Только пешеходы считают автомобиль роскошью. Автомобилисты давно знают - личное транспортное средство дает множество возможностей для экономии времени и свободного перемещения в пространстве. Современный деловой человек проводит часть жизни в поездках по городу, между областями и странами. Разница только в степени комфорта передвижения и стоимости содержания.
С самого момента появления автомобиль было принято считать признаком истеблишмента, обладание им стало доказательством принадлежности к высшему классу. С наступлением эры всеобщей автомобилизации ничего особенно не изменилось, элита просто пересела на более дорогие модели. К высшему классу можно отнести и народных избранников, делегированных жителями земли псковской (в том числе и пешеходами) в Псковское областное Собрание.
Большая часть депутатов областного парламента работает на общественных началах и редко пользуется служебным транспортом, в отличие от чиновников областной администрации. Поэтому мы заостряем внимание на личном транспорте народных избранников.
Нами двигало не только любопытство, но и желание оценить депутатские вкусы и предпочтения. Процесс удовлетворения любопытства сильно облегчило обязательное декларирование доходов и имущества.
Декларация - вещь неоднозначная. Надо понимать, что декларируется только ЛИЧНЫЙ автотранспорт. Зарегистрированные на фирму автомобили, самолеты и пароходы в отчеты не попали. Два автомобиля не означают, что депутат пользуется одним по четным дням, другим по нечетным. Можно записать транспорт на себя и отдать в пользование сыну. Равно как можно путешествовать в качестве пассажира с супругой.
Разумеется, шила в мешке не утаишь. В поле нашего зрения попали не указанные в декларациях транспортные средства, на которых депутаты разъезжают по нашим дорогам. Как говорит наш главный редактор, стыдно, у кого не видно.
В списке приводится информация о стоимости автомобилей. Данные для новых автомобилей взяты с сайтов официальных дилеров (для минимальной комплектации), для снятых с производства - по общероссийским сайтам автообъявлений. Сами понимаете, высчитать по скупым данным комплектацию конкретного автомобиля и его техническое состояние невозможно. Особенно с учетом того, что некоторые депутаты не указали даже конкретную модель своего «железного коня». Поэтому приведенная ниже стоимость автомобилей достаточно условна, хотя и дает определенное представление.
Итак, что можно сказать про автомобильные предпочтения? Прежде всего, депутатский автопарк широк и разнолик. От раритетных «Запорожцев» и «Москвичей» до сверхэлитного «Роллс Ройс Фантом». Преобладают недешевые автомобили. Весьма показательно, что списке не встретились довольно популярные в России марки «Киа». «Рено», «Шевроле» и «Опель» представлены единичными экземплярами.
Жемчужина списка - «Роллс Ройс Фантом», принадлежащий супруге вице-спикера Михаила Гавунаса (фракция Единая Россия). Хорошее представление об автомобиле дает краткий перечень дополнительных опций для авто на сайте Rolls-Royce Motor Cars Moscow. Среди прочего в список «допов» входят отделка интерьера кожей и окраска кузова из индивидуальной палитры, отделка панели инструментов, вентиляционных отверстий и руля деревом, встроенные в крышку багажника и облицовку переднего бампера камеры с проекцией изображения на дисплей, интеграция для iPod, отделка багажника в цвет салона, длинноворсные ковры.
Стоимость такого автомобиля составляет 20 млн рублей. «Роллс Ройс Фантом» сопровождается полной четырехлетней гарантией, включающей все ТО в течение этого времени без ограничения пробега и все расходные материалы.
На роллс-ройсах разъезжают короли, диктаторы, суперзвезды и миллиардеры. Данным автомобилем представительского класса пользовались в Ватикане, причем он отъездил 30 лет. «Фантом» в разное время имели Элвис Пресли, Джон Леннон, Марлен Дитрих, Леонид Брежнев, Дэвид Бекхэм. Короче, попасть в число обладателей «Роллс Ройс Фантома» могут только избранные из достойнейших. В их числе - Анжела Гавунас.
Также в пятерку самых дорогих автомобилей вошли «Мерседес Бенц GL500 4MATIC» справедливоросса Олега Брячака (стоимость от 5 млн 60 тыс. рублей), «Ауди А8» члена фракции КПРФ Игоря Савицкого (от 3 млн 440 тыс. 700 рублей), «Лексус GX470» единоросса Александра Лебедева (GX 460 от 3 млн 130 тыс. рублей) и «Ауди Q7» единоросса Александра Братчикова (стоимость от 2 млн 730 тыс. 200 рублей).
Впрочем, если учесть автомашины от организаций, картинка может быть другая. Игорь Савицкий также неоднократно был замечен на внедорожнике «Мерседес GL500», а Александр Братчиков на служебном «Вольво S80». Кстати, простой арифметический подсчет показывает: с уровнем доходов Олега Михайловича Брячака за 2011 год копить на GL500 придется почти 19 лет.
Семьи некоторых законотворцев владеют целыми автопарками. Справедливоросс Лилия Никифорова не имеет авто. Зато ее муж собрал целую коллекцию грузовиков - несколько самосвалов, МАЗ-54322, «Ивеко 19038», контейнеровоз ЧМЗАП и четыре прицепа. Суммарная стоимость всего этого хозяйства может серьезно поколебать конфигурацию первой пятерки списка.
Самые бедные машины выделить трудно. В депутатском автопарке нашлось несколько недорогих иномарок, ВАЗы, УАЗы и даже редкие в областном центре запорожцы. Безлошадных депутатов в списке оказалось тоже довольно много. По одному «пешеходу» имеется в каждой фракции, кроме ЛДПР. Это единоросс Ирина Богачева, коммунист Мария Мышинская, руководитель фракции «Справедливая Россия» Наталья Тудакова и глава фракции «Яблоко» Лев Шлосберг. Сведений о доходах справедливоросса Николая Егорова на сайте Собрания найти не удалось.
Единоросс Олег Савельев, вероятно, добирается на сессию вплавь. В собственности у него только лодка. Транспортные средства отсутствуют в декларациях у депутата Яна Лузина, вице-спикеров Валентина Каленского, Елены Бибиковой и Михаила Гавунаса. Разумеется, эти люди не ходят пешком. Томящимися в утренней автобусной толкотне вы их тоже не увидите. Они могут воспользоваться автотранспортом организаций по основному месту работы.
Второй вариант – воспользоваться свободным автомобилем автобазы областной администрации. Постоянно закрепленный служебный транспорт имеет только председатель областного Собрания. Разумеется, можно побыть пассажиром в автомашине супруга или супруги.
Довольно популярна в парламентских кругах «Тойота». Наиболее дорогой среди всей парламентской линейки автомобиль у Виктора Антонова - внедорожник «Хайлендер». Цена начинается от 1 млн 908 тыс. рублей. Чуть более дешевый автомобиль у Александра Гизбрехта - «Тойота Прадо», базовая стоимость - от 1 млн 724 тыс. рублей.
Обнаружилось два автомобиля «Тойота RAV4» (стоимость от 967 тыс. рублей). Один оседлал Алексей Васильев совместно с супругой, на втором катается жена руководителя фракции Единая Россия Валентина Каленского. Сам Валентин Григорьевич, если верить декларации, автомобиля не имеет. Хотя в Пскове многие видели его выходящим из «Вольво S80» с госномером О017ОО 60. Вероятно, автомобиль закреплен за облпотребсоюзом.
В группу тойотоводов вошел либерал-демократ Антон Минаков с «Короллой» (базовая стоимость авто - от 629 тыс. рублей). Что интересно, депутат с 2010 года числится безработным. Либо мы чего-то не знаем о пособиях по безработице, либо Антон Александрович умеет не работать правильно. Написал бы, что ли, книжку «Как заработать полмиллиона, лежа на печи». Королловладелицей также является жена великолукского депутата Александра Козловского.
В декларациях встретились три «Мерседес Бенца». «Мерседес Бенц GL500 4MATIC» у справедливоросса Олега Брячака (стоимость от 5 млн 60 тыс. рублей), «Мерседес Бенц GLK 350» у единоросса Юрия Сорокина (стоимость от 2 млн 380 тыс. рублей). Руководитель фракции ЛДПР Сергей Макарченко катается на «Мерседес Бенц 320» (стоимость авомобиля 1999 года выпуска от 340 тыс. рублей).
«БМВ» в областном Собрании представлен слабо - всего две штуки и обе пятой серии. 525-й у единоросса Александра Василевского (от 450 тыс. рублей) и «БМВ 520» у мужа депутата-единоросса Ирины Богачевой (от 150 тыс. рублей).
Владельцев «Ауди» в областном парламенте оказалось двое. Александр Братчиков владеет внедорожником «Ауди Q7» (стоимость от 2 млн 730 тыс. 200 рублей), Игорь Савицкий - легковым автомобилем «Ауди А8» (от 3 млн 440 тыс. 700 рублей).
Александр Лебедев имеет внедорожник «Лексус GX470» (GX 460 от 3 млн 130 тыс. рублей). Еще два депутата имеют разновидности модели RX в составе собственных автопарков. Это коммунист Аркадий Мурылев - «Лексус RX300» и единоросс Анатолий Тиханов - «Лексус RX 350» (стоимость от 2 млн 606 тыс. рублей). «Лексусом IS 250» (цена от 1,5 до 3,2 млн рублей) владеет жена Олега Брячака.
Единоросс Валерий Василевский катается на кроссовере «Хонда Элемент». С 2010 года «Элемент» снят с производства, данные по ценам весьма разноречивы.
В депутатских декларациях мы нашли четыре автомобиля марки Mitsubishi. Глава парламентского бюджетного комитета Борис Полозов предпочел внедорожник L-200 стоимостью от 909 тыс. рублей (кроме того, он имеет снегоход-буксировщик «Рекс»). Единоросс Александр Василевский, кроме БМВ, имеет «Аутлендер» (Аутлендер ХL от 949 тыс. рублей). Руководитель фракции КПРФ в Собрании Анатолий Копосов, вдобавок к вазовской «шестерке» и прицепу, имеет легковой автомобиль «Мицубиси Каризма». Стоимость «Каризмы» 2002-2003 года выпуска - от 235 до 290 тыс. рублей.
Супруга вице-спикера Собрания Михаила Гавунаса, кроме «Роллс Ройс Фантома» и микроавтобуса «Шевроле Экспресс» (пятилетний от 1 млн 300 тыс. рублей) пользуется «Лансером» (от 649 тыс. рублей). Довольно странный подбор автомобилей. Слишком разные ценовые категории у «Фантома» и «Лансера».
Автомобили «Форд» котируются не слишком высоко. «Форд Фокус» (от 532 тыс. рублей) есть у Юрия Сорокина, хотя обычно он предпочитает «Мерседес». «Форд Мондео» (стоимость от 727,5 тыс. рублей) есть у супруга Елены Бибиковой.
Среди депутатов нашлись обладатели и более демократичных в ценовом отношении автомобилей. Единоросс Вера Печникова владеет бюджетной «Шкодой Октавией» (цена от 559 тыс. рублей).
Коммунист Дмитрий Михайлов предпочел «Фольксваген Пассат Б5». Довольно популярный в широких массах бэпятый «Пассат» можно приобрести по самым разным ценам от 85 тыс. рублей.
Еще один член КПРФ Иван Штылин разъезжает на малолитражном «Фиат Палио». У официальных дилеров эта модель не продается, а с рук ее можно купить по цене от 120 тыс. рублей.
Кому-то может показаться, что псковские депутаты сплошь предпочитают тойоты, лексусы и прочие иномарки. Это совсем не так. Автомобилей отечественного производства, в том числе родного ВАЗа, у псковских депутатов более чем достаточно. Довольно скромно на общем фоне выглядят коммунист Геннадий Бубнов (ВАЗ-21120 стоимостью от 280 900 рублей и прицеп от легкового автомобиля) и единоросс Аркадий Васильев (ВАЗ-2114 - от 272 тыс. 900 рублей). Глава псковских коммунистов Александр Рогов разъезжает на Ладе 15-й модели (от 280 тыс. 900 рублей). Впрочем, нашелся в загашнике у Александра Анатольевича и «Фольксваген».
Среди парламентских деятелей весьма популярны отечественные внедорожники. Примечательно, что поклонники УАЗиков значительно опередили по количеству обладателей «Нив». В число последних попал великолукский депутат Александр Козловский. Совместно с супругой он пользуется автомашиной ВАЗ-21213 (стоимость новой «Нивы» - трехдверки от 336 тыс. 400 рублей). Не будем забывать про вышеуказанную семейную «Тойоту Короллу».
Единоросс Андрей Козлов разъезжает на УАЗ-31512 (от 100 тыс. рублей), его коллега по фракции Михаил Мурашкин на УАЗ 315-195. У Валерия Василевского легковой автомобиль УАЗ записан на жену.
Некоторые рыбаки и охотники имеют по два автомобиля, один для охоты и рыбалки, второй для поездок по городу. К числу таких людей, похоже, относится спикер Собрания единоросс Александр Котов (УАЗ-31514 и «Фольксваген Пассат»). Супруг Елены Бибиковой обладает автомобилями «Форд Мондео» и УАЗ-469. УАЗ этой же модели имеет коммунист Аркадий Мурылев (вдобавок к «Рено Символ» и «Лексус RX-300»).
«Фракцию байкеров» в Псковском областном Собрании депутатов представляют единороссы Василий Салопов (HondaVTX) и Алексей Севастьянов («Ямаха» TDM-900 и HondaGoldvin). Стоимость на вторичном рынке HondaVTX - от 300 тыс. рублей, Yamaha TDM-900 - от 200 тыс. рублей. В собственности у Алексея Севастьянова также автомобиль «Опель Корса» (от 455 тыс. рублей).
Депутатский автомобиль бывает разным
Некоторых народных избранников довольно трудно отнести к фанатам определенной автомобильной марки. Например, председатель псковского облсовпрофа Ульяна Михайлова пользуется «Шевроле Лацетти» (от 462 тыс. 500 pублей) и автомобилем ВАЗ 21112 (от 125 тыс. рублей). А ее муж явно настроен весьма патриотично и коллекционирует продукцию отечественного автопрома. В его автохозяйстве наличествуют ВАЗ-2107 (от 206 тыс. 900 рублей), универсал «Лада Калина» (от 292 тыс. 900 рублей) и запорожец ЗАЗ 968М.
Запорожец есть и у коммуниста Алексея Федорова. Также он может похвастать «Фордом Транзитом» (подержанный стоит от 130 тыс. рублей) и заслуживающим отдельного внимания легковым автомобилем М-408. 408-й москвич был первым советским автомобилем, подвергнутым краш-тесту. Наиболее полное представление об этой разновидности москвича дает фраза «до конца шестидесятых годов он пользовался хорошим спросом за границей». Стоимость указать затрудняемся, поскольку данная техника представляет интерес для собирателей автораритетов.
Семья депутата Виктора Антонова - самая внедорожная в Собрании. В дополнение к автоприцепу МЗСА-817715, квадрациклу «Грызли-700» и внедорожнику «Тойота Хайлендер» Виктора Васильевича, супруга депутата владеет компактным полноприводным внедорожником «Сузуки Джимни» (от 719 тыс. рублей).
Самый оригинальный перечень транспортных средств у великолучанина Бориса Каракаева. Состояние дорог для него не проблема, депутат может летать на сессии из Великих Лук в Псков на воздушном шаре. Помимо легкового автомобиля Citroen C8 (от 355 тыс. рублей), Борис Николаевич владеет двумя тепловыми аэростатами RA-0299Gи RA-0788G. В среднем цена на аэростат российского производства начинается от 600 тыс. рублей.
Кроме фракции байкеров, депутаты могли бы объединиться в клуб трактористов. Анатолий Тиханов имеет в собственности три трактора, четыре снегохода, один болотоход и один мотовездеход. Трактор Т-40 есть у Александра Гизбрехта, трактор МТЗ-82 у Алексея Федорова.
Мы не можем утверждать, что приведенная информация абсолютна объективна. Но именно такую картину нам нарисовали в сведениях о доходах. Верить или нет, решайте сами.
Денис Бахтин
Р. S. Отличить автомобиль псковского депутата в транспортном потоке можно по характерным буквам ООО в номерном знаке. Большинство из них имеет автомобильные номера из 700-й и 800-й серий, хотя есть исключения. Весь Псков знает серебристый «Мерседес» Яна Лузина с примечательным номером О002ОО60, доставшимся по наследству от экс-мэра Михаила Хоронена. Белым «Мерседесом» с оригинальным номером О500ОО60 владеет Василий Салопов. Некоторые парламентарии предпочитают не выделяться и довольствуются обыкновенными номерными знаками.