АвтоМир / Автоблоги

Столица лежачих полицейских (путем китайских пионеров)

11.03.2012 17:51|ПсковКомментариев: 55

Из года в год меняются условия движения транспорта на дорогах Пскова и области. Ставятся новые дорожные знаки, светофоры, вводятся новые ограничения. Псковская Лента Новостей проанализировала нововведения на дорогах Пскова и региона за 2011 год и первые два месяца 2012 года. 

На дорожную политику оказали влияние несколько факторов.

Первый фактор, самый влиятельный – Владимир Путин. Как мы уже отмечали в обзоре строительства дорог, майский приезд председателя правительства имел революционное значение для псковской дорожной отрасли. Российский политик №1 способствовал появлению сплошной линии разметки там, где она отродясь не водилась (Кузбасской дивизии, Западная от Кузбасской до Коммунальной).

Путинская разметка на Коммунальной

К визиту премьера подготовили образцово-показательные парковки (Юбилейная, 62; путинский двор на Кузбасской дивизии; перекресток Рижский проспект - Печорская).

Работа велась суетливо, отсюда мелкие недочеты. «Инвалидные» места на парковке у дома Юбилейная, 62 обозначили разметкой, а вот полагающиеся дорожные знаки в спешке позабыли.

Псковичам остается только сожалеть о редких визитах первых лиц страны. Других поводов для строительства бесплатных стоянок не предвидится.

Сплошная разметка на Западной

Второй фактор – дорожно-ремонтный. Капитальный ремонт улично-дорожной сети повлиял на условия движения по важным городским магистралям: Коммунальной, Вокзальной, Маргелова, Николая Васильева. Две последние – еще и своего рода городские въездные ворота. Коммунальную облагородили новой разметкой, светофорами, ограждениями и дорожными знаками. Наиболее позитивным результатом реконструкции улицы стала организация четырех полноценных полос движения. На Вокзальной оставили две полосы и нанесли двойную сплошную. До этого движение было фактически трехполосным. Водители понаглее передвигались посередине по своеобразной «реверсивной» полосе. Большим достижением стала организация тротуара на улице Николая Васильева.

Третий фактор – предложения граждан, организаций и органов власти. Вопросами дорожного движения в Пскове по закону занимаются органы местной власти. Большая часть инициатив исходит от ГИБДД и активных граждан. Довольно значимым «игроком» является ГППО «Псковпассажиравтотранс». Действует приоритет общественного транспорта над частным, поэтому многим инициативам автобусного парка идут навстречу.

Четвертый фактор – вызовы и угрозы. К таковым отнесем угрозу массовой гибели людей на дорогах и прочие резонансные ДТП. Реакция в таких ситуациях бывает разной: от установки лежачих полицейских (Коммунальная) до предложений о ликвидации переходов (Рижский проспект, у дома 67).

Пятый фактор (наименее значимый, но присутствующий) - политика наибольшего благоприятствования инвесторам и туристической отрасли. Для крупных экономических игроков включают «зеленый свет» по всем направлениям, что проявляется в дорожных мелочах. Самый заметный пример – специальная выделенная поворотная полоса на улице Леона Поземского для поворота на завод «ТАНН Невский». Вероятно, в ближайшем будущем можно ожидать чего-то подобного на федеральной автодороге Псков – Рига в районе технопарка «Моглино».

На реконструированных дорогах появились дорожные указатели с названиями соседних улиц. Особенно это актуально для улицы Николая Васильева и района Любятово. Теперь никто не запутается в многочисленных переулках Псковстроя и прочих однообразных улочках.

Нет системы

Бессистемная практика перекрытия городских улиц в праздники вызывала нарекания давно. Но только в 2011 году власти ухитрились вызвать настоящую бурю возмущения своими бестолковыми действиями. Без каких-либо предупреждений 16 апреля оказалась закрытой улица Юбилейная ради легкоатлетического пробега. Жертвами спортивного праздника стала добрая часть города, застрявшая в автомобильных пробках и на автобусных остановках под проливным дождем. Накануне Вербного воскресенья многие не смогли попасть на Орлецовское кладбище. Был полностью закрыт доступ транспорта на улицу Яна Райниса.

Только под сообщением Псковской Ленты Новостей «В Пскове «встало» Завеличье» читатели оставили 486 комментариев. «Надоели «дутые» празднества. В рабочие дни по рабочим делам не проехать, в воскресный никуда не пропихнуться... То кто-то бегает, то кто-то прыгает, то две недели блины в центре жрут... Дайте спокойно людям работать и отдыхать. Тот, кто подписывает распоряжения - должен отвечать за последствия и создаваемый бардак в городе», - наиболее полно и цензурно выразил общее мнение один из пользователей сайта.

Официальная реакция последовала сразу после выходных. Начальник УВД области Борис Говорун сообщил о захлестнувшем управление шквале обращений возмущенных людей. Глава администрации города Петр Слепченко пообещал ограничивать движение только во время проведения общегородских праздников, таких как Новый год, День Победы, День города. Ошибку учли при организации традиционного майского легкоатлетического пробега в честь дня Победы.

Возможно из-за апрельских событий, а, может, и по другим причинам, в Псковской области появился областной закон о порядке введения ограничений на региональных и местных дорогах. 22 февраля 2012 года законопроект принят Псковским областным Собранием депутатов. Примечательно, что разработанный областной администрацией документ состоит всего из двух статей. В первом перечисляются случаи, когда возможны временные ограничения или прекращения движения:

  • при проведении культурно - массовых мероприятий (военные парады, шествия, ярмарки и иные подобные мероприятия, проводимые по решению органов государственной власти области или органов местного самоуправления муниципальных образований области);
  • при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • при реализации мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения пропускной способности автомобильных дорог (вероятно, в переводе на русский язык это должно означать «на время ремонта»).

Вторая статья важно сообщает, что закон вступит в силу через 10 дней после  опубликования. Из текста можно понять, что псковичи не застрахованы от новых олимпиад шахматистов на магистральных улицах или праздничных шествий трубадуров в рабочее время. В новом областном законе явно пропустили обычное для «рамочных» законов правило, гласящее, что конкретный порядок введения ограничений устанавливается администрацией Псковской области.

Между тем, специальное постановление было одобрено на заседании администрации области еще 24 января. Весьма символично, что этот формально подзаконный документ появился на свет несколькими неделями раньше самого закона. Из постановления в частности, следует: пользователей дорог надо извещать о перекрытии не позднее, чем за три дня. Разумеется, никаких санкций за нарушение этого правила не предусмотрено. Хотя региональные законодатели вполне могли внести такую статью в областной закон «Об административных правонарушениях».

Барьеризация

Установка очередного «лежачего полицейского»

За последние месяцы в Пскове появилось множество новых искусственных дорожных неровностей (ИДН). Событие само по себе, в общем-то банальное. Кто будет возражать против «лежачего полицейского» у школы? С некоторой натяжкой можно согласиться с «лежачими полицейскими» на въездах в спальные кварталы.

Негодование вызывает массовая установка «лежачих полицейских» на основных улицах с интенсивным движением (Коммунальная, Ипподромная, Кузбасской дивизии, Льва Толстого). После Коммунальной псковские власти переступили важную психологическую черту. Раньше интенсивное движение общественного транспорта служило своеобразной охранной грамотой. Действовал четкий принцип: Есть движение автобусов, нет «лежачих полицейских». Теперь он отменен.

В прецеденте с Коммунальной явно нарушена сама логика организации дорожного движения. Пешеходного перехода нет, возвращать его не собираются, но неровности установлены. Представители городской администрации признают установку ИДН на Коммунальной нетривиальным решением. При этом репрессивная мера считается явлением как бы временным, до установки видеокамер. Как именно видеокамеры будут бороться с перебегающими улицу в неположенном месте пешеходами, не уточняется.

Словно почувствовав слабину, пешеходы забросали власти челобитными. Мол, достали эти водители, спасу нет. Не отстает и автобусный парк, добившийся установки ИДН при выезде с проспекта Энтузиастов на улицу Труда. Словом, «лежачие полицейские» получили необычайное распространение. Псков рискует прославиться как столица резиновых полицейских.  

Опрошенные Псковской Лентой Новостей эксперты считают ошибочной и неадекватной практику стихийной и беспорядочной установки «лежачих полицейских». «Чиновники просто пошли на поводу у активных граждан. В европейской практике лежачих полицейских используют для снижения скорости в жилых кварталах. Использовать их на основных улицах нецелесообразно. Для борьбы с нарушениями скоростного режима существуют другие эффективные способы – полицейский контроль и видеокамеры. Другое дело, что привитием культуры пропускать пешеходов правоохранительные органы должны заниматься регулярно, на систематической основе», - заявил один из экспертов.

«Лежачие полицейские, используемые как средство организации движения на перекрестках, это глупость, – считает другой эксперт. – Возьмем для примера перекресток улиц Кузбасской дивизии и Владимирской. Выезд с второстепенной дороги затруднен большим потоком на главном направлении. Искусственные неровности замедляют скорость движения и увеличивают затор. Достаточно было установить обыкновенный цивилизованный светофор, не надо ничего изобретать».

Отметим, асфальтовые ИДН в псковских условиях используются все реже. Все более широкое применение находят изделия заводского производства. По самым скромным подсчетам, 1 (один) погонный метр полицейского (вместе с работой по установке и всеми положенными дорожными знаками) обходится бюджету в сумму от 13 000 рублей. Три полицейских на Коммунальной (длина каждого 15 метров) стоили городской казне примерно 600 тыс. рублей.

Прорывной разрыв (разрывной прорыв)

Главным (и, кажется, единственным) прорывом года стало устройство долгожданного разрыва в разделительной полосе на Юбилейной напротив ТК «ПИК-60». Ничего оригинального, простую идею подсказала сама жизнь. Дорожникам осталось только заасфальтировать наезженную автомобилистами тропинку.

По последней информации, устройство полноценного перекрестка Юбилейная – Кузбасской дивизии со светофорами планируется на 2012 год. Общая стоимость строительства – 8,0 млн. рублей за счет программы «Безопасный город».

К большому сожалению, список волшебных добрых дел исчерпан разворотом на Юбилейной. Хотя подобные идеи буквально валяются под ногами. Мы уже писали об этом в одном из обзоров, но будет нелишним повторить еще раз: можно расширить улицу Толстого на светофоре у Речной, дабы не скакать по ямам в импровизированной правой полосе. Можно узаконить левый поворот из правой полосы улицы Горького на перекрестках с Рижским проспектом и Юбилейной. Приглядитесь, многие так давно делают, только нелегально.

Охота на зебр

Проделана заметная работа по ликвидации излишних пешеходных переходов на оживленных участках основных улиц. Охота на «зебр» начиналась с робких единичных выстрелов, теперь «стрельба» практически ведется очередью.

Исчезли пешеходные переходы на перекрестках Юбилейная – Мирная, Горького – Конная, Горького – Розы Люксембург, Горького – Малясова, Труда – Текстильная. Нескольких переходов лишилась улица Коммунальная после реконструкции. Некоторые трудности возникли с переходом-убийцей на площади Ленина (от здания ДКП к Кремлю). Добротная пластиковая разметка слишком прочно прилипла к псковскому асфальту. Дорожникам пришлось проявить изрядную фантазию в деле уничтожения переходов, вплоть до выжигания краски.  

Сложилась забавная традиция помечать наиболее опасные упраздненные переходы небольшими декоративными ограждениями. Комичные заборчики призваны служить средством психологического воздействия на пешеходов. Однако их существование не мешает пешеходам беззаботно порхать в любых направлениях, даже диагональных.

Стертый переход на улице Горького

В ближайшем будущем пешеходов ждут новые потрясения. В 2012 году должны исчезнуть нерегулируемые переходы на Юбилейной (в районе ул. Красноармейской, между ул. Доставалова и Рижским проспектом), на улице Розы Люксембург напротив школы №23, на Октябрьском проспекте (у пересечения с Вокзальной, на перекрестке с ул. Свердлова со стороны автобусной остановки). Городские власти увязывают ликвидацию этих переходов с установкой барьерных ограждений.

Необходимо отметить, что в городе также появляются новые пешеходные переходы. Свежий переход возник на перекрестке улиц Льва Толстого - Речная. В скором времени новые переходы будут устроены на улице Советской армии. Кроме того, активно устанавливаются знаки «пешеходный переход» на хорошо заметной в темноте алмазной пленке.

Приоритеты

Изменение дорожных условий время от времени отражается на знаках приоритета. Наиболее типичный пример это перекресток Индустриальная – Новаторов. После ввода в 2007 году первого участка Северного обхода Пскова, трафик на Индустриальной заметно вырос. Перекресток стал одним из мест концентрации ДТП. От читателя Псковской Ленты Новостей поступило предложение пересмотреть очередность проезда. Идею одобрили в администрации и ГИБДД. Индустриальная стала главной, Новаторов - второстепенной.

Также знаки приоритета появились на новых перекрестках, образовавшихся в результате жилищной застройки (Шестака – Доставалова, Народная – Кузбасской дивизии).

Светофоры

В 2011 году новые светофоры установлены на перекрестке Коммунальная – Печорская, у гипермаркета на Текстильной (последний работает в мигающем желтом режиме уже несколько недель). Во время реконструкции улицы Коммунальной ламповые светофоры поменяли на светодиоды. Все пешеходные переходы от «Нивы» до ул. Рокоссовского снабжены табло обратного отсчета. На сегодняшний день улица Коммунальная практически единственная в городе с полностью светодиодными светофорами.

Предпринят ряд мер по улучшению ситуации на существующих светофорных объектах. После ряда обращений в более продуктивную сторону изменился режим работы светофора у «Шведской горки» (перекресток Поземского – Ипподромная). На перекрестке Крестовское шоссе – переулок Зимний выделена специальная фаза для разворота, что сделало маневр более безопасным.

Рост интенсивности транспортных потоков заставляет использовать автоматическое регулирование движения в пригородах Пскова. Вслед за Черехой светофор появился еще в одном крупном населенном пункте Псковского района – деревне Неелово на федеральной автодороге А-212 Псков-Рига.

В феврале 2012 года в Пскове приступили к реконструкции 6 наиболее старых светофоров в центральной части города (новые светофоры сконцентрированы преимущественно на городских окраинах). Новый светофор на перекрестке Яна Фабрициуса – Гражданская удивил инновационным плоским видом и удобным табло обратного отсчета. Примечательно, что установленный контроллер позволил оптимизировать транспортные потоки и несколько изменить режим работы.

Похвально, что реконструкция светофоров ведется с прицелом на будущее внедрение автоматизированной систему управления дорожным движением (АСУДД). Администрация Пскова поставила задачу использовать контроллеры с возможностью подключения модемов. В будущем это позволит объединить светофорные объекты в единую систему управления и дистанционно управлять ими в зависимости от транспортного потока.

Ограничения скорости 

Среди всех скоростных ограничений на улицах Пскова больше всего внимания привлек занимательный, но совершенно бессмысленный знак «30 километров в час» на Ольгинском мосту. Контролировать скорость в ручном режиме на мосту практически невозможно, инспектору ДПС просто негде встать с радаром. Да и разгоняться незачем. Мешают заторы и естественные неровности на проезжей части.

Непонятным жестом осталось решение комиссии по безопасности дорожного движения ограничить скорость движения транспорта до 50 километров в час. Официальных документов по этому поводу нигде не опубликовано. Остается только предположить, что решение оставили на «проработку» или отложили на будущее.

На региональных и федеральных дорогах наблюдается обратная тенденция. Всевозможные запреты и ограничения снимаются или уточняются. Наиболее показателен пример участка федеральной трассы Санкт-Петербург – Киев М-20 в Пскове. Знак ограничения скорости «40» у школы №16 снабдили табличкой «по рабочим дням с 8.00 до 17.00». Что мешает сделать это в городе, непонятно. В Пскове ограничения действуют у школ круглосуточно, как будто детишки ходят в школу и по ночам.

Ляпы

Установка дорожных знаков дело творческое. Псковские водители долго ломали голову, зачем был запрещен поворот направо с улицы Алмазной на Шоссейную. Логических объяснений не обнаружила и городская комиссия по безопасности дорожного движения, отменившая свое же решение об установке знака.

недоразумение с Алмазной

Ошибки и ляпы встречаются на региональных и федеральных дорогах в Псковской области. Например, после ремонта трассы Псков-Рига на одном из дорожных указателей Псков «отдалили» от Петербурга на 80 километров (до Пскова 13 км, до Петербурга 376 км).

Разметка

Дорожная разметка в суровых северных широтах – нечто вроде арбузов. Появляется ненадолго только во второй половине лета. Из новшеств отметим впервые появившуюся разметку на широкой улице Рокоссовского. Правда, двойная сплошная вышла кривовато.

Двойная кривая на улице Рокоссовского

Неравномерно поделена дорога на две части по улице Толстого (между Вокзальной и Иркутским переулком).

Еще один забавный казус произошел на улице Пушкина. На участке с односторонним движением (от Октябрьского проспекта до улицы Ленина) зачем-то сделали сплошную осевую. После конфуза она довольно оперативно превратилась в прерывистую.

улица Пушкина

Дороги без разметки могут стать одним из псковских брендов. Причем это касается не только городских дорог, но региональных и федеральных. На трассе Псков-Петербург границу между Плюсским районам и Лужским можно легко определить по разметке. У ленинградцев четкая сплошная из термопластика, у нас еле заметные белые разводы посередине. 

Левый поворот

Постоянный рост транспортных потоков приводит к введению новых запретов на левые повороты с оживленных улиц. Подобная практика применяется все шире. Например, в 2009 году был запрещен левый поворот с Рижского проспекта на улицу М. Горького в сторону радиозавода (для тех, кто вообще обращает внимание на дорожные знаки).

В сентябре 2011 года в центре Пскова отменен левый поворот с улицы Карла Маркса на площадь Ленина. Принятия этого решения несколько лет добивался псковский автобусный парк под предлогом «мешают автобусам». Вторым аргументом в пользу запрета стали частые аварии при выезде на площадь Ленина.

Комиссия по безопасности дорожного движения пошла по самому легкому пути – просто запретила левый поворот. Примечательно, что никаких рекомендаций по объезду дано не было. Мол, сами придумаете, где развернуться. При этом не воспрещено обогнуть здание ДКП, проехать мимо стоянки такси и развернуться напротив кинотеатра «Октябрь». В итоге от нововведения выиграл только общественный транспорт.

По части «левых поворотов» ожидается устройство дополнительных стрелок для левого поворота с Рижского проспекта на Юбилейную и с Рижского на Рокоссовского. Решения об установке приняты городской «дорожной» комиссией, но до сих пор не выполнены. Пока что левый поворот происходит в общем порядке.

Парковка

Вопрос «где поставить» автомобиль по-прежнему остается актуальным. Все равно, куда вы приехали - на работу, домой, в поликлинику, кинотеатр. Количество транспорта растет из года в год, а свободное место для стоянки сокращается. По крайней мере, новые запреты более популярны разрешительных мер.

Нагрузка на дворы у Ледового дворца бывает пиковой

В Пскове вводятся в строй новые здания с крохотными гостевыми парковками. Типичный тому пример – новое здание Фонда социального страхования на Кузнецкой, 7. Табличка, предписывающая стоянку параллельно тротуару, старательно игнорируется. Автомобили ставят экономично, под углом к тротуару и с выступом на проезжую часть. Транспорт, в том числе общественный, вынужден совершать излишние перестроения.

В центре города нехватку парковочных мест еще можно понять и простить. Непонятно, как можно бездумно строить здания общественного назначения в богатом земельными ресурсами Псковском районе. «Ледовый дворец» в деревне Борисовичи проектировали в строгом соответствии с правилом китайских пионеров: сначала сами создаем себе трудности, а потом мужественно их преодолеваем. Почему нельзя было сразу догадаться про парковку? Зачем нужен такой бестолково большой газон? К сожалению, адресовать эти вопросы некуда и некому. На все подобные вопросы чиновники отвечают сухими отписками.

Планы на будущее

Застройка улицы Коммунальной и прилегающей деревни Борисовичи ставит на повестку дня вопрос о продолжении улицы и ее соединении с Рижским проспектом. Вместе со строительством второй очереди Северного обхода Пскова это может коренным образом изменить транспортную ситуацию на Завеличье. Если только жизнь не вмешается в эти планы.

Денис Бахтин

опрос
Какой из железнодорожных переездов в Пскове и окрестностях находится в наихудшем состоянии?
В опросе приняло участие 1349 человек
ПЛН в телеграм