АвтоМир / Автоблоги

«Лучшее время, чтобы пройти техосмотр»

26.01.2012 17:41|ПсковКомментариев: 29

…Когда я купил свою первую машину и, через какое-то время, поехал проходить техосмотр, то был ошарашен двумя новостями: во-первых, что не работал задний противотуманный фонарь (для начала я с удивлением узнал, что он в моем автомобиле есть), а во-вторых, что из-за этой мелочи талон ТО я получить не могу - придется приезжать еще раз... Дальше были судорожные метания по городу в поисках подходящей лампочки и книги по конструкции моего автомобиля из серии «для чайников», а затем - непечатный возглас, когда обнаружилось, что в патроне фонаря просто «контакт подзаржавел». Старший товарищ с многолетним автомобильным опытом мою досаду по поводу всех этих первых водительских забот  смягчил простой шуткой: мол, ни один автомобиль в мире – даже с завода – не может пройти отечественный техосмотр, если его проводить по всем правилам и нормативам. И это была шутка, в которой, как говорится, «была доля шутки»…

И вот в прошлом году федеральные власти решили изменить процедуру в корне, сделав ТО лишь условием для получения полиса ОСАГО. Именно страховой полис, а не талон, теперь интересует инспекторов ГИБДД. Однако саму процедуру прохождения техосмотра никто не отменял. И вот сегодня в редакции газеты «Псковская правда» прошел круглый стол на тему «Новые правила прохождения ТО автотранспорта». Его участники - представители автомобилистов, страховщиков, чиновников и станций техосмотра - пытались разобраться, что же показалось за этим новым поворотом в законодательстве, как изменилась процедура…

Псковщина демпингует – у нас дешевле

Еще до начала круглого стола, пока ждали опаздывающих, представлявшая на встрече страховую отрасль директор филиала «Страховой группы МСК» Маргарита Черенкова в переброске словами с начальником областного УГИБДД Сергеем Логвиненко (буквально через час на сессии областного Собрания  депутатов окажется, что он вскоре лишиться этого поста) утрировала: «Теперь просто нет техосмотра, его просто нет - он упразднен!»

Тут пришло время начать «официальную часть», и первое слово дали представителю движения «Убитые дороги Пскова» Николаю Мелькову. Он рассказал, что активисты движения уже сделали «тестовую закупку», пройдя ТО в 2012 году. И удалось им это вполне просто и без особых хлопот в виде больших очередей (подробный отчет представлен на интернет-площадках движения). Впрочем, участники «круглого стола» тут же заметили, что это не показатель – дескать, и в 2011 году в январе очередей не было: тут работа поверяется в летние месяцы.

Затем выступил президент некоммерческого партнерства «Партнерство транспортного сервиса» Сергей Егоров, который поведал, что цены на прохождение ТО сейчас в Псковской области – минимальные на Северо-Западе: всего 360 рублей (то есть сам ТО в целом - с учетом отсутствия необходимости платить госпошлину – «подешевел» почти вдвое). Между тем, правительством была установлена планка максимально возможной цены для всех регионов почти в тысячу рублей.

Однако расслабляться не стоит: местную планку максимальной цены в 360 рублей областная администрация установила, чтобы поспеть ко времени вступления в действие нового закона, в предновогодней спешке 2011 года – тогда не проводилось серьезного экономического анализа, прозвучало на круглом столе. Глава областного госкомитета по транспорту и связи Игорь Сильченков заметил, что по предварительным оценкам «справедливой» рыночной ценой за эту услугу для нашего региона будет рублей 600. Вероятно, весной можно ожидать подорожания.

Между тем, участники обсуждения сразу же напомнили чиновнику, что теперь по закону платить нужно не один раз, как раньше – а за каждое посещение станции. То есть, выявили у тебя какой-то незначительный дефект – дадут время на устранение, но в следующий раз снова денег за диагностику попросят. Начальник пункта инструментального контроля «Учебного центра «Псков» Юрий Егоров тут же отметил, что это справедливо: время – деньги. Его коллега из «Авто-Лады» напомнил, что законом предусмотрено брать плату пропорционально объему проверки «устраненных дефектов», все равно можно предположить, что с большинства клиентов пункты ТО «соберут» больше, чем по 360 рублей. Тем паче, если рядом есть «аффилированный» автосервис, и на станции заинтересованы получить лишнего клиента. Это как в анекдоте про врачей, которые у «коммерческого» клиента найдут даже неизвестные науке заболевания – чтобы побольше денег взять.

Куда пойдут инспектора ГИБДД со станций техосмотра?

Две главных новации реформы, пояснил Сергей Егоров -  это исчезновение со станций техосмотра инспекторов ГИБДД и изменение порядка прохождения ТО. Так, раньше автовладелец при покупке машины сначала обращался в страховую компанию, покупал полис ОСАГО, и уже затем ехал на станцию ТО – теперь же он сначала получает ТО, затем уже идет в страховую за полисом, а потом уже регистрирует транспортное средство.

При этом есть проблема – какое-то время ему приходится ездить без полиса ОСАГО. Это, считает представлявшая на круглом столе страховщиков директор филиала «Страховой группы «МСК» Маргарита Черенкова, ущемляет права как раз потенциальных потерпевших в ДТП: ведь закон об ОСАГО и создавался для того, чтобы защитить права тех, в кого может врезаться «неплатежеспособный» горе-автомобилист.

Что касается исчезновения со станций инспекторов ГИБДД, то тут можно рассмотреть сразу несколько несомненных плюсов. Прежде всего, высвободившихся с 27 имеющихся в регионе пунктов ТО «гаишников» теперь направят на работу в другие отделы, где остро не хватает людей, чтобы справиться с очередями. Так, пока еще начальник областного УГИБДД Сергей Логвиненко пообещал, что их распределят в регистрационно-экзаменационный отдел (напомним, летом выпускникам псковских автошкол приходилось ждать экзамена в ГИБДД по полтора месяца из-за того, что там не хватало сотрудников) и в МРЭО (благодаря чему теперь МРЭО перейдет на работу в формате 12-часового рабочего дня без выходных).

Проблема, которая почти не проблема

В связи с новым процессом аккредитации станций ТО в Российском союзе автостраховщиков  возникла еще одна проблема – с бланками талонов техосмотра. Их может выпускать только «Госзнак». И если раньше талоны поступали в региональные управления ГИБДД, то теперь каждой станции предстоит сложная забюрократизированная процедура заключения договора на поставку талонов с «Госзнаком». Как все пойдет – неясно, а между тем бланков талонов в Псковской области может не хватить уже и на второй квартал 2012 года…

Но благодаря изменениям закона это теперь не беда! Инспектора ГИБДД больше не имеют права требовать на проверку талон ТО – только полис ОСАГО. А полис страховая компания правомочна выдать всего лишь при наличии диагностической карты и письменной справки со станции в свободной форме о том, что там нет бланков…

И все-таки проблема есть: например, при выезде за границу по-прежнему могут потребовать именно талон ТО, и если его нет – «справкой в свободной форме» не обойтись…

«Нарушитель», на которого никто не пожалуется

Центральной темой для обсуждения на круглом столе стала, казалось бы, частная ситуация – касающаяся работы лишь одной, пусть и входящей в список крупнейших в стране, страховой компании «Росгосстрах» и аффилированной с ней фирмы, занимающейся «якобы техосмотром».

Речь идет о ЗАО «Техосмотр», которая «впереди планеты всех», по словам г-на Логвиненко, заполучила все необходимые бланки новой формы и сейчас предоставляет услуги по прохождению техосмотра по всей стране. Вообще-то это общефедеральный скандал, потому что пресловутая фирма выдает талоны ТО только клиентам одной конкретной страховой компании, куда они приходят за полисом ОСАГО.

О том, чтобы проводить диагностику по совести, речи не идет: в Псковской области активисты «Убитых дорог Пскова» проверили услуги ЗАО «Техосмотр» - девушки из страховой компании готовы были выдать «клиенту» талон ТО, лишь взглянув из окна на первую попавшуюся тому на глаза машину…

Автомобилисты, конечно, рады – без хлопот получают бумажку. Участники рынка – наоборот: они уже обратились в прокуратуру и ФАС… Хотя тут нужно бы заявление «потерпевшего», которому всучили некачественную услугу – то есть, по сути, пожаловаться на ЗАО «Техосмотр» может клиент, у которого «не заметили» какой-то дефект и которому «незаконно» выдали талон… А это, как вы понимаете, из области фантастики…

Все в  этом мире имеет две стороны: как напомнила Маргарита Черенкова, в случае, если ДТП произойдет из-за технической неисправности автомобиля, то страховая компания, конечно, сначала компенсирует потерпевшему его убытки – но потом-то она вправе через суд потребовать со своего клиента возмещения уже своих затрат, коль они были понесены из-за нарушения уже им, клиентом, правил дорожного движения, гласящих, что автовладелец должен сам поддерживать свой автомобиль в рабочем состоянии… «Мы имеем на это право. И Росгосстрах – тоже! - имеет», - добавила представительница другой страховой компании.

Подводя итоги

 Когда пришло время подводить итоги обсуждения, участники «круглого стола» вынуждены были констатировать: для автомобилистов сейчас – лучшее время для прохождения ТО. И быстро, без очередей, и дешево, и даже есть возможность получить талон на неисправном автомобиле… А вот для участников рынка, наоборот, пока что настали не лучшие времена – и все из-за «коллег», которые решили половить рыбку в мутной воде. А общий итог – с таким техосмотром «ведер» на наших дорогах будет больше…

Сергей Светланов

опрос
Где вы паркуете свой автомобиль?
В опросе приняло участие 316 человек
ПЛН в телеграм