Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс считает эффективными подготовленные Минфином комплексные предложения по реформированию обязательного страхования ответственности автовладельцев (ОСАГО).
«Подобные изменения в закон об ОСАГО крайне актуальны», - сказал он агентству «Интерфакс-АФИ».
Вместе с тем И.Юргенс выразил опасения относительного того, что обсуждение обширного пакета таких предложений может потребовать значительного времени для прохождения инициативы в Госдуме.
«Есть ряд поправок в ОСАГО, в первую очередь связанных с переходом на выплаты в натуральной форме, которые необходимо принимать экстренно, - убежден глава РСА. - В противном случае нам не удастся противостоять волне страхового мошенничества в ОСАГО, остановить агрессию "автоюристов", выровнять ситуацию в регионах с продажами полисов, а самое главное - не удастся запустить систему обязательных электронных продаж полисов ОСАГО с 1 января 2017 года, как этого требует законодательство».
В этой связи автостраховщики намерены обратиться в Минфин и Банк России с просьбой «поддержать их предложение о выделении в составе общих изменений в ОСАГО экстренный пакет поправок».
«Поэтапная реформа в ОСАГО позволит законодателям сначала обсудить и принять "горящие" поправки, о необходимости которых говорил президент РФ, уже в осеннюю сессию. Затем можно будет продолжить работу над законопроектом в более спокойном режиме», - считает И.Юргенс.
Пока поправки о выплатах в натуральной форме (в виде ремонта автомобиля) в ОСАГО, как следует из текста законопроекта Минфина, направленного в Банк России, предполагают возможность выбора для потребителя между натуральной и денежной выплатой.
«Мы считаем, что переход от натуральной к денежной выплате у водителя должен оставаться, - согласился с разработчиками документа И.Юргенс. - Но это случится, если страховщик не выполнил ряд базовых условий по обеспечению выплаты в натуральной форме. Например, страховщик ОСАГО должен выдать направление на ремонт и предложить несколько сервисных автоцентров потребителю. Отдаленность СТОА не должна превышать 50 километров, должна быть обеспечена независимая экспертиза повреждений транспортного средства, водителю должны ремонтниками даваться гарантии качества (согласно законопроекту Минфина - не менее двух месяцев - прим. ИФ-АФИ). Важнейшим преимуществом перед денежной выплатой в данном случае для водителя оказывается тот факт, что натуральная выплата - более полная, она проводится без учета износа автомобиля. Денежная выплата рассчитывается по закону об ОСАГО с учетом износа деталей и узлов».
Как сообщалось ранее, Минфин, Банк России и РСА активно обсуждают обширный пакет изменений в ОСАГО, в том числе возможность введения полисов с расширенным страховым покрытием по выбору потребителей. Кроме того, разработчики предложили модернизировать подходы к установлению системы коэффициентов в ОСАГО. Эта новация может потребовать углубленных дискуссий на всех этапах обсуждения в Госдуме, поскольку коэффициенты влияют на формирование стоимости полисов. Ведомство предлагает ввести давно обсуждаемый повышающий коэффициент за доказанные систематические нарушения правил дорожного движения, скорректировать подходы к определению коэффициента «бонус-малус».
Одновременно в предлагаемых поправках Минфин намерен сохранить предельные значения уплачиваемых страховых премий в рамках ОСАГО: ведомство планирует ограничить максимальный размер страховой премии трехкратным значением базовой ставки страховых тарифов.
Также поправки Минфина уточняют санкции к страховщикам за нарушение обязательств по выплате возмещений. Они дают им больше свободы в определении подходов к расчету стоимости полиса ОСАГО в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта водителя.