиграешь. Выиграет проектирование организация из другого города, запроектирует и уедет. А мы – местные. Можем запроектировать, внедрить и отвечать здесь, на месте. Но этого нет и желания нет.

Больших затрат не надо, понемножку надо вкладывать в это дело. На словах никто не отказывается, но когда доходит до конкретики, что-то где-то не срабатывает. В программе «Безопасный город» изложена очередность строительства светофорных объектов. Пока мы еще готовы работать по этой программе. Но если пройдет еще года два наших мучений, получится как в Карелии, Санкт-Петербурге и Новгороде. 42 миллиона как на уборку снега нам не надо. 3 млн. рублей в год на строительство и переустройство светофоров достаточно.

- Где в 2011 году будут установлены ограждения на дорогах?

- Планируется много. Рижский проспект, Октябрьский проспект, Юбилейная. Рижский весь, Юбилейная от Рижского до Коммунальной. Дальше если на перекрестке с улицей Кузбасской дивизии сделают светофорный объект, значит дальше пойдет ограждение до моста по разделительной полосе. Еще будет ограждение на улице Текстильной при строительстве светофорного объекта для пешеходов.

- Как продвигается программа по замене ламповых светофоров на светодиодные?

- Никак. Только программа есть. На Октябрьском проспекте светофоры скоро не выдержат и начнут ломаться. У нас на перекрестке Народная - Рижский случилась такая ситуация. В сильные морозы столкнулись две машины. Все говорят, что оба ехали под зеленый сигнал, хотя по техническим характеристикам быть такого не может. Но произошел сбой по времени фазы. Теперь разбираемся.

- По каким светофорам готовы проектные решения?

- По перекрестку Коммунальная - Печорская проект выполнен, сейчас перерабатывается. Юбилейная – Кузбасской дивизии проект выполнен. По Вокзальной – Бастионной областная организация выполняет весь комплекс реконструкции привокзальной площади. Что они делают, непонятно. Думал, что нас привлекут при проектировании светофорных объектов, но - нет, тишина. Даже согласований никаких не было.

- На ваш взгляд, нужен светофор на перекрестке Вокзальная -128 Стрелковой дивизии?

- У нас везде практически нужны светофоры сейчас. Есть одна сложность, близко находится железнодорожный переезд. От переезда должна быть сплошная линия около 100 метров. Мы проверили, там все вписывается. Расстояние от переезда где-то около 120 метров.

- Какие участки вы считаете в Пскове проблемными?

- Везде! Серьезно. Неужели в городе никому не стыдно, что данный перекресток Октябрьский – Некрасова находится в таком состоянии?

- Как вы относитесь к предложению сделать дополнительную секцию на этом светофоре для поворота направо с улицы Некрасова от областной администрации?

- Можно без вреда разрешить правый поворот с улицы Некрасова в сторону Октябрьской площади, одновременно когда разрешено поворачивать с Октябрьского проспекта налево по дополнительной секции. Но нужно ставить современное оборудование. На существующем программном оборудовании выполнить эти работы невозможно. На данном перекрестке в свое время сбиты две пешеходные стойки, их необходимо восстанавливать. Повреждены кабельные линии. Контроллер стоит старый, допотопный УК2. Ему уже лет 30, наверное. Необходим новый, современный. Если переоборудовать весь светофорный объект и поставить дополнительные секции, можно будет ездить как угодно.

- Режим работы светофора вы согласовываете с ГИБДД и с администрацией. Кто может внести изменения в режим – управление городского хозяйства, ГАИ или вы?

- Вопрос интересный. Все запутались уже, кто это должен делать. Мы выигрываем аукцион на год. Нам на это дело «наплевать». Прожили год – ушли. Администрация города по последним законам должна заниматься организацией движения. В принципе она. Она нанимает нас, получается вроде бы мы.

Необходимо, чтобы организацией дорожного движения занималась ГИБДД. По последним законам ГИБДД ведет надзорные функции. В моем понятии организацией дорожного движения должна заниматься не администрация, а ГИБДД. А мы раньше были при ГИБДД. У нас была единая связка, теперь ее нет.

Если они - надзорная организация, зачем им принимать на себя ответственность с таким  движением? Режим работы светофоров подписываем мы, ГИБДД,  управление городского хозяйства и утверждает первый заместитель главы администрации Пскова.

Чтобы решить вопрос работы светофоров капитально, надо работать не по старинке, а более современным методом. Надо иметь компьютерную программу, она стоит денег. А если мы знаем, что мы год обслуживаем светофоры, а в следующем году можем не выиграть конкурс, зачем нам эта программа нужна?

- Самые горячие места в Пскове, где напрашивается светофор?

- У нас есть ГОСТ по проектированию светофорного объекта. Три условия: количество транспорта, пешеходного потока и ДТП. У нас первых два пункта зашкаливают везде. По стандарту для светофора необходимо количество транспорта 750 машин в час. У нас практически везде больше.

Самый больной перекресток Кузбасской дивизии – Юбилейная. С него и надо начинать. Второй больной вопрос - это Октябрьский проспект: надо переделывать все старые светофоры. Многие места требуют решения. Нехорошая аварийная ситуация образовалась на перекрестке улиц Розы Люксембург - Максима Горького, там запланировано строительство светофора. На перекрестке Коммунальная – Максима Горького тоже напрашивается.

Сейчас мы будем делать дополнительную секцию на перекрестке Рокоссовского – Рижский проспект в связи со строительством «Ленты». Такое решение уже принято. Чтобы с Рижского проспекта можно было поворачивать на Рокоссовского. По современному положению дел проехать налево невозможно. У нас такая же ситуация на Рижском – Юбилейной. Можно только под красный свет налево повернуть на Юбилейную. Я предложил комиссии по обеспечению безопасности сделать и этот перекресток заодно. Сказали: нет, пока не надо.

- Какие светофоры построят в 2011 году?

- На 2011 год принят только проект с планом Печорская – Коммунальная. Будет строиться пешеходный светофор на Текстильной у торгового комплекса «Магнит». Возможно ещё по программе «Безопасный город» на перекрестках Кузбасской дивизии –  Юбилейная, Бастионная –  Вокзальная, М. Горького – Р. Люксембург.

- Возможно ли поставить на светофорах кнопку для пешеходов?

- Возможно, но глупо при современном движении.  Кнопки нам поджигали, ломали и прочее. Сейчас в наше время, каждый подойдет и будет нажимать на кнопку, и каждый раз он будет включаться. Люди не понимают одного: все равно светофор работает по программе. Сигнал от кнопки срабатывает с задержкой и загорается не сразу. Разницы никакой - только эта кнопка, которая всем так нужна.

- Псковичи жалуются на круглосуточно работающий светофор у «Максимуса». Ночью торговый комплекс не работает, от автобусной остановки не ходят.

- Посмотрим. Он не должен работать круглосуточно. Должен выключаться с 19.00 и переходить в режим "желтого мигания". В рабочее время зеленая фаза для транспорта идет две минуты, пешеходам около 20 секунд. Пока замечаний не было. Мы каждый день получаем информацию от ГИБДД.

- На светофоре у «Шведской горки» три отдельных направления движения и два пешеходных перехода. Возможно ли разрешить движение сразу в двух направлениях?

- Можно подумать над этим вопросом.

P.S. цитаты от Николая Иванова.

«42 миллиона на уборку снега нашли моментально. Зато на замену ламп в светофорах денег нет. Программа есть, всеми подписана. Надо заменить лампочки 1 миллион 700 тысяч. Экономии даем сразу 900 тыс. рублей в год. Это по старой цене, сейчас электроэнергия подорожала, еще больше будет экономия. Бумаги все подписали. Подписали программу безопасный город, а дальше что?»

«Светофор на перекрестке Коммунальная – Народная придется снимать. За этот светофорный объект мы денег так и не получили. Орловский подрядчик с нами не рассчитался. Суд выиграли, ничего не решается. Судебные приставы говорят: они банкроты, нечего с них взять, все по нулям. Придется светофоры снимать. Ждем, когда нам дадут денег. Пройдет три года со дня установки – снимем».

Беседовал Денис Бахтин

опрос
Какой из железнодорожных переездов в Пскове и окрестностях находится в наихудшем состоянии?
В опросе приняло участие 1595 человек
ПЛН в телеграм